Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка
СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
НИ России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.
Сфера НИ не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы. НИ воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.
НИ - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства Попытка ущемления Н.и. воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих национальных групп или общностей, а также государств.
Всю совокупность коренных национальных интересов России можно подразделить на две большие группы, затрагивающие внутренние и внешние, международные условия жизнедеятельности общества.
Среди интересов первой группы выделяют: сохранение территориальной целостности; обеспечение физического и психического здоровья населения, его воспроизводства; сохранение благоприятных естественных природных условий жизни нынешнего и будущего поколений; организация эффективного производства (СХ, промышленность); обеспечение благосостояния народа, условий развития личности, гарантий ее прав и свобод и исключение любого тоталитарного воздействия на нее, формирование гражданского общества; сохранение и развитие национальной культуры, в том числе лучших черт исконного образа жизни, традиционных ценностных представлений, всего того, что составляет саму концепцию бытия российских этносов.
Среди интересов второй группы выделяют такие: достижение благоприятной для России внешнеполитической ситуации; обеспечение выгодных для России внешнеэкономических отношений; обеспечение военной безопасности, заинтересованность в стабильном мире, международном взаимовыгодном сотрудничестве и безопасности, в эффективной совместно с другими странами борьбе против терроризма, торговли наркотиками, использовании психотропных средств и т.д.
22 Внешнеполитические интересы государства (и)
Внешнеполитические
интересы государства выражают потребности
его функционирования и развития
и вытекают из социально-экономической
и политической природы государства,
его места в системе
Структура ВИ:
-интересы различных социально-политических сил (обусловлены объективным положением определенного социального слоя и часто имеют узкоэгоистический характер);
-национальные интересы(общие потребности всего общества: безопасность и целостность государства как целостной социально-экономической, национально-культурной и исторической общности, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения);
-общечеловеческие интересы (связаны с сохранением жизни и обеспечением прав человека).
Различают
информационно-
Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс – целевую направленность данной деятельности государства. Анализ конкретной внешней политики кроме понятийного аппарата требует учета факторов влияния на нее, а также механизмов и условий их воздействия. Эти факторы подразделяют на: внутренние социально-экономические и политические отношения; субъективный фактор; международные отношения.
Внутренние общественные отношения воздействуют на внешнюю политику по различным направлениям. Так, экономическая структура определяет экономический и военный потенциал; этно-национальная – проблемы несовпадения государственных и этнических границ; политический режим – международный имидж.
Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений и субъективного фактора.
Осуществление
внешней политики связано с реализацией
государством ряда универсальных функций.
Охранительная функция предусматривает
охрану прав и интересов страны и её граждан
за границей и в международных делах. Информационно-
23 Посягательство на государственные(национальные) интересы(т)
К моменту распада СССР. В России отсутствовала целостная концепция нац. интересов и их защиты. В 1990 г. комиссией союзного парламента, кот. была создана для проработки вопросов по совершенствованию сис-мы без-ти страны, были определены необходимые алгоритмы поведения, тогда же пришли в выводу что общая нац. без-ть реализуется в двух измерениях: общественном и гос-ом, и подраздел-ся на внутр. и внешн. в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Угроза нац. без. представляет собой посягательства на интерес. Эти посягательства сущ-ют в каждой сфере жизнедеят-ти личности.
В зависимости от оснований можно выделить такие классификации угроз без-ти:
- в зав-ти от места нахожден. источника без-ти: внутренняя, внешняя;
- в
зав-ти от степени
- в
зав-ти от хар-ра угроз:
- в зав-ти от степени субъекта восприятия: завышенная, заниженная, не осознанная, адекватная, мнимая.
24 Обеспечение национальной безопасности(т)
НБ- защищённость жизненно важных интересов граждан и общества, нац. ценностей и образа жизни от широкого спектра внутренних и внешних угроз.
Под обеспечением НБ понимается целенаправленная деят-ть гос-х и общ-х институтов, а так же гр-н по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества, гос-ва и противодействию.
Гл. цель НБ: создание и поддержание необходимого уровня защищённости, такого эк-го, полит-го, междунар-го, военно-страт-го положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общ-ва и гос-ва и исключало опасность ослабления роли и значения РФ, подрыва способности гос-ва реализовывать нац. интересы на международной арене.
Это
достигается путём решения
- подъём эк-ки страны, проведения независимо и соц. ориентированного курса;
- соверш-я зак-ва, укрепление правопорядка и соц. полит. стабильности общ-ва, гос-ти, федерализма и мест. самоупр;
- формирование гармоничных межнац. отношений;
- укрепления без-ти в оборонной и инф. сферах;
- обеспечение
жизнидеят-ти населен. в
Осн. ф-ции сис-мы обеспеч. НБ:
- выявление и прог-ие внешн. и внутр. угроз жизненно важным интересам объектов без-ти, осущ-е комплекса оперативных и долговременных мер;
- создание и поддержание в готовности сил и средств в обеспечение без-ти;
- упр-я
силами и средствами
- осущ-е
сис-мы мер по восстановлению
норм. функционирования объектов
без-ти в регионах, пострадавших
в рез-те возникших ЧС и
- участие в мероприятиях по обеспечению без-ти за пределами страны в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями.
Обеспечение НБ в США:
Политические, экономические и военные силы и самодостаточность различных гос-тв имеют определённые измерения.
В Японии был предложен аналитический метод оценки нац. силы гос-ва, которая определяется как способность:
- вносить
вклад в международное
- выживать в кризисных и экстим. междунар-х условиях;
- продвигать
и навязывать свои нац.
Понятие нац. силы и НБ не тождественны. Первое даст оценку гос-ва в сис-ме междунар. отношений. Второе представляет самооценку внутренних и внешних устройств, направленных на преодоление опасностей в ходе развития страны.
25 Столкновение интересов. Механизмы их разрешения(т)
В публичной сфере общ-ва, действуют институциональные и субстанциональные субъекты. Первые реализуют публично правовые отношения в рамках устоявшихся статусно-ролевых систем (должн-е лица гос. стр-р). Вторые выражают и защищают общие интересы.
И органически связаны с потребностями людей. Каждый человек стремится к достижению определённой совокупности жизн. благ, таких как: жильё, работа, доход. Интересы признанные общ. мнением, приобретают вид законных интересов. В политике их ущемление воспринимается как покушение на жизн. устои людей. По этому гос-во призвано стоять на страже законных И.
Для
этого в сис-ме администрирования
предусмотрены институты и
Такого рода инт-ты выполняют медиторную (посредническую) ф-ию. Они явл-ся средством выявления, учёта, выражения и реализации интересов людей. Благодаря этим институтам сис-ма администрирования укрепляет стык между гос-вом и общ-вом.
Действия должн. лиц по предупреждению и разрешению конфликтов, возникших в рез-те столкновения интересов способствует соц-но-полит-ой консолидации.
Общие интересы (И всего соц-ма) представляет гос-во в лице избранных представителей. Оно же формирует их через институты и сис-мы распределения жизн. благ.
По
отношению к
- подавление активности соц. субъектов, выражающих и защищающих свои частные интересы, конфликтные с общими, путём их физического устранения, деформацией их интересов, формирования новых (в том числе мнимых);
-создание правовой базы и механизмов её реализации, ограничивающих или запрещающих формы проявления опасных интересов;
- вовлечение отдельных частных интересов в стр-ру общих;
- политика
компромиссов различных
В рамках организаций рангом ниже, чем гос-во, столкновение общих и частных И разрешается через использование след. механизмов:
- выведение
за рамки организации
- манипулирование И (О и Ч) со стороны рук-ва;
- формирование
новых И, преодолевающих
- компромисс И в процессе реализации упр-х технологий, в том числе в интересах тех групп, которые вступили в конфликт с И орг-ции;
- подмена общих И , И отдельных групп.
26
Политическое