Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка
СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
1 Определение социологии управления(т)
СУ
– это: 1) раздел социологии, изучающий
социологические аспекты
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
б) целенаправленное управленч. воздействие на управляемый аппарат;
в) соц. самоорганизация (общ. мнение) – сов-ть спонтанных процессов внутригруппового регулир-я в виде общ. мнения, традиций, оказывающих регулир-ее воздействие на поведение и деят-ть индивидов;
г) система управл-их решений;
д) анализ
и контроль функционир-я управляемой
подсистемы.
2 Объект, предмет, задачи и ф-ии СУ(т)
Объект СУ – это конкретное общество с присущими ему системными, институциональными, культурными, коммуникативными и др. характеристиками, определяющими сов-ть управленческих отн-ий, складывающихся в процессе совместной деят-ти людей для организ-ии этой деят-ти в целях достижения соц. значимых результатов.
Предмет СУ составляет изучение:
1) Администрирования
(т.е. публично-правовых
2) Менеджмента.
Также предмет СУ составляет:
- изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп; - изучение многообразной деят-ти органов управления, гос. и общественных, прежде всего как социальных систем.
Задачи СУ: 1) гуманистическая (позволяет чел-ку лучше осознать свое место, понять свои возможности и оценить свою роль и статус в системе соц. отношений); 2) теоретическая; 3) методологическая; 4) определение приоритетных направлений в упр-ии; 5) повышение эф-ти системы управления.
Ф-ии СУ:
1) Познавательная – изучение осн. особенностей упр-я как специфич. сферы трудовой деят-ти, определение ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем.
2) Оценочная - цель оценить, в какой мере соответствует (или нет) существующая в данном обществе, система упр-я основным тенденциям, соц. ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения.
3) Прогностическая - направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управлен-ой деят-ти в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, определение возможных траекторий развития упр-я, на его прогнозирование.
4) Образовательная
(обучающая) - сущность состоит в том,
чтобы на основе опр-я и оценки значимости
тех или иных управл-их концепций,
тенденций их развития и совершенствования
- распространять знания об упр-ии,
т.е. об основных его задачах,
функц-ях, механизмах реализации.
3 Структура и типы систем управления(т)
Упр-е – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организов-ти, достижение полезного эффекта, и достижение опр. целей.
Система
– это сов-ть объектов, взаимодействие
которых обусловл-ет наличие новых новых
интеграт-ых качеств, несвойственных образующим
ее частям и компонентам. Системы, в которых
протекают процессы упр-я, называют системой
упр-я.
Структура системы упр-я:
Субъект упр-я (управляющая подсистема)
прямая св.
Объект упр-я (управляемая
Типы систем упр-я:
1) Технические – это системы, кот. содержат в качестве элементов технические механизмы.
!Особенности: - четко опр-я цель упр-я; - отсутствие чел-ка в контуре упр-я; - достаточно высокая определенность исходных данных, возможность формализации процессов функц-я с помощью математич-их моделей; - легко выделить объект упр-я и управляющую подсистему; закон упр-я может быть спроектирован заранее, что позволяет обесп. качество упр-я; - если система работает в условиях неопределенности, то качество упр-я будет обеспечиваться с той четкостью, с кот. известно влияние внешней среды.
2) Эргатические – эти системы включают в качестве элементов технику и людей, взаимодейств-их между собой.
!Особенности:
- в контур упр-я включен
3) Организац-ые – имеют единую цель и людей, взаимодействующих для достижения этой цели.
!Особенности:
- возможность самостоятельного
формир-я цели и их
4 Определение, функции, факторы риска социального управления(т)
Социальное упр-е – это сознательное целенаправленное воздействие на общество в целом как систему или на ее отдельные элементы, с целью оптимизации их функц-я и развития.
Цели соц. управления: 1. обеспечение стабильности соц. системы и подсистем; 2. наиболее оптимальное развитие соц. системы.
Функции социальн. упр-я: 1) обеспечение людей источниками средств существов-я в соответ-ии с их потребностями; 2) обеспечение благоприятных условий труда, быта, соц.-значимого самовыражения; 3) создание возможностей проф., образоват. и культурного роста; 4) наиболее приемлемая для людей сочетание внешних и внутренних целей организации, обеспечение дисциплины и порядка; 5) рациональное построение и развитие соц. структуры организации, культуры как фактора эффек-ой деят-ти; 6) формир-е типа личности совр. работника.
В соц. упр-ии цели часто не совпадают с результатами, средства могут подменить цели. Всегда осуществляется в условиях неопределенности и, с учетом факторов риска.
Риск – вероятность нежелательного воздействии на индивида, соц. группу, организацию как со стороны учтенных, так и неизвестных субъекту упр-я параметров среды.
Факторы
риска: 1) изменчивость внешней среды,
ее многоаспектность; 2) неизбежность инноваций
как ответы на вызовы среды; 3) иррациональность
мотивов деят-ти элементов системы управления;
4) недостаточность или погрешность инф-ии,
на осн. кот-ой принимаются упр-ие решения;
5) непоследовательность или ошибочность
действий субъекта упр-я; 6) инерционность
и несинхронность компонентов системы
упр-я.
5 Типы управления в обществе(т)
Различают 2 типа управления в обществе: 1) Объективное (стихийное) упр-е – не зависит от желания и воли людей. 2) Субъективное (сознательное) упр-е – осуществляемое людьми с помощью созданной ими системы управления.
Упр-е соц. системами имеет дело главным образом с сознательным управлением. Объектом упр-я в такой системе является население, а управляющей подсистемой – властные структуры. Между собой они взаимодействуют путем обмена сигналами через прямые и обратные связи.
Обратные связи можно трактовать в 2 вариантах:
1) Как
чисто информационные, состоят и
двух групп: а) объективная
инф-я, поступающая от
2) Рассматривается
широко как любое
Обр. связь считается сильной, если вс ее сигналы без искажений доходят до властей и учитываются ими.
Система
упр-я обществом
явл-ся закрытой (замкнутой). Иной она
быть не может, поскольку: 1) население
всегда как-то реагирует на действия властей;
2) власти должны получать инф-ию о состоянии
общества, чтобы исп-ть ее при выработке
прямых сигналов упр-я.
6 Свойства системы управления обществом(т)
Благодаря обр. связи, система упр-я обществом приобретает 2 важных свойства:
1) Саморегулирование – означает способность системы упр-я выполнять главную задачу упр-я в условиях воздействий различного рода. 2) Самоналадка (самонастройка) – означает способность системы упр-я поддерживать такое состояние, в котором система способна обеспечивать саморегулирование, т.е. готова к выполнению главой задачи упр-я.
Свойства
саморегулирования и
Осущ-е
процесса самоналадки
при объект. упр-ии.
В ходе развития у общества формируется
некая идея. Через обр. связи идея доводится
до сведения управляющей подсистемы. Здесь
возможны 2 варианта: а) управляющая подсистема
воспринимает идею, переводит ее в задачу
упр-я и реализует ее. В этом случае субъект
упр-я обладает необходимым профессионализмом
и самоналадка не требуется. б) управляющая
подсистема не считает идею задачей управления.
В результате рассогласование между идеей
и фактическим состоянием общества нарастает.
В результате старая система упр-я неизбежно
разрушается. Тогда создается новая система
с новым руководством, которое способно
воспринять идею как задачу и решить ее.
Новое рук-во добивается реализации идеи,
т.е. осуществляется саморегулирование.
7 Принцип действия систем управления обществом(т)
Процесс сознательного управления ведется циклами, каждый из которых состоит из 2 этапов:
1) определение конкретных задач управ-я и их приоритетности;
2) реализация каждой конкретной задачи (или ргулирование).
Регулирование заключается в сравнении факт. состояния общества с конкретной задачей упр-я, т.е. в выявлении рассогласования между ними с последующим уменьшением управляющей подсистемой этого рассогл-я. Принцип действия упр-я обществом, когда рассогл-е стремятся свести к нулю наз-ся управл-ем с отрицат. связью. На практике при регулировании к нулю может сводится лишь веществ-ая разновидность рассогл-я. Реакция населения никогда нулевой не становится, что объясняется неизбежным присутствием в обществе некоторого кол-ва неудовлетворенных.
Способность
системы упр-я обществом