Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка

Описание

СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 Благодаря инерционности, система упр-я обществом  обладает запасом устойчивости. Пользуясь  инерционность населения, власти могут бездействовать или проводить свою политику в разрез с реакцией насел-я, но в пределах устойчивости. (Мин. запас устой-ти – от начала предельн. воздействия до достижения границы устой-ти, хар-ет время задержки реакции ансел-я. Факт. запас устой-ти – врем. промежуток от конкретн. даты, от кот. произ-ся анализ общ-ва до границы усто-ти системы упр-я общ-вом).

 Быстродействие системы упр-я общ-вом хар-ся временем работы сис-мы, т.е. временем кот. происходит с момента появления сигнала обр. связи до начала воздействия властей по этому сигналу на объект упр-я. Врем. интервал запаса устой-ти, обусл-ый инерцион-тью населения, явл-ся тем промежутком времени, кот. предоставляется обществу для осущ-я самоналадки системы упр-я. Если процесс самонал-ки не уложится в этот инервал, то сист-ма теряет устой-ть, и общ-во переходит в обл. стихийного упр-я.

 8 Управляющее воздействие  и виды управления(и)

 Три основные вида управления:

 1) Управление в замкнутом контуре реализуется посредством обратной связи выхода организационной системы с входом. Наличие обратной связи обеспечивает воздействие на ресурсы входа за счет собственных средств, чем и достигается самоорганизация хозяйственных организаций.

 Обязательные  условия управления в замкнутом  контуре: наличие канала информации о состоянии процесса и выходов (информационное обеспечение управления); наличие возможности сравнения результатов функционирования(нормативное и техническое обеспечение управления); наличие источника управляющего воздействия,(механизмы управления стимулов и рычагов воздействия); наличие условий для организации воздействий на вход и процесс (самостоятельность организаций в использовании механизмов управления).

 В рыночных условиях абсолютное большинство процессов  управления хозяйственными организациями  осуществляется в замкнутом контуре: из средств, полученных от реализации результатов деятельности, выплачивается  заработная плата, заменяется изношенное оборудование (за счет средств, отчисляемых в амортизационный фонд), приобретаются сырье и полуфабрикаты для очередного цикла деятельности, проектируются и внедряются инновации (новая продукция, новые технологии и т.д.) за счет инвестирования части получаемой прибыли и.т.д.

 2) Управление в разомкнутом контуре характеризуется отсутствием обратной связи от входа к выходу.

 Данная  ситуация возможна в тех случаях, когда результаты хозяйственной  деятельности не позволяют осуществлять необходимые воздействия на ресурсы входа, т.е. субъект управления неправомерен распоряжаться полученными результатами в силу того, что управление осуществляется из внешней среды, когда система управления не отлажена, а кадры управления не имеют нужной квалификации и не умеют целенаправленно и обосновано использовать имеющиеся ресурсы. Внешнее управление, осуществляемое вышестоящим органом управления или иной внешней управляющей организацией, позволяет компенсировать возможные отклонения от заданной предупредительными методами.

 Примером  управления в разомкнутом контуре  является централизованное управление предприятиями в дореформенный  период, когда наиболее существенное воздействие на ресурсы входа  и результаты выхода формировались  на основе директивного планирования общегосударственного и отраслевого уровня.

 3) Управление изоляцией достигается организацией на входе и выходе системой фильтров, которые не пропускают из внешней среды в организационную систему нежелательные входы и из нее во внешнюю среду - нежелательные выходы.

 Примерами такого вида управления являются входной  контроль сырья и материалов, контроль готовой продукции на выходе, а  также экологический контроль.

 В реальных системах управления организациями  комбинируются все три схемы  управления

 Управляющим называется воздействие на объект, которое предназначено для достижения некоторой цели управления. Под целью управления в общем случае понимается идеальный (существующий только в сознании, но не в реальности) образ результата деятельности, который формируется до начала ее осуществления и становится основой организации средств и определения способов этой деятельности. Объект, на который оказывается управляющее воздействие, называют управляемым объектом. Основная цель процесса управления какой–либо системой состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования ею своих возможностей для достижения желаемых результатов. Чтобы принять решение, необходимо, как минимум, иметь некоторую информацию относительно начального состояния управляемого объекта. Поэтому выработка управляющих воздействий всегда включает в себя: сбор, передачу и обработку необходимой информации; принятие решений с определением управляющих воздействий. Осуществление управляющих воздействий включает: передачу управляющих воздействий; преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Различают определенные виды управления. Координация – управление, цель которого заключается в согласовании процессов в разных подсистемах объекта управления (по целям, месту, времени, исполнителям, ресурсам и т.п. для оптимизации, достижения максимального значения цели системы, регулирования и стабилизации). Регулирование – управление, цель которого заключается в обеспечении близости параметров управляемого объекта к их заданным значениям. Стабилизация – регулирование, цель которого заключается в обеспечении постоянства значений управляемых параметров на заданном интервале времени. Оптимальное управление – управление, цель которого заключается в достижении максимального значения показателя качества управления. Экстремальное управление – управление, цель которого заключается в достижении и удержании экстремума показателя качества функционирования управляемого объекта на заданном интервале времени. Программное управление (регулирование) – управление, при котором управляющие воздействия и (или) параметры управляемых объектов изменяются в соответствии с заданной программой. Терминальное управление – управление, цель которого заключается в переводе объекта управления в заданное конечное состояние в заданный момент времени. Финитное управление – управление, цель которого заключается в переводе объекта управления из заданного начального состояния в заданное конечное состояние за ограниченное время.

 9 Суть публичного  администрирования(т)

 Публ-ое администрирование – упр-е в публ-ой сфере соц. жизни общ-ва, т.е. деят-ть, осуществляемая посредством народа.

 Следут  различать понятия «власть» и  «администр-е». Суть власти состоит  в отн-ях господства и подчинения, а суть администр-я – в отн-ях соц. партнерства. Функция власти – удерживать соц. порядок, а ф-ия администр-я – способствовать его совершенств-ю и развитию.

 Осн. функции администр-я: полит-ая, регулятивная, распорядит-ая, контроля.

 Процесс администр-я – это целенаправл., законодат-но регулируемая деят-ть по реализации полномочий органов власти в обществе, постредством привлеченных ресурсов, в результате чего происходят соц. изменения в различных сферах жизни людей.

  Цели и принц-пы воздействия                   Сист. администир-я              Соц. эффекты

 Администр-е  осуществ-ся в соц. среде, обеспечивая  взаимодействие институтов общества и  гос-ва.

                                          Государство

                        требования                      решения

                                Сист-ма администрир-я

                       действия                            запрос

                                            Общество 

 В администрир-ии выделяют 2 направл-я коммуникаций: 1) Связано с формир-ем гос-ых решений (прямое). Принцип: воспринимая на входе сигналы среды, система администрир-я подает на выход проекты соответ-их решений. 2) Связано с действием решений (обратное). Принцип: принятые на гос. уровне эти решения приобрет. форму требований к системе администрир-я. По обр. связи они влияют на соц. среду, усиливая или ослабляя входные сигналы (от гос-ва к обществу). 

 10 Механизм и формы  администрир-я(т)

 Механизм  администрир-я – это закономерная взаимосвязь соц. элементов, явлений и процессов, в результ-те кот. происходит согласование частных и общественных интересов, разработка и принятие решений, их реализация, с пом. имеющихся у гос-ва ресурсов.

 Механизм  администр-я образуется соц. элементами, выстроенными в след. порядке:

 1) Блок  формир-я гос. решений: потребности  – интересы – решения.

 2) Блок  реализации гос. решений: требования  – действия – результаты.

 Осн. формы администрир-я:

 1) Морально-политические  – призваны обеспечить позитивное  отн-е людей к нормам и правилам  соц. взаимодействия. (При этом  важно учитывать нац. менталитет и требования соц. справедливости). Если требования справедливы, то они способствуют формир-ю в обществе здоровой нравств. атмосферы и создают предпосылки для эффективного функционир-я системы администрир-я.

 2) Правовые  – могут осуществляться: - прямыми  методами (издание нормативных актов, лицензирование, выдача директив и предписаний; - косвенными методами (размещение гос. заказов, налогообложение, запреты, ответст-ть).

 3) Организационные  – предполагают подчинение людей  и их объединений органам гос.  власти. Подчинение чаще всего бывает осознанным, связано с понимаем важности распоряжений. Вырабатывая и осущ-яя конкретн. решения, гос. учреждения проводят заседания, совещания, конференции и т.д.

 4) Информационные  – направлены на сохранение  или изменение имиджа гос. службы, создание атмосферы доверия и доброжелательности к офиц. учреждениям со стороны общественности, информир-е населения об их работе. 

 11 Координация, реординация и субординация(т)

 Координация (сорасположение)- вид соц. управления при котором осущ-ся уровне, а стороны, части и элементы одной и той же соц. общности или взаимодействие неск. общностей хар-ся равновесием. Примером может служить, взаимоотношения в семье, коллег на работе. Их воздействие друг на друга не принимает формы односторонней зависимости и подчинённости. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деят-ть каждого из них упорядочивается в соответствие с деят-тью других. Упр-е в форме К свойственно равным целостностям, которые не при каких условиях не могут взять верх одна над другой. А↔Б (отношен. между ними равны )

 В условия  гос. службы, представляет собой взаимодействие гос. служащих и гос. органов по горизонтали, кот. реализуется опр. правовыми  нормами. Взаимодействие департаментов и управлений внутри министерств или министров между собой, имеет хар-р координации. Она выражается в согласовании госслужащих и госорганов расположенных по горизонтали сових действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов и решение совместных служебных задач. Все они размещаются один возле другого или один вслед за другим, но так, что никто не выдвигается на роль ведущего или лидера.

 Реординация (переподчинение). Все силовые министерства переподчинены президенту.

 Субординация (соподчинение)- вид гос. управления, при котором вертикальное упорядочение, один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей. играет роль ведущего, определённого начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения здесь действует соподчинение.

 Один  элемент в составе общности или  отдельная общность, берёт верх над  другими                                 и  подчиняет их себе. В гос. службе субординация представляет собой систему  должностного подчинения, основанную на правилах служебной дисциплины. при ней каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному начальнику, но и последовательно всем вышестоящим рук-лям данного ведомства.

 12 Иерархия, или сложные  формы субординации(т)

 Понятия С и И имеют синонимический хар-ер. Это лат. и греч. названия такой формы управления, как соподчинение. Понятие И используется тогда, когда речь идёт о сложных формах субординации. Она упорядочивает оп линии соподчинения не просто целостности, а системы , которых деятельность одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка, деят-ть 2 порядка от 3-го порядка и т. д.

 На  сегодняшний день И является основным принципом построения любых организационных  систем упр-я. И - священная власть, был введён в 5 веке н.э.

 В настоящее  время понятие И применяется в основном для отражения вертикалями подчинения между различными уровнями управления организацией.

 Впервые модель чёткой иерархической стр-ры управления была разработана в начале 20 века немецким учёным М. Вебером в теории бюрократии. Основным положением теории было чёткое разделение труда, из которого вытекали след. требования к сис-ме управления:

 - использование  квалифиц. спец-ов на всех уровнях  исполнения;

 - соблюдение  И управления(т.е. нижестоящ. уровень  должен подчин. вышестоящему);

 - наличие формальных правил и норм для выполнения персоналом своих задач;

 - разработка  квалификационных требований для каждого должностного лица.

 Иерархии  стр-ры управления признаны наиболее эф-ми, хотя и обладают рядом недостатков:

Информация о работе Социология управления