Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является разработка предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить теоретические аспекты процесса социального прогнозирования и его специфические проявления на территории РФ и муниципального образования;
2) на основе статистических данных и нормативно-правовых актов раскрыть основные параметры социально-экономического развития в городе Кургане за 2008, 2009, 2010 годы;
3) рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования в сфере социального прогнозирования в РФ;
4) разработать систему мер по совершенствованию процесса прогнозирования социального развития в городе Кургане.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социального прогнозирования в муниципальном образовании…………………………………………………..….6
1.1. Понятие муниципального образования и его функции в сфере социального развития………………………………………………………………..6
1.2. Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического развития……………………………………………………………………………...10
1.3. Особенности социального прогнозирования на территории муниципального образования………………………………………………………19
Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории Российской Федерации и муниципального образования (на примере города Кургана)………………………………........…………………...23
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования……………………………………………………………………23
2.2. Основные параметры социально-экономического развития города Кургана за период 2008-2010 и оценка Прогноза на 2011-2012 годы…..………28
Глава 3. Совершенствование механизма социального прогнозирования муниципального образования (на примере города Кургана)………………33
3.1. Повышение эффективности системы прогнозирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования города Кургана…………………………………………….…………33
3.2. Предложения по совершенствованию механизма социального прогнозирования муниципального образования города Кургана………………..39
Заключение……...…………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы……..……………………50
Приложения……………………………………………..…………………………..54

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

6. Задачи прогностического исследования — это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной проблемы. По отношению к цели, задачи — необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).

7. Главным методологическим инструментом исследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов: 1) методологические (инструментальные): предположения, что применяемая методика при таких-то условиях способна дать достоверные результаты), 2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.

Основной  задачей прогнозирования в сфере  социального развития является, прежде всего, определение на перспективный  период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства20.

В данном параграфе описаны теоретические основы  социального прогнозирования, его базовые характеристики, но следует отметить, что на каждом уровне управления – государственном, региональном, муниципальном - имеются свои особенности  осуществления и регулирования данного процесса. В следующем параграфе подробно остановимся на  особенностях социального прогнозирования на территории муниципального образования.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности социального прогнозирования  на территории муниципального  образования

 

 

 В соответствии  с Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»21 и Уставом муниципального образования утверждается Программа социально-экономического развития муниципального образования на определенный год и среднесрочную перспективу.

Основанием для разработки такой Программы  служит Постановление    Администрации   (Правительства) субъекта РФ «О разработке  прогнозов,      программ социально-экономического развития муниципальных образований   и  паспортов  муниципальных  образований на   соответствующий  финансовый  год»22

В каждом муниципальном  образовании внутри субъекта РФ разрабатывается  своя программа развития  и прогнозирования  социально-экономической сферы.

Сравнительный анализ развития муниципальных образований в субъектах РФ свидетельствует о тенденции нарастания их социально-экономической дифференциации23.

Это во многом связано с неоднородностью хозяйственного пространства России, а значит, и  с различиями возможностей успешной работы в рыночных условиях. В выигрышном положении находятся в основном муниципальные образования, расположенные в регионах-экспортерах продукции, использующие устойчивый внешний спрос на нефть, газ, цветные металлы и алмазы. Для остальных муниципальных образований переход к рыночному хозяйствованию сопряжен с большими трудностями. Поэтому социальная и экономическая политика государства и субъектов РФ не должна основываться ни на установлении общих для всех муниципальных образований финансово-экономических правил, ни на поддержке муниципалитетов по политическим соображениям.

В этом параграфе речь пойдет об особенностях социального прогнозирования развития  муниципального образования.

Заинтересованность российского  общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании  будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных  социальных прогнозов. Современные представления о сущности социального прогнозирования показывают, что ни один серьезный прогноз, направленный на «конструирование» предполагаемого будущего, невозможен без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее24.

Это позволяет рассматривать  социальное прогнозирование как  методологию разработки научно обоснованного  утверждения относительно вероятных  изменений социальных процессов  и объектов и использовать его  в качестве одного из эффективных  инструментов выработки ответственных управленческих решений – как на уровне государственном, так и на уровне местного самоуправления.

Неизбежный интерес  социологии управления к разработке теоретических принципов социального  прогнозирования развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности в последние годы был усилен целым рядом динамично изменяющихся обстоятельств25:

- во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям государственное планирование утратило свой жесткий индикативный характер и все более нуждается в четком определении альтернатив развития на уровне локальных социумов (что непосредственно связано с целями и возможностями социального прогнозирования);

- во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов, что невозможно без предварительного прогноза развития социально-экономической сферы муниципального образования;

- в-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное прогнозирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности и функционирования муниципального образования как сложного социального объекта.

Принятый в 1995 г. Федеральный  закон «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации»26 был призван усилить прогностическое значение решений, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

Впервые была законодательно закреплена общественная необходимость  разработки долгосрочных макроэкономических прогнозов развития территорий, прогнозов научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической ситуации, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения, выраженных в качественных и количественных показателях.

Новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ27 подтвердил значимость прогнозов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта социального прогнозирования.

В интересах муниципального образования иметь систему непрерывного социального прогнозирования формализованного и интуитивного (экспертного) характера, чтобы компенсировать изъяны ненадежности планирования и управления городским социумом в условиях неустойчивости внешней и внутренней ситуации и влияния кризисных форм развития общества на микросоциум.

Таким образом, подводя итог рассмотрению теоретических  основ социального прогнозирования  как функции муниципального образования, можно сделать следующий вывод: развитие социально-экономической сферы муниципального образования основывается на показателях прогноза, который разрабатывается на каждый предстоящий год и среднесрочную перспективу. Муниципальное образование, формируя политику в области социального развития, выполняет свою главную функцию – обеспечение достойного уровня жизни жителям данного муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика и проблемы социального прогнозирования на территории  Российской Федерации и ее субъектов

 

 

2.1 Нормативно-правовое регулирование в сфере социального прогнозирования

 

 

При рассмотрении вопроса о нормативно-правовом регулировании социального прогнозирования в РФ необходимо отметить, что  в юридической базе нет разделения социального и экономического прогнозирования. Все анализируемые нормативные акты объединяют эти понятия и рассматривают их в совокупности, потому что, уровень социального развития страны и ее субъектов зависит от многих экономических показателей.

Во-первых, такой  важный социальный показатель как уровень  жизни населения напрямую зависит  от реального состояния экономики  в стране (а именно, от таких ее показателей как ВВП, ВНП, уровень инфляции и т.д.).

Во-вторых,  не менее важный социальный показатель как уровень безработицы тоже определяется экономическими показателями (такими как минимальная ставка заработной платы, состав рабочей силы и т.д.).

Прежде всего, необходимо отметить, что основные нормативно-правовые положения, регулирующие процесс социально-экономического прогнозирования в России прописаны в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах  социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20 июля 1995 года28.

Федеральный закона № 115 определяет, во-первых, понятие социально-экономического прогнозирования как систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Во-вторых, данный закон раскрывает основу и состав социально-экономического прогноза, т.е. прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.  

В-третьих, в  законе отмечено четкое разделение регулирование  прогнозов на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет  на десятилетний период.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно.

Таким образом,  Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах  социально-экономического развития Российской Федерации» является базовым, т.е. раскрывает основу регулирования процесса прогнозирования в РФ29.

Другие нормативно-правовые акты уточняют, либо дополняют вышеперечисленные  аспекты регулирования.

Ст. 173 Бюджетного Кодекса РФ гласит о том, что: «…прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений30.

Таким образом, ст. 173 БК РФ посвящена прогнозу социально-экономического развития территории.

Такой прогноз  составляется в отношении территории, на которой будет действовать  бюджет. Таким образом, при составлении  проекта федерального бюджета прогнозируется социально - экономическое развитие Российской Федерации, при составлении проекта бюджета субъекта РФ - социально-экономическое развитие соответствующего субъекта РФ, а при составлении проекта местного бюджета - соответствующего муниципального образования.

При составлении  прогноза социально - экономического развития территории рассматривается предстоящий финансовый год, при этом выводы делаются на основе данных социально - экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально - экономического развития территории до конца текущего года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.

Ст. 173 БК РФ исходит из неразрывной связи прогноза социально - экономического развития территории и проекта соответствующего бюджета, предполагая, что изменение прогноза социально - экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик самого проекта.

Следует отметить, что положение о том, кто должен осуществлять социально-экономическое  прогнозирование в РФ отражено в ст. 14 Федерального закона  «О правительстве Российской Федерации», которая гласит:  «правительство Российской Федерации: …прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики»31. Предусмотренные данной статьей полномочия Правительства по прогнозированию социально-экономического развития страны закреплены еще и в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому Закону, Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Информация о работе Социальное прогнозирование как функция муниципального образования на примере города Кургана