Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка

Описание

СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 НИ  России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.

 Сфера НИ не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы. НИ воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.

 НИ - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства Попытка ущемления Н.и. воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих национальных групп или общностей, а также государств.

 Всю совокупность коренных национальных интересов России можно подразделить на две большие группы, затрагивающие внутренние и внешние, международные условия жизнедеятельности общества.

 Среди интересов первой группы выделяют: сохранение территориальной целостности; обеспечение физического и психического здоровья населения, его воспроизводства; сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений; организация эффективного производства (СХ, промышленность); обеспечение благосостояния народа, условий развития личности, гарантий ее прав и свобод и исключение любого тоталитарного воздействия на нее, формирование гражданского общества; сохранение и развитие национальной культуры, в том числе лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов.

 Среди интересов второй группы выделяют такие: достижение благоприятной для России внешнеполитической ситуации; обеспечение выгодных для России внешнеэкономических отношений; обеспечение военной безопасности, заинтересованность в стабильном мире, международном взаимовыгодном сотрудничестве и безопасности, в эффективной совместно с другими странами борьбе против терроризма, торговли наркотиками, использовании психотропных средств и т.д.

 22 Внешнеполитические  интересы государства (и)

 Внешнеполитические  интересы государства выражают потребности  его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической  и политической природы государства, его места в системе международных отношений.

 Структура ВИ:

 -интересы различных социально-политических сил (обусловлены объективным положением определенного социального слоя и часто имеют узкоэгоистический характер);

 -национальные интересы(общие потребности всего общества: безопасность и целостность государства как целостной социально-экономической, национально-культурной и исторической общности, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения);

 -общечеловеческие интересы (связаны с сохранением жизни и обеспечением прав человека).

 Различают информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные средства осуществления интересов. Положение государства на международной арене все больше определяют экономический потенциал, уровень развития науки и технологий, а так же приверженность праву и моральный авторитет.

 Внешнеполитическая  концепция реализуется через  внешнеполитический курс – целевую  направленность данной деятельности государства. Анализ конкретной внешней политики кроме понятийного аппарата требует учета факторов влияния на нее, а также механизмов и условий их воздействия. Эти факторы подразделяют на: внутренние социально-экономические и политические отношения; субъективный фактор; международные отношения.

 Внутренние  общественные отношения воздействуют на внешнюю политику по различным  направлениям. Так, экономическая структура  определяет экономический и военный потенциал; этно-национальная – проблемы несовпадения государственных и этнических границ; политический режим – международный имидж.

 Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений и субъективного фактора.

 Осуществление внешней политики связано с реализацией  государством ряда универсальных функций. Охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах. Информационно-представительская функция выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государства на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем. Идеологическая функция заключается не только в пропаганде преимуществ своей системы, а и в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных, цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

 23 Посягательство на государственные(национальные) интересы(т)

 К моменту  распада СССР. В России отсутствовала  целостная концепция нац. интересов  и их защиты. В 1990 г. комиссией союзного парламента, кот. была создана для  проработки вопросов по совершенствованию  сис-мы без-ти страны, были определены необходимые алгоритмы поведения, тогда же пришли в выводу что общая нац. без-ть реализуется в двух измерениях: общественном и гос-ом, и подраздел-ся на внутр. и внешн. в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Угроза нац. без. представляет собой посягательства на интерес. Эти посягательства сущ-ют в каждой сфере жизнедеят-ти личности.

 В зависимости  от оснований можно выделить такие  классификации угроз без-ти:

 - в  зав-ти от места нахожден. источника без-ти: внутренняя, внешняя;

 - в  зав-ти от степени сформированости  угроз: потенциальная, реальная;

 - в  зав-ти от хар-ра угроз: сейсмическая; стих. бедствие; антропогенная, экологическая,  техногенная; 

 - в  зав-ти от степени субъекта  восприятия: завышенная, заниженная, не осознанная, адекватная, мнимая.

 24 Обеспечение национальной  безопасности(т)

 НБ- защищённость жизненно важных интересов  граждан и общества, нац. ценностей  и образа жизни от широкого спектра  внутренних и внешних угроз.

 Под обеспечением НБ понимается целенаправленная деят-ть гос-х и общ-х институтов, а так же гр-н по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества, гос-ва и противодействию.

 Гл. цель НБ: создание и поддержание  необходимого уровня защищённости, такого эк-го, полит-го, междунар-го, военно-страт-го положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общ-ва и гос-ва и исключало опасность ослабления роли и значения РФ, подрыва способности гос-ва реализовывать нац. интересы на международной арене.

 Это достигается путём решения след. задач:

 - подъём  эк-ки страны, проведения независимо  и соц. ориентированного курса;

 - соверш-я  зак-ва, укрепление правопорядка  и соц. полит. стабильности  общ-ва, гос-ти, федерализма и мест. самоупр;

 - формирование  гармоничных межнац. отношений;

 - укрепления  без-ти в оборонной и инф.  сферах;

 - обеспечение  жизнидеят-ти населен. в техногенно  безопасном и экологически чистом  мире.

 Осн. ф-ции сис-мы обеспеч. НБ:

 -  выявление и прог-ие внешн.  и внутр. угроз жизненно важным интересам объектов без-ти, осущ-е комплекса оперативных и долговременных мер;

 - создание  и поддержание в готовности  сил и средств в обеспечение  без-ти;

 - упр-я  силами и средствами обеспечения  без-ти в повседневных условиях  и при чрезвычайных ситуациях;

 - осущ-е  сис-мы мер по восстановлению  норм. функционирования объектов  без-ти в регионах, пострадавших  в рез-те возникших ЧС и стихийных  бедствий;

 - участие  в мероприятиях по обеспечению  без-ти за пределами страны  в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями.

 Обеспечение НБ в США:

 Политические, экономические и военные силы и самодостаточность различных гос-тв имеют определённые измерения.

 В Японии был предложен аналитический  метод оценки нац. силы гос-ва, которая определяется как способность:

 - вносить  вклад в международное сообщество;

 - выживать  в кризисных и экстим. междунар-х  условиях;

 - продвигать  и навязывать свои нац. интересы.

 Понятие нац. силы и НБ не тождественны. Первое даст оценку гос-ва в сис-ме междунар. отношений. Второе представляет самооценку внутренних и внешних устройств, направленных на преодоление опасностей в ходе развития страны.

 25 Столкновение интересов. Механизмы их разрешения(т)   

 В публичной  сфере общ-ва, действуют институциональные  и субстанциональные субъекты. Первые реализуют публично правовые отношения в рамках устоявшихся статусно-ролевых систем (должн-е лица гос. стр-р). Вторые выражают и защищают общие интересы.

 И органически  связаны с потребностями людей. Каждый человек стремится к достижению определённой совокупности жизн. благ, таких как: жильё, работа, доход. Интересы признанные общ. мнением, приобретают вид законных интересов. В политике их ущемление воспринимается как покушение на жизн. устои людей. По этому гос-во призвано стоять на страже законных И.

 Для этого в сис-ме администрирования  предусмотрены институты и механизмы  представительства интересов, с  помощью кот. осущ-ся коррекция постоянных решений в целях восстановления баланса разнообразных И.

 Такого  рода инт-ты выполняют медиторную (посредническую) ф-ию. Они явл-ся средством выявления, учёта, выражения и реализации интересов людей. Благодаря этим институтам сис-ма администрирования укрепляет стык между гос-вом и общ-вом.

 Действия  должн. лиц по предупреждению  и  разрешению конфликтов, возникших в рез-те столкновения интересов способствует соц-но-полит-ой консолидации.

 Общие интересы (И всего соц-ма) представляет гос-во в лице избранных представителей. Оно же формирует их через институты  и сис-мы распределения жизн. благ.

 По  отношению к общегосударственным  И, И отдельных групп, институтов и организаций выступают как  частные И, иногда находятся в  состояние конфликта друг с другом и общими И. Разрешая эти конфликты, гос-во использует различные механизмы:

 - подавление  активности соц. субъектов, выражающих и защищающих свои частные интересы, конфликтные с общими, путём их физического устранения, деформацией их интересов, формирования новых (в том числе мнимых);

 -создание  правовой базы и механизмов  её реализации, ограничивающих или запрещающих формы проявления опасных интересов;

 - вовлечение  отдельных частных интересов  в стр-ру общих;

 - политика  компромиссов различных частных  интересов.

 В рамках организаций рангом ниже, чем гос-во, столкновение общих и частных  И разрешается через использование след. механизмов:

 - выведение  за рамки организации носителей  частных И, противоречащих общим  И;

 - манипулирование  И (О и Ч) со стороны рук-ва;

 - формирование  новых И, преодолевающих эгоизм  и корысть;

 - компромисс  И в процессе реализации упр-х технологий, в том числе в интересах тех групп, которые вступили в конфликт с И орг-ции;

 - подмена  общих И , И отдельных групп.  

 26 Политическое представительство  интересов(и)

Информация о работе Социология управления