Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

Далее рассмотрим, процесс финансирования процесса прогнозирования  в РФ. Он регулируется Постановлением Правительства РФ № 153 от 20 февраля 1995 года, которое гласит, что: «государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, направление Министерству экономики Российской Федерации на выполнение прикладных экономических исследований средств в размере 0,5 процента ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно - технического прогресса (из них не менее 50 процентов направляются на реализацию экономических исследований, в том числе прогнозированию социально-экономического развития Российской Федерации)32.

Далее отметим, что регулирование социального прогнозирования  происходит отдельно на каждом уровне управления. В вопросе регионального регулирования данного процесса особое место занимают  Уставы субъектов РФ (например, Устав Курганской области) и закон «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах  субъекта РФ» (например, закон «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области»).

Соответственно, и на муниципальном уровне регулирование прогнозирования социального осуществляются законом «О разработке  прогнозов, программ социально-экономического развития муниципальных образований   и  паспортов  муниципальных  образований на   соответствующий  финансовый  год» и  Уставом муниципального образования. 

И в заключение остановимся на важности регионального аспекта регулирования социально-экономического прогнозирования закрепленного в Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»  № 803 от 3 июня 1996 года, который гласит, что:   «при разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие)33.

Таким образом, завершая рассмотрение вопроса о  правовом регулировании процесса социального  прогнозирования, важно отметить, что необходимо:

1) обеспечить постоянный контроль над ходом реализации законов социального блока и смежных законов;

2) отслеживать позитивные результаты их действия (ориентация на закон как условие решения задачи; предвидение правовых рисков; полнота и последовательность применения норм);

3) оценивать применения норм закона органами исполнительной власти, социальными организациями и учреждениями, органами суда и гражданами, а также установление отклонений от норм закона.

 

 

 

 

2.2.  Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы

 

 

 

Город Курган основан  в 1663 году, имеет статус города с 1782 года, входит в состав Курганской области  и с 1943 года является её административным центром34.

В соответствии с Законом Курганской области от 06.07.2004 года  № 419  «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)» город Курган наделен  статусом  городского округа35.

Для того чтобы  дать социально-экономическую характеристику муниципального образования города Курган за  2008-2010 года и оценить эффективность прогноза социально-экономического развития на 2011-2012 годы, необходимо провести сравнительный анализ прогнозируемых и фактических показателей за указанный период.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Кургана, Курганская городская Дума утверждает основные показатели прогноза и программу социально-экономического развития муниципального образования города Курган на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

Показатели  прогноза социально-экономического развития города Курган за 2008-2010 года утверждены следующими нормативно-правовыми актами муниципального образования:

1) за 2008 год: Решение Курганской городской думы от 19 декабря 2007 года № 362 «Об утверждении основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2008 год и среднесрочную перспективу»36;

2) за 2009 год: Решение Курганской городской думы от 20 декабря 2008 года № 383 «Об утверждении основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2009 год и среднесрочную перспективу»37;

3) за 2010 год: Решение Курганской Городской Думы от 19 декабря 2009 года № 337 «Об утверждении основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2010 год и среднесрочную перспективу»38;

4) за 2010 год: Решение Курганской Городской Думы от 24 декабря 2009 года № 365 «Об утверждении основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2010 год и среднесрочную перспективу»39.

Фактические показатели развития социально-экономической  сферы муниципального образования  города Курган за 2008-2010 года представляются в программах развития на предстоящие год и среднесрочную перспективу:

1) Решение Курганской  городской думы от 20 декабря 2008 года № 382 «Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2009 год и среднесрочную перспективу»40;

2) Решение Курганской городской думы от 19 декабря 2009 года № 336 «Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2010 год и среднесрочную перспективу»41;

3) Решение Курганской  городской думы от 24  декабря 2010 года «Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2011 год и среднесрочную перспективу»42.

В таблицах прогноза социально-экономического развития города Курган приводится 24 показателя, в курсовой работе для сравнительного анализа используются только некоторые параметры, по которым можно определить состояние социально-экономической сферы:

1) промышленная  деятельность

2) ввод в эксплуатацию  жилых домов

3) численность  работающих

4) лица имеющие  статус безработных

5) среднемесячная  заработная плата

6) бюджетные доходы

7) бюджетные   доходы - всего   в т.ч.:

      - собственные       

      - из них налоговые     

8) объем   платных   услуг населению            

9) фонд оплаты труда

Таблицы и сравнительного анализа, фактических и прогнозных показателей за 2008-2010  года, представлены в приложении 2, 3, 4 соответственно.

По анализу представленных данных за трехлетний период в городе Курган наблюдается положительная  динамика показателей: ввода жилых домов в эксплуатацию,  среднемесячной заработной платы, налоговых бюджетных доходов, фонда оплаты труда, объема платных услуг.  Увеличение этих показателей за последние 3 года на 41% - говорит об эффективной политики социально-экономического развития на территории муниципального образования. По данным показателям также в значительной степени отмечается превышение фактического значение над прогнозным.

Однако, необходимо отметить, что из выбранных для анализа 9 показателей лишь по пяти наблюдается и положительная динамика увеличения и положительное отклонение факта от прогноза, по остальным 4 показателям произошло снижение зафиксированного значения и отрицательное отклонение факта от прогноза. 

Таким образом, почти 30-50% показателей прогнозируется несоответственно динамики развития города, и хотя этот процент с каждым годом уменьшается, однако, тенденция несоответствия прогноза факту продолжает сохраняться -  это свидетельствует о том, что в городе Курган прогноз основывается не на математических методах расчета показателей, а лишь на анализе сложившейся социально-экономической ситуации и экспертом предположении о ее развитии. Использование  экспертных методов в краткосрочном и среднесрочном  прогнозировании в городе Кургане позволило достигнуть  достаточно высокого процента точности прогнозирования, однако для эффективного управления этот процент необходимо повышать.

На основе вышесказанного можно дать оценку прогноза социально-экономического развития на 2011 год и среднесрочную перспективу представленного в приложении 5.

Показатели прогноза на  2011 год  на 30 % превышают фактические  показатели развития социально-экономической сферы за 2010 год (в то время как уже установленное превышение за 2008, 2009, 2010 года составляет 10%), с учетом всех выявленных недостатков системы прогнозирования в данном муниципальном образовании, можно сказать, что они слишком завышены, т.е. в прогнозе на 2011 год выделяются следующие основные  заблуждения:

а) сверхоптимизм;

б) однонаправленный подход к прогнозированию (использование только методов экспертного анализа).

 В итоге эти заблуждения  воплощаются в ошибки, в том числе, и систематические, то есть повторяющиеся  в прогнозировании на каждый предстоящий год. Для повышения точности прогноза и его эффективности необходимо в   дальнейшем обратить внимание на совершенствование механизма прогнозирования в городе Курган.

Далее рассмотрим пути повышения эффективности системы прогнозирования как инструмента управления в муниципальном образовании в городе Курган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)

 

 

 

3.2. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана

 

 

Данные, приведенные в первом параграфе этой главы, дают представление о системе отображения данных прогноза и фактических показателей развития социально-экономической сферы города Курган.

 Показатели развития социально-экономической сферы города рассматриваются в программе социально-экономического развития, а показатели прогноза на предстоящий год и среднесрочную перспективу раскрыты в Решении Курганской Городской Думы «Об утверждении основных показателей прогноза социально-экономического развития…», данное решение публикуется также как и показатели развития города в газете Курган и Курганцы.

Проект прогноза, разрабатываемый на территории муниципального образования города Кургана и субъекта РФ Курганской области основывается на Письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которое гласит: в соответствии с Положением о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также Графиком подготовки в Министерстве экономического развития Российской Федерации материалов и документов, необходимых для разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2010 г. и на период до 2013 г., направляем материалы для разработки предварительного этапа прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2010 - 2013 годы43.

При составлении  прогноза социально-экономического развития города Кургана (и других муниципальных  образований) учитываются внешние  условия прогноза социально-экономического развития44.

1) мировая цена на нефть (долларов за баррель);

2) экспорт нефти (млн. тонн);

3) экспорт газа (млрд. куб. м.);

4) рост мировой экономики (%).

Таким образом, Министерство экономического развития и торговли РФ направляет во все  субъекты РФ основные макро – и  микроэкономические показатели социально-экономического развития  страны в предпрогнозном периоде.

1) показатели мировой экономики;

2) показатели добычи и экспорта нефти;

3) показатели добычи газа;

4) демографические тенденции;

5) уровень цен (тарифов на товары и услуги);

6) прогноз цен на электроэнергию;

7) динамику инфляции и т.д.

На основе данных показателей ежегодно во исполнение Распоряжения Администрации Курганской области «О разработке прогноза социально-экономического развития Курганской области и проекта областного бюджета на очередной финансовый год, параметров прогноза социально-экономического развития области и перспективного финансового плана на среднесрочную перспективу»: отдел экономической и промышленной политики  организует разработку прогноза социально-экономического развития города на очередной финансовый год и параметров прогноза социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу45.

Информация о работе Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана