Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Список литературы
Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. М..1986. - 448с.
Азбука нравственного воспитания / Под.ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1979.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя /Н.П. Аникеева. - Новосибирск: ТОО «Литера», 1999.-215 с.
Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющихся поведения школьников /С.А. Бабаев. - М., 1993.
Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
Беляева Л.А. Педагогическая деятельность, как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики новообразования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.
Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. - Екатеринбург, 1993.
Беляева Л.А.; Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред. М.А.Галагузова. - Екатеринбург, 1998. Вып.3.
Бестужев-Лада Факторы риска. - М. 1989.
Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.-320 с.
Вейс Т. Как помочь ребенку? / Пер. с нем. С. Зубриловой.-М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.-168с.
Величева С.А. Этот «опасный возраст». М, 1982. - 96с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.
Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М, 1996.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебное пособие / Под ред. М.И. Рожкова.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-240с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк/ Л.С. Выготский. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. - 67 с.
Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред. М.А. Галагузова. - Вып.3. - Екатеринбург, 1998.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - С.Петербург: АО «Сфера», 1994. - 160 с.
Гонеев А.Д. Основы социальной педагогики /А.Д. Гонеев, П.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластёнина. - ML: Академия, 1999.-280 с.
Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков /А.Д. Гонеев. - Курск, 1998.
Групповая психотерапия / Под ред. Карвасарского: С. Ледера - М.. 1990.
Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования: Учеб. пособие. -Барнаул, 1993.
Егошина ВН. Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России.-М. 1996.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М, 1988.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с грудными учащимися. М., 1982,-191с.
Иващснко Г.М.. Константинова НС, Плотников М.М. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений.-М., 1996.
Ингеркамп К.Х. Педагогическая диагностика: (Зарубежная педагогика и школа) /К.Х. Ингеркамп. - М.: Педагогика, 1991. 240 с.
Карвасарский В.А. Психотерапевтическая энциклопедия.-СПб.: ЗАО Изд-во «Питер». 1999.-752с.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. -М., 1992.
Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.- 224 с.
Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 224 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1970. - 175 с.
Конвенция ООН о правах ребенка // ООН. - Нью-Йорк, 1991.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - М., 1983.
Лиханов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. - М. 1987.
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. B.C. Мухина. - М., 1991.
Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения в 2 .-Т. 1-397 с; Т. 2-320 с. М., 1977.
Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России II Трудовая помощь.- 1990.-№ 1.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. - М.. 1994.
Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики / Отв. Ред. Г.С. Батыгина. -М.. 1989.Межличностное восприятие в группе / Под ред. Т.М. Андреевой; А.И. Донцова.-М.. 1981.
Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. - 96с.
Невский И.А. Трудный успех: без «трудных» работать можно. М., 1981.-128с.
Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: История и современность.-М., 1994.
Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России.-М.,1993.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,2001.-480 с.
Олифирснко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 2000,- 528с.
Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. А.Г. Рузской.-М. 1990.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. Е.А. Кротков.-М.. 2000,- 256с.
Раттер М. Помощь трудным детям. - М. 1987.
Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии // Вестник психосоциальной и социально- реабилитационной работы.- №4.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие /Е.И. Рогов. - М.,: Владос, 1996. - 529 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.
Северный А.А., Альтшулер Б.Л. О системе защиты детства и семьи // социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч. - практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.
Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.,1983. -248с.
Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М., 1997.
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС. 2000. -416 с.
Социальная работа /Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов на Дону: «Феникс». 2000. -576с.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1987.
Стумбина Э.Я. и др. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Рига: Знание, 1985.
Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967. - 96с.
Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.
Теория и методология социальной работы / Под ред. СИ. Григорьева. -М.. 1994,
Технология соц. работы: Учеб. пособие для студ. высш. учб. Заведений / Под ред. ИГ. Зайнышева. -М.: Гуманит, изд. центр ВлаДос, 2000. -240с.
Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учб. Заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. -240с.
Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. - 143с.
Трудовое и социальное право России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Анисимова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999.-432 с.
Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.-432 с
Фирсов М.В.. Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 432 с.
Харчев А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных проблемах воспитания личности). -М.. 1990.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. - М., 1981.-528 с.
Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. - М ., 1992.
Чтобы подросток не пошел по неверному пути // Сост. И.Жогла. - Рига: Звайгзне, 1985.
Шевченко С.Г. Социально - развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. М., 1999.
Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.. 1998.
Шептенко П. А., Воронина Г.А. и др. Учитель + ученик: понять, принять, помочь. - Барнаул, 1996.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.. 1997.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми, группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // приклад. Психология и психоанализ. - 1998. - №2.
Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.. 1999.
Энциклопедия психологических тестов.-М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2000.-496с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: «Сентябрь», 1996. -С.26.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа тренинга «Путешествие к собственным способностям» для учащихся 5 классов
Занятие 1 (вводное). Цель занятия:
Занятие 2. Знакомство с собственными возможностями. Цель занятия:
Занятие 3. Развитие произвольной регуляции в контексте двигательных навыков. Цель занятия:
Занятие 4. Формирование образа эффективной коммуникации, разрешение проблемных ситуаций общения с помощью образного моделирования.
Цель занятия:
Содержание занятия:
Занятие 5. Формирование произвольной регуляции в контексте навыков зрительного восприятия. Цель занятия: