Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, муниципальная  социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальное образования  реализуя свою главную задачу выработку социальной политики и обеспечение достойного уровня жизни населения основывается на ряде нормативно-правовых актов, прогнозных разработок, государственных программ и т.д. Соответственно для решения задачи по выработки социальной муниципальной политики необходимо разработать прогноз социально-экономического развития муниципального образования  на основе анализа показателей предыдущего года.  Методы и этапы прогнозирования социального развития рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития

 

 

      Понятие «прогнозирование» (от  греч. – предвидение, предсказание) означает процесс разработки  вероятностного суждения о состоянии  какого-либо явления или процесса  в будущем10. Как одна из форм научного предвидения в социальной сфере, прогнозирование находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием и управлением.

         Социальное прогнозирование следует отнести к числу интегрирующих отраслей знаний, которое нельзя разделить на отдельные «департаментные науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономического, экологического и демографического развития11.

        В практике социально-экономического  прогнозирования существует множество  подходов к классификации прогнозов. В зависимости от целей исследования объединение прогнозов в группы может производиться по одному из критериев, приведенных в таблице 112.     

Таблица 1

Классификация прогнозов

Критерий  классификации

Вид прогноза

Природа объекта  прогнозирования

  1. Экономический
  2. Социальный
  3. Научно-технический
  4. Экологический

Подход к  прогнозированию

  1. Нормативный
  2. Поисковый
  3. Комплексный

Дальность прогнозирования

  1. Оперативный – до 1 месяца
  2. Краткосрочный – от 1 месяца до 1 года
  3. среднесрочный – от 1 года до 5 лет
  4. долгосрочный – от 5 до 15 лет
  5. дальнесрочный – свыше 15 лет

Уровень (масштаб, глобальность) объекта прогнозирования

  1. Глобальный
  2. Межгосударственный
  3. Общегосударственный
  4. Межрегиональный
  5. Региональный
  6. Локальный

Размерность характеристик

  1. Одномерный
  2. Многомерный

Учет прогнозного фона

  1. Безусловный
  2. Условный

Точность  характеристик

  1. Точечный
  2. Интервальный

 

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их достижения13.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием, а научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов - прогностикой.

Прогнозирование имеет  два конкретных аспекта: предсказывать  и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозы  должны предшествовать планам, содержать  оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного - это прогноз. Директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желаемого - это план.

Прогноз и  план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был  эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности  непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы14.

Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.

Социальное  прогнозирование основывается на ряде принципов15:    

1. Принцип системности прогнозирования означает, что социальная и экономическая сферы рассматриваются, с одной стороны как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования.

2. Принцип единства социальной политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития социальной сферы, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов РФ и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

3. Принцип научной обоснованности означает, что в социальном прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

4. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии страны и создания теоретического аналога реальных социальных процессов с их полной и точной имитацией.

5. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития страны и отдельных ее регионов по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.

6. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в социальной сфере путем активных действий органов государственной власти и управления.

В соответствии с принципами социального прогнозирования можно выделить следующие его функции16:

1. Научный анализ социальных процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией  понимается этап прогнозирования, на котором  исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз –  это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное  описание объекта прогнозирования  с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция  представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития  в конкретных условиях и в определенном периоде.

При непрерывном  характере прогнозирования анализ его объекта происходит также  непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа социальных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

3. Оценка объекта прогнозирования, которая базируется на сочетании аспектов определенности и неопределенности.

4. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития.

На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических  наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции  его развития на перспективу.

5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Методы социального прогнозирования основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем17.

1. Экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны.

2. Оценка возможного или желательного в будущем состоянии того или иного явления (прежде всего экспертной оценки).

3. Моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т.д.

Все методы прогнозирования (а их только в социальном прогнозировании  выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различные комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным, например, прогнозирование по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера и т.д.

Многие методы относятся к межнаучным, применяемым  в ряде научных дисциплин, например, методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др.

Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.

Согласно  классификации методов прогнозирования они по степени формализации делятся на18:

1. Интуитивные (экспертные);

2. Формализованные (фактографические).

Формализированные применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных, качественных изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при которой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования.

Этапы и процедуры  разработки программы социального прогностического исследования19:

1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы и могут быть систематизированы таким образом:

- формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия);

- формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);

- формирование личности (образование, воспитание, спорт);

- народонаселение (демография, этнография, и т.д.);

- расселение (регион, город, село, экология и т.д.);

- социальное развитие (общество, коллектив); социальные изменения и структура;

- социальные институты;

- социальные группы;

- массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и т.д.);

- государство, международные отношения, национальные движения и т.д.

В качестве объекта  выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. В программе исследования объект уточняют через определение генеральной и выборочной совокупностей, чем одновременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.

2. Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация — исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.

3. Проблема социального прогноза — форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.

4. Предмет прогнозной разработки — социальные механизмы, обуславливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем.

5. Цель прогностического исследования — модель решения проблемы. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Четкое формулирование цели — одно из важнейших методологических требований к программе исследования.

Информация о работе Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана