Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

 

Список литературы

 

 

Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. М..1986. - 448с.

Азбука нравственного воспитания / Под.ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1979.

Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя /Н.П. Аникеева. - Новосибирск: ТОО «Литера», 1999.-215 с.

Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющихся поведения школьников /С.А. Бабаев. - М., 1993.

Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

Беляева Л.А. Педагогическая деятельность, как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики новообразования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.

Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. - Екатеринбург, 1993.

Беляева Л.А.; Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред. М.А.Галагузова. - Екатеринбург, 1998. Вып.3.

Бестужев-Лада Факторы риска. - М. 1989.

Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.-320 с.

Вейс Т. Как помочь ребенку? / Пер. с нем. С. Зубриловой.-М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.-168с.

Величева С.А. Этот «опасный возраст». М, 1982. - 96с.

Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.

Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М, 1996.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебное пособие / Под ред. М.И. Рожкова.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-240с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк/ Л.С. Выготский. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. - 67 с.

Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред. М.А. Галагузова. - Вып.3. - Екатеринбург, 1998.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - С.Петербург: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

Гонеев А.Д. Основы социальной педагогики /А.Д. Гонеев, П.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластёнина. - ML: Академия, 1999.-280 с.

Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков /А.Д. Гонеев. - Курск, 1998.

Групповая психотерапия / Под ред. Карвасарского: С. Ледера - М.. 1990.

Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования: Учеб. пособие. -Барнаул, 1993.

Егошина ВН. Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России.-М. 1996.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М, 1988.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с грудными учащимися. М., 1982,-191с.

Иващснко Г.М.. Константинова НС, Плотников М.М. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений.-М., 1996.

Ингеркамп К.Х. Педагогическая диагностика: (Зарубежная педагогика и школа) /К.Х. Ингеркамп. - М.: Педагогика, 1991. 240 с.

Карвасарский В.А. Психотерапевтическая энциклопедия.-СПб.: ЗАО Изд-во «Питер». 1999.-752с.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. -М., 1992.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.- 224 с.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 224 с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1970. - 175 с.

Конвенция ООН о правах ребенка // ООН. - Нью-Йорк, 1991.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - М., 1983.

Лиханов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. - М. 1987.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. B.C. Мухина. - М., 1991.

Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения в 2 .-Т. 1-397 с; Т. 2-320 с. М., 1977.

Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России II Трудовая помощь.- 1990.-№ 1.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. - М.. 1994.

Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики / Отв. Ред. Г.С. Батыгина. -М.. 1989.Межличностное восприятие в группе / Под ред. Т.М. Андреевой; А.И. Донцова.-М.. 1981.

Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. - 96с.

Невский И.А. Трудный успех: без «трудных» работать можно. М., 1981.-128с.

Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: История и современность.-М., 1994.

Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России.-М.,1993.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,2001.-480 с.

Олифирснко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 2000,- 528с.

Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. А.Г. Рузской.-М. 1990.

Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. Е.А. Кротков.-М.. 2000,- 256с.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М. 1987.

Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии // Вестник психосоциальной и социально- реабилитационной работы.- №4.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие /Е.И. Рогов. - М.,: Владос, 1996. - 529 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

Северный А.А., Альтшулер Б.Л. О системе защиты детства и семьи // социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч. - практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.,1983. -248с.

Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М., 1997.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС. 2000. -416 с.

Социальная работа /Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов на Дону: «Феникс». 2000. -576с.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1987.

Стумбина Э.Я. и др. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Рига: Знание, 1985.

Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967. - 96с.

Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

Теория и методология социальной работы / Под ред. СИ. Григорьева. -М.. 1994,

Технология соц. работы: Учеб. пособие для студ. высш. учб. Заведений / Под ред. ИГ. Зайнышева. -М.: Гуманит, изд. центр ВлаДос, 2000. -240с.

Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учб. Заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. -240с.

Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. - 143с.

Трудовое и социальное право России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Анисимова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999.-432 с.

Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.-432 с

Фирсов М.В.. Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 432 с.

Харчев А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных проблемах воспитания личности). -М.. 1990.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. - М., 1981.-528 с.

Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. - М ., 1992.

Чтобы подросток не пошел по неверному пути // Сост. И.Жогла. - Рига: Звайгзне, 1985.

Шевченко С.Г. Социально - развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. М., 1999.

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.. 1998.

Шептенко П. А., Воронина Г.А. и др. Учитель + ученик: понять, принять, помочь. - Барнаул, 1996.

Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.. 1997.

Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми, группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // приклад. Психология и психоанализ. - 1998. - №2.

Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.. 1999.

Энциклопедия психологических тестов.-М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2000.-496с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: «Сентябрь», 1996. -С.26.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Программа тренинга «Путешествие к собственным способностям» для учащихся 5 классов

 

Занятие 1 (вводное). Цель занятия:

  • Знакомство.
  • Диагностика.
  • Создание мотивации участия в тренинге.

Занятие 2. Знакомство с собственными возможностями. Цель занятия:

  • Актуализация проблем и формулирование пожеланий.
  • Развитие пространственных представлений и навыков пространственной ориентации.
  • Формирование и развитие навыков группового взаимодействия. Содержание занятия:
  1. Знакомство (имена по кругу).
  1. Информация ведущего о целях группы (путешествие к своим способностям).
  2. Упражнение: «Корзинка пожеланий».
  3. Упражнение: «Узнай себя».
  4. Выделение «главной силы». Формирование групп.
  5. Обсуждение в группах.
  6. Отчеты представителей групп.
  7. Информация ведущего (начало путешествия).
  8. Групповое обсуждение.

Занятие 3. Развитие произвольной регуляции в контексте двигательных навыков. Цель занятия:

  • Создание атмосферы взаимной поддержки и развитие навыков рефлексии.
  • Тренировка двигательной координации, формирование и развитие двигательных автоматизмов.
  • Развитие тактильно-кинестетического восприятия. *Развитие образного мышления и воображения. Содержание занятия:
  1. Самооценка по степени владения силами.
  1. Информация о цели занятия (станция «Маугли»).
  2. Заключение договора (обсуждают и подписывают все участники).
  3. Групповое обсуждение «Какое животное нравится, почему?»
  4. Упражнение на управляемое воображение «Во глубине веков».
  5. Упражнение на формирование двигательной координации («Червяк», «Черепаха», «Улитка», «Тигр», «Птица», «Обезьянка»).
  6. Групповое обсуждение.

Занятие 4. Формирование образа эффективной коммуникации, разрешение проблемных ситуаций общения с помощью образного моделирования.

Цель занятия:

  • Тренировка согласованной работы зрительного и двигательного анализаторов в контексте отработки навыков письма.
  • Развитие зрительно-двигательной координации, тренировка тонкой моторики и развитие номинативной функции речи.
  • Формирование способности к эмоциональной саморегуляции путем дифференциации эмоциональных состояний себя и другого и с помощью овладения способами их выражения.

Содержание занятия:

  1. Групповой обмен впечатлениями.
  2. Демонстрация группового влияния.
  3. Информация о цели занятия («Сила общения»),
  4. Упражнение «Азбука эмоций» (в парах).
  5. Информация ведущего о ситуациях, трудных для общения.
  6. Комплекс двигательных упражнений на развитие гонкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  7. Упражнение на управляемое воображение «Делимся добротой».
  8. Групповой обмен впечатлениями.

Занятие 5. Формирование произвольной регуляции в контексте навыков зрительного восприятия. Цель занятия:

  • Формирование и развитие навыков зрительного анализа и синтеза, тренировка зрительно-пространственной ориентации.
  • Развитие зрительно-моторной координации в контексте отработки навыков чтения.
  • Тренировка произвольного внимания, развитие номинативной функции речи на задачах пространственной ориентации и планирования деятельности.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы