Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка

Описание

СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 1 Определение социологии  управления(т)

 СУ  – это: 1) раздел социологии, изучающий  социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль  социологического  знания,  изучающая  систему  и процессы  управления  в  условиях  складывающихся  в  обществе  социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

 Сущность  социологического подхода  к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

 а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

 б) целенаправленное управленч. воздействие на управляемый  аппарат;

 в) соц. самоорганизация (общ. мнение) – сов-ть спонтанных процессов внутригруппового регулир-я в виде общ. мнения, традиций, оказывающих регулир-ее воздействие на поведение и деят-ть индивидов;

 г) система  управл-их решений;

 д) анализ и контроль функционир-я управляемой  подсистемы. 

 2 Объект, предмет,  задачи и ф-ии  СУ(т)

 Объект  СУ – это конкретное общество с присущими ему системными, институциональными, культурными, коммуникативными и др. характеристиками, определяющими сов-ть управленческих отн-ий, складывающихся в процессе совместной деят-ти людей для организ-ии этой деят-ти в целях достижения соц. значимых результатов.

 Предмет СУ составляет изучение:

 1) Администрирования  (т.е. публично-правовых отношений  по поводу производства и реализации  гос. решений в соц. общностях).

 2) Менеджмента.

 Также предмет СУ составляет:

 - изучение,  оценка  и совершенствование   процессов  управления  различных типах общностей, организаций,  социальных  институтов  и  общества  в  целом,  каждое  из  которых представляет  собой  специфическую  систему  социальных  взаимодействий индивидов и их групп; - изучение многообразной  деят-ти  органов  управления, гос. и общественных, прежде всего как социальных систем.

 Задачи  СУ: 1) гуманистическая (позволяет чел-ку лучше осознать свое место, понять свои возможности и оценить свою роль и статус в системе соц. отношений); 2) теоретическая; 3) методологическая; 4) определение приоритетных направлений в упр-ии; 5) повышение эф-ти системы  управления.

 Ф-ии СУ:

 1) Познавательная  – изучение осн. особенностей  упр-я как специфич. сферы трудовой деят-ти, определение ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем.

 2) Оценочная  - цель  оценить,  в  какой   мере  соответствует (или нет)  существующая  в  данном  обществе, система упр-я  основным  тенденциям,  соц. ожиданиям, потребностям  и интересам  большинства   населения.

 3) Прогностическая  - направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений  в управлен-ой деят-ти в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, определение возможных траекторий развития упр-я, на его прогнозирование.

 4) Образовательная  (обучающая) - сущность состоит в том, чтобы на основе опр-я и оценки значимости тех  или  иных  управл-их  концепций,  тенденций их  развития  и  совершенствования  -  распространять знания  об  упр-ии,  т.е.  об  основных его  задачах,  функц-ях,  механизмах реализации.   

 3 Структура и типы систем управления(т)

 Упр-е – это процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организов-ти, достижение полезного эффекта, и достижение опр. целей.

 Система – это сов-ть объектов, взаимодействие которых обусловл-ет наличие новых новых интеграт-ых качеств, несвойственных образующим ее частям и компонентам. Системы, в которых протекают процессы упр-я, называют системой упр-я. 

                              Структура системы упр-я:

                     Субъект упр-я (управляющая подсистема)

                     прямая св.                                         обр. св.

                     Объект упр-я (управляемая подсистема) 

 Типы  систем упр-я:

 1) Технические – это системы, кот. содержат в качестве элементов технические механизмы.

 !Особенности: - четко опр-я цель упр-я; - отсутствие  чел-ка в контуре упр-я; - достаточно  высокая определенность исходных данных, возможность формализации процессов функц-я с помощью математич-их моделей; - легко выделить объект упр-я и управляющую подсистему; закон упр-я может быть спроектирован заранее, что позволяет обесп. качество упр-я; - если система работает в условиях неопределенности, то качество упр-я будет обеспечиваться с той четкостью, с кот. известно влияние внешней среды.

 2) Эргатические – эти системы включают в качестве элементов технику и людей, взаимодейств-их между собой.

 !Особенности: - в контур упр-я включен человек  или коллектив людей; - в параметры  управляющей системы должны быть включены психофизиолог. свойства упр-я.; закон упр-я также может быть спроектирован заранее с гарантией качества управления; если управление осущ-ся в условиях неопределенности, то качество упр-я обеспечивается качеством работы чел-ка.

  3) Организац-ые – имеют единую цель и людей, взаимодействующих для достижения этой цели.

 !Особенности: - возможность самостоятельного  формир-я цели и их способность  к самоорганизации; - необходимость учета в процессе упр-я множества факторов (полит., соц., эконом.); - высокая неопределенность исходных данных, сложность прогнозирования; - низкая эф-ть применения математ. моделей для принятия упр-их решений; - субъективный характер процессов упр-я и связанные с этим ошибки при принятии решений; - отсутствие четких границ между субъектом и объектом упр-я, имеющих сложную иерархическую структуру. 

 4 Определение, функции,  факторы риска  социального управления(т)

 Социальное  упр-е – это сознательное целенаправленное воздействие на общество в целом как систему или на ее отдельные элементы, с целью оптимизации их функц-я и развития.

 Цели  соц. управления: 1. обеспечение стабильности соц. системы и подсистем; 2. наиболее оптимальное развитие соц. системы.

 Функции социальн. упр-я: 1) обеспечение людей источниками средств существов-я в соответ-ии с их потребностями; 2) обеспечение благоприятных условий труда, быта, соц.-значимого самовыражения; 3) создание возможностей проф., образоват. и культурного роста; 4) наиболее приемлемая для людей сочетание внешних и внутренних целей организации, обеспечение дисциплины и порядка; 5) рациональное построение и развитие соц. структуры организации, культуры как фактора эффек-ой деят-ти; 6) формир-е типа личности совр. работника.

 В соц. упр-ии цели часто не совпадают с  результатами, средства могут подменить  цели. Всегда осуществляется в условиях неопределенности и, с учетом факторов риска.

 Риск – вероятность нежелательного воздействии на индивида, соц. группу, организацию как со стороны учтенных, так и неизвестных субъекту упр-я параметров среды.

 Факторы риска: 1) изменчивость внешней среды, ее многоаспектность; 2) неизбежность инноваций как ответы на вызовы среды; 3) иррациональность мотивов деят-ти элементов системы управления; 4) недостаточность или погрешность инф-ии, на осн. кот-ой принимаются упр-ие решения; 5) непоследовательность или ошибочность действий субъекта упр-я; 6) инерционность и несинхронность компонентов системы упр-я. 

 5 Типы управления  в обществе(т)

 Различают 2 типа управления в обществе: 1) Объективное (стихийное) упр-е – не зависит  от желания и воли людей. 2) Субъективное (сознательное) упр-е – осуществляемое людьми с помощью созданной ими системы управления.

 Упр-е  соц. системами имеет дело главным  образом с сознательным управлением. Объектом упр-я в такой системе  является население, а управляющей  подсистемой – властные структуры. Между собой они взаимодействуют путем обмена сигналами через прямые и обратные связи.

 Обратные  связи можно трактовать в 2 вариантах:

 1) Как  чисто информационные, состоят и  двух групп: а) объективная  инф-я, поступающая от населения  в управляющую подсистему (например, эконом. и соц. показатели). б) реакция населения на действия властей (судят по результатам соц. опросов и сми).

 2) Рассматривается  широко как любое информационное  или силовой воздействие объекта  упр-я на субъект (пр. заговор,  революция).

 Обр. связь считается сильной, если вс ее сигналы без искажений доходят до властей и учитываются ими.

 Система упр-я обществом  явл-ся закрытой (замкнутой). Иной она быть не может, поскольку: 1) население всегда как-то реагирует на действия властей; 2) власти должны получать инф-ию о состоянии общества, чтобы исп-ть ее при выработке прямых сигналов упр-я. 

 6 Свойства системы  управления обществом(т)

 Благодаря обр. связи, система упр-я обществом  приобретает 2 важных свойства:

 1) Саморегулирование  – означает способность системы упр-я выполнять главную задачу упр-я в условиях воздействий различного рода. 2) Самоналадка (самонастройка) – означает способность системы упр-я поддерживать такое состояние, в котором система способна обеспечивать саморегулирование, т.е. готова к выполнению главой задачи упр-я.

 Свойства  саморегулирования и самоналадки  являются врожденными для общества, поскольку происходят из факта существования  обратной связи, также врожденной (неотъемлемой) для общества. Поэтому их проявление является неизбежным в процессе соц. изменений, даже если в силу каких-то причин управляющая и управляемая подсистемы не воспользуются ими сознательно. Тогда самоналадка осуществляется стихийно, через объективное упр-е. Т.е. при отсутствии цивилизованного управления появляется управление стихийное (нецивилизованное).

 Осущ-е  процесса самоналадки  при объект. упр-ии. В ходе развития у общества формируется некая идея. Через обр. связи идея доводится до сведения управляющей подсистемы. Здесь возможны 2 варианта: а) управляющая подсистема воспринимает идею, переводит ее в задачу упр-я и реализует ее. В этом случае субъект упр-я обладает необходимым профессионализмом и самоналадка не требуется. б) управляющая подсистема не считает идею задачей управления. В результате рассогласование между идеей и фактическим состоянием общества нарастает. В результате старая система упр-я неизбежно разрушается. Тогда создается новая система с новым руководством, которое способно воспринять идею как задачу и решить ее. Новое рук-во добивается реализации идеи, т.е. осуществляется саморегулирование. 

 7 Принцип действия  систем управления  обществом(т)

 Процесс сознательного управления ведется  циклами, каждый из которых состоит  из 2 этапов:

 1) определение  конкретных задач управ-я и  их приоритетности;

 2) реализация каждой конкретной задачи (или ргулирование).

 Регулирование заключается в сравнении факт. состояния общества с конкретной задачей упр-я, т.е. в выявлении рассогласования между ними с последующим уменьшением управляющей подсистемой этого рассогл-я. Принцип действия упр-я обществом, когда рассогл-е стремятся свести к нулю наз-ся управл-ем с отрицат. связью. На практике при регулировании к нулю может сводится лишь веществ-ая разновидность рассогл-я. Реакция населения никогда нулевой не становится, что объясняется неизбежным присутствием в обществе некоторого кол-ва неудовлетворенных.

 Способность системы упр-я обществом противостоять  разрушению, наз-ся устойчивостью. Она хар-ся некоторой границей, пределом, за кот. система упр-я не должна переходить. Сист. упр-я обществом считается устойчивой, если она способна выполнять главную задачу упр-я. Все звенья сист. упр-я инерционны, т.е. работают не мгновенно. Инерцион-ть насел-я трудно просчитать; она весьма значительна и играет роль стабилизир-ого фактора в упр-ии.

Информация о работе Социология управления