Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка

Описание

СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 - порождают  между людьми отношения подчинения, зависимости эк-го и соц. хар-ра;

 - дают  преимущественное право одним  работникам принимать решения  в отношении других, ставя последних  в личную зависимость от первых;

 - допускают,  что бы меньшинство принимали  решения за большинство;

 - не позволяют полстью регламентировать деятельность работников управленческого звена;

 - решение  ряда вопросов отдаётся на  личное усмотрение рук-ля, что  может быть использовано им  в корыстных целях.

 Наличие в любой И сис-ме, указанных  недостатков ведёт к тому, что со временем в работе орг-ции накапливается !!!влияние!!! организационной тенденции. Осн. направления их преодоления связаны:

 - с  необходимостью совершенствования  орг. гос. контроля. в том числе  деят-ти судебной сис-мы, усиления  их позитивного влияния на раб. организаций;

 - с  введение в И сос-му управления  организаций методов упр-ия, хар-ых для общественных организаций (наличие у общего собрания прав при решение некоторых ключевых вопросов управления организацией, выборность рук-ля).

 13 Отношения подчинения (и)

 Отношения руководства — подчинения

 Руководство — частный случай управления. Руководство - личное, персональное воздействие  одного работника на трудовое поведение  других, закрепленное административно-правовыми  средствами.

 Отношения руководства в организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения и ответственность за определенный контингент других должностных лиц. Единоначалие — элементарная единица внутриорганизационной иерархии, строящейся как система соподчинения. Эти отношения охватывают всю систему управления, каждый ее уровень, т. е. любой работник, имеет своего руководителя, последний, в свою очередь, подчинен другому руководителю и т.д. Значит, некоторые работники выступают в роли руководителей и подчиненных одновременно.

 Воздействие руководителя на подчиненных имеет  целью побуждать их к определенному  трудовому поведению как в  соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы). Именно эти средства используются на протяжении всего существования организаций.

 Принципы  руководящего воздействия на поведение  индивида с некоторой условностью  можно свести в ряд «аксиом»:

 - косвенное  воздействие эффективнее, чем  прямое (ибо оно усиливается положительной  мотивацией исполнителя), но труднее  (поскольку требует умения соединять  стимулы и мотивы);

 - материальные  и моральные стимулы взаимозаменяемы;

 - поощрение за требуемое поведение эффективнее наказания за отклонения;

 - индивид  так соотносит стимул со своим  вкладом, как в его представлении  стимулирование других соотносится  с их вкладом.

 Наибольшая эффективность руководства коллективом достигается при максимальном совмещении в одном лине руководителя и лидера.

 Структурная сложность и размеры организации ставят весьма ощутимые границы. Отсюда вытекает исходный принцип: один человек может контролировать весьма ограниченное число подчиненных. Необходимо различать следующие категории: формальное, потенциальное число подчиненных, которых данный руководитель мог бы контролировать, и реальное число подчиненных, трудовое поведение которых действительно подотчетно руководителю.

 14 Модели управления  государственными  организациями(т)

 Традиционная. Нацелена преимущественно на узковедомственные интересы, опирается на устроенный сверху порядок, хар-сы восходящими потоками информации и нисходящими потоками решений, не способна своевременно откликаться на запросы соц. среды, т.к. управленческое решение должно пройти все инстанции с низу в верх.

 Модель построена на недоверии к чиновникам, в ней правит регламент, инструкции, предписания служащим, что и как делать, устроена система проверки инструкций.

 Современная. На первый план выдвигается персонал, который решает любые проблемы граждан в процессе взаимодействия с ними, службы выступают в роли поддержки персонала. Начальники служб призваны создавать условия, необходимые специалистам для решения проблем гражданского общества.

 Модель построена на доверии к чиновникам и управляется сверху вниз профессиональными специалистами.

 15 Социальные интересы  и их иерархия(т)

 И - реальные причины общ-х и инд-х  действий; осознанные потребности; нужда, потребность субъектов общ-х действий.

 СИ  – И людей, обусловленный статусным положением индивидов и групп в общ-ве.

 Возможные классификации СИ:

 - по  субъектам И: личные, групповые,  частные, общие;

 - по  продолжительности действия: длит., кратковременные;

 - по  отношению к объективной тенденции  развития общ-ва: прогрессивные, консервативные, реакционные;

 - по  соц. значимости: корыстные, соц. значимые;

 - по  степени соотв. потребностей: реальные, мнимые;

 - по  хар-ру взаимодействия: совместные, расходящиеся, конфликтные;

 - по  степени осознанности: осознанные, стихийно действующие.  

 16 Общее благо и  публичный интерес(т)

 Возможны  след. определения  обществ-ого блага:

 1) это  деят-ть, приносящая пользу всей  стране или опред. соц. общности;

 2) это  поддержание предпочтительного  состояния дел в обществе. При  этом предпочт-ое состояние дел опред-ся как некий оптимальный уровень деят-ти, при кот. выгоды превышают затраты.

 Возможны  след. опред-я публичного интереса: 1) это то, в чем общество и его соц. группы видят определ-ую ценность, кот. удовлетворяет мат., духовн., эстетич. и иные потребности, и вследствии этого подлежит защите в установленном законом порядке. 2) это офиц. признанный гос-вом и обеспеч-ый правом интерес соц. общности, удовлетворение кот-го служит приоритетным условием и гарантией ее существования и развития.

 Условия обеспечения публ. интереса:

 - незыблемость  основ констит. строя; - охрана  гос. границ; - оборона страны о  обществ-ой безопас-ти; - устойчивость институтов к власти; - легальное разграничение полномочий органов всех уровней; - полит. самостоят-ть и активность граждан; - приоритет гос. и нац. интересов в тех или иных сферах экономики и культуры.

 17  Соотношение индивидуальных  и общих интересов(и)

Частные интересы индивидов реализуются в процессе их свободных взаимоотношений на конкурентной основе. Конкуренция присутствует и при стремлении людей обеспечить себе более благоприятный социальный статус. Общественные интересы личности проявляются как непосредственно на уровне врожденных инстинктов (создание семьи, объединение в группы для защиты от внешней опасности) и приобретенных моральных устоев (уважение прав других членов социума, ограничение ради них собственных необузданных желаний), так и опосредованно - при участии в деятельности разных общественных структур, призванных защищать не только индивидуальные, но и коллективные интересы групп, социальных слоев, классов и народа в целом. Любой социум имеет свои собственные интересы, не совпадающие полностью с разнообразными индивидуальными интересами его членов, так как установленные в нем общие порядки необходимы не только для выполнения единых задач, ради которых произошло объединение, но и для обеспечения устойчивого существования и прогресса самого социума, развивающегося по собственным законам. Исходным и самым узким человеческим социумом является семья, где реализуются как индивидуальные, так и семейные интересы, состоящие в воспитании детей, создании комфортных условий быта, совместном ведении домашнего хозяйства. Общественные интересы более широкого плана человек реализует в разного рода объединениях, в которых он состоит либо добровольно (сообщества по интересам, неправительственные организации, органы самоуправления, любые ячейки гражданского общества), либо вынужденно, участвуя в разных существующих без его личного ведома сообществах на местном и региональном уровнях, в общегосударственных и даже международных структурах с использованием всеобщих выборов, референдумов, своего индивидуального членства в общественных организациях (профсоюзах, политических партиях и т.п.). Если изначально общественный (коллективный) интерес присутствует в каждом человеке, хотя выражается он по-разному и может иметь не только позитивный, но и негативный смысл (во втором случае он используется группой лиц для организованного противостояния обществу и достижения корыстных и даже криминальных целей), то у конкретного социума появляются, осознаются и реализуются его собственные интересы, которые, являясь в принципе продолжением общественных интересов индивидов (иначе, на пустом месте, они просто не могли бы возникнуть), формулируются уже самим социумом или его руководящими органами и начинают свою самостоятельную жизнь, вступая нередко в противоречие с индивидуальными интересами составляющих его людей.  Понять современный механизм взаимодействия частных и общественных интересов можно только в их сложном единстве, а не в механическом противопоставлении их как взаимоисключающих категорий.  

 18 Определение и  оценка интересов(и)

 1) ИНТЕРЕСЫ - предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления, коллективов.

 2) Интерес  — первоначально средневековый  коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба». Отсюда развились, во-первых, чисто юридическое понятие интереса (уже в XIV веке — то, что затрагивает правовые интересы лица), и, во-вторых, финансовое понятие интереса (в XVI веке, сначала в значении «проценты за ссуду», т.е. страховка за риск невозврата).

 Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение  людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них  важное общественное значение, притягательность.

 19 Формирование интересов(и)

   Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. Это - лишь частный случай более общего социального механизма мобилизации мотивации деятельности индивидов и социальных групп. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. Денежное вознаграждение в условиях рыночной экономики выступает в качестве «обобщенного» средства вознаграждения, поскольку оно предоставляет человеку большую свободу выбора в расходовании полученных средств. Конкретное благо, получаемое удовлетворение в рамках этой системы, становится частным делом. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеет, например, продвижение по службе.

 20 Суть и характер  государственного  интереса (и)

 1) ГИ -термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют высшие государственные интересы. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. Это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философско-правовых и социально-этических утопий. Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.

 2) Государственные  интересы.

 Государство как самостоятельная, оторванная от влияния общества его населяющего  система подчиняется бюрократии идущей в связке с олигархией. Гос. система как таковая всегда будет стремиться к стабильности и консервации всего и вся. Её чиновничий аппарат будет разрастаться как раковая опухоль. Гос-во будет стремится не решать общественно важные проблемы, а спекулировать на них, зачастую их наоборот развивая, ибо у неё есть потребность в существовании этих проблем обеспечивающих покорность и управляемость общества. В таких условиях государство - это вирус, это инструмент в руках некой клики удерживающей власть.

 Нация - это взаимосвязанная система  заинтересованных друг в друге индивидов, связанных общим культурным кодом.

 Национальные  интересы: равные стартовые возможности  для всех членов нации, безопасность и т.д.

 Гос. интересы априори противостоят интересам национальным, так как например бюрократия не заинтересована в равных стартовых возможностях своих сынков и членов нации. Государство органически не заинтересовано в окончательном решении национальных проблем (например: наркомания, алкоголизм, педофилия и т.д.). Возникает конфликт. Нация либо меняет власть, либо отделяется от государства, создавая новое. При смене власти чаще всего не закладываются эффективные механизмы представительства национальных интересов в гос. механизме (например дееспособная демократия и народное представительство) и нарождается новый конфликт.

 Наша  задача - прировнять гос. интересы к  национальным интересам и заложить эффективные механизмы их представительства. Создать Национально-Государственные интересы. Вот примерно такая концепция.

 21 Национальные интересы  и их группы (и)

 Нация - это взаимосвязанная система заинтересованных друг в друге индивидов, связанных общим культурным кодом.

 НИ: равные стартовые возможности для  всех членов нации, безопасность и т.д.

 НИ -основополагающее, методологически важное понятие государственной политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий "государственные интересы", "жизненно важные интересы", "интересы отдельных этнических групп и общностей".

Информация о работе Социология управления