Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка
СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
- порождают между людьми отношения подчинения, зависимости эк-го и соц. хар-ра;
- дают
преимущественное право одним
работникам принимать решения
в отношении других, ставя последних
в личную зависимость от
- допускают, что бы меньшинство принимали решения за большинство;
- не позволяют полстью регламентировать деятельность работников управленческого звена;
- решение ряда вопросов отдаётся на личное усмотрение рук-ля, что может быть использовано им в корыстных целях.
Наличие в любой И сис-ме, указанных недостатков ведёт к тому, что со временем в работе орг-ции накапливается !!!влияние!!! организационной тенденции. Осн. направления их преодоления связаны:
- с
необходимостью
- с
введение в И сос-му
13 Отношения подчинения (и)
Отношения руководства — подчинения
Руководство — частный случай управления. Руководство - личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами.
Отношения руководства в организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения и ответственность за определенный контингент других должностных лиц. Единоначалие — элементарная единица внутриорганизационной иерархии, строящейся как система соподчинения. Эти отношения охватывают всю систему управления, каждый ее уровень, т. е. любой работник, имеет своего руководителя, последний, в свою очередь, подчинен другому руководителю и т.д. Значит, некоторые работники выступают в роли руководителей и подчиненных одновременно.
Воздействие руководителя на подчиненных имеет целью побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы). Именно эти средства используются на протяжении всего существования организаций.
Принципы руководящего воздействия на поведение индивида с некоторой условностью можно свести в ряд «аксиом»:
- косвенное
воздействие эффективнее, чем
прямое (ибо оно усиливается
- материальные
и моральные стимулы
- поощрение за требуемое поведение эффективнее наказания за отклонения;
- индивид
так соотносит стимул со своим
вкладом, как в его
Наибольшая эффективность руководства коллективом достигается при максимальном совмещении в одном лине руководителя и лидера.
Структурная сложность и размеры организации ставят весьма ощутимые границы. Отсюда вытекает исходный принцип: один человек может контролировать весьма ограниченное число подчиненных. Необходимо различать следующие категории: формальное, потенциальное число подчиненных, которых данный руководитель мог бы контролировать, и реальное число подчиненных, трудовое поведение которых действительно подотчетно руководителю.
14 Модели управления государственными организациями(т)
Традиционная. Нацелена преимущественно на узковедомственные интересы, опирается на устроенный сверху порядок, хар-сы восходящими потоками информации и нисходящими потоками решений, не способна своевременно откликаться на запросы соц. среды, т.к. управленческое решение должно пройти все инстанции с низу в верх.
Модель построена на недоверии к чиновникам, в ней правит регламент, инструкции, предписания служащим, что и как делать, устроена система проверки инструкций.
Современная. На первый план выдвигается персонал, который решает любые проблемы граждан в процессе взаимодействия с ними, службы выступают в роли поддержки персонала. Начальники служб призваны создавать условия, необходимые специалистам для решения проблем гражданского общества.
Модель построена на доверии к чиновникам и управляется сверху вниз профессиональными специалистами.
15 Социальные интересы и их иерархия(т)
И -
реальные причины общ-х и инд-х
действий; осознанные потребности; нужда,
потребность субъектов общ-х
СИ – И людей, обусловленный статусным положением индивидов и групп в общ-ве.
Возможные классификации СИ:
- по субъектам И: личные, групповые, частные, общие;
- по продолжительности действия: длит., кратковременные;
- по
отношению к объективной
- по соц. значимости: корыстные, соц. значимые;
- по степени соотв. потребностей: реальные, мнимые;
- по хар-ру взаимодействия: совместные, расходящиеся, конфликтные;
- по
степени осознанности: осознанные,
стихийно действующие.
16 Общее благо и публичный интерес(т)
Возможны след. определения обществ-ого блага:
1) это
деят-ть, приносящая пользу всей
стране или опред. соц.
2) это поддержание предпочтительного состояния дел в обществе. При этом предпочт-ое состояние дел опред-ся как некий оптимальный уровень деят-ти, при кот. выгоды превышают затраты.
Возможны след. опред-я публичного интереса: 1) это то, в чем общество и его соц. группы видят определ-ую ценность, кот. удовлетворяет мат., духовн., эстетич. и иные потребности, и вследствии этого подлежит защите в установленном законом порядке. 2) это офиц. признанный гос-вом и обеспеч-ый правом интерес соц. общности, удовлетворение кот-го служит приоритетным условием и гарантией ее существования и развития.
Условия обеспечения публ. интереса:
- незыблемость основ констит. строя; - охрана гос. границ; - оборона страны о обществ-ой безопас-ти; - устойчивость институтов к власти; - легальное разграничение полномочий органов всех уровней; - полит. самостоят-ть и активность граждан; - приоритет гос. и нац. интересов в тех или иных сферах экономики и культуры.
17 Соотношение индивидуальных и общих интересов(и)
Частные
интересы индивидов реализуются в процессе
их свободных взаимоотношений на конкурентной
основе. Конкуренция присутствует и при
стремлении людей обеспечить себе более
благоприятный социальный статус. Общественные
интересы личности проявляются как
непосредственно на уровне врожденных
инстинктов (создание семьи, объединение
в группы для защиты от внешней опасности)
и приобретенных моральных устоев (уважение
прав других членов социума, ограничение
ради них собственных необузданных желаний),
так и опосредованно - при участии в деятельности
разных общественных структур, призванных
защищать не только индивидуальные, но
и коллективные интересы групп, социальных
слоев, классов и народа в целом. Любой
социум имеет свои собственные интересы,
не совпадающие полностью с разнообразными
индивидуальными интересами его членов,
так как установленные в нем общие порядки
необходимы не только для выполнения единых
задач, ради которых произошло объединение,
но и для обеспечения устойчивого существования
и прогресса самого социума, развивающегося
по собственным законам. Исходным и самым
узким человеческим социумом является
семья, где реализуются как индивидуальные,
так и семейные интересы, состоящие в воспитании
детей, создании комфортных условий быта,
совместном ведении домашнего хозяйства.
Общественные интересы более широкого
плана человек реализует в разного рода
объединениях, в которых он состоит либо
добровольно (сообщества по интересам,
неправительственные организации, органы
самоуправления, любые ячейки гражданского
общества), либо вынужденно, участвуя в
разных существующих без его личного ведома
сообществах на местном и региональном
уровнях, в общегосударственных и даже
международных структурах с использованием
всеобщих выборов, референдумов, своего
индивидуального членства в общественных
организациях (профсоюзах, политических
партиях и т.п.). Если изначально общественный
(коллективный) интерес присутствует в
каждом человеке, хотя выражается он по-разному
и может иметь не только позитивный, но
и негативный смысл (во втором случае он
используется группой лиц для организованного
противостояния обществу и достижения
корыстных и даже криминальных целей),
то у конкретного социума появляются,
осознаются и реализуются его собственные
интересы, которые, являясь в принципе
продолжением общественных интересов
индивидов (иначе, на пустом месте, они
просто не могли бы возникнуть), формулируются
уже самим социумом или его руководящими
органами и начинают свою самостоятельную
жизнь, вступая нередко в противоречие
с индивидуальными интересами составляющих
его людей. Понять современный механизм
взаимодействия частных и общественных
интересов можно только в их сложном единстве,
а не в механическом противопоставлении
их как взаимоисключающих категорий.
18 Определение и оценка интересов(и)
1) ИНТЕРЕСЫ - предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления, коллективов.
2) Интерес — первоначально средневековый коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба». Отсюда развились, во-первых, чисто юридическое понятие интереса (уже в XIV веке — то, что затрагивает правовые интересы лица), и, во-вторых, финансовое понятие интереса (в XVI веке, сначала в значении «проценты за ссуду», т.е. страховка за риск невозврата).
Интерес
— это такая осознанная потребность,
которая характеризует
19 Формирование интересов(и)
Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. Это - лишь частный случай более общего социального механизма мобилизации мотивации деятельности индивидов и социальных групп. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. Денежное вознаграждение в условиях рыночной экономики выступает в качестве «обобщенного» средства вознаграждения, поскольку оно предоставляет человеку большую свободу выбора в расходовании полученных средств. Конкретное благо, получаемое удовлетворение в рамках этой системы, становится частным делом. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеет, например, продвижение по службе.
20 Суть и характер государственного интереса (и)
1) ГИ -термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют высшие государственные интересы. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. Это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философско-правовых и социально-этических утопий. Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.
2) Государственные интересы.
Государство как самостоятельная, оторванная от влияния общества его населяющего система подчиняется бюрократии идущей в связке с олигархией. Гос. система как таковая всегда будет стремиться к стабильности и консервации всего и вся. Её чиновничий аппарат будет разрастаться как раковая опухоль. Гос-во будет стремится не решать общественно важные проблемы, а спекулировать на них, зачастую их наоборот развивая, ибо у неё есть потребность в существовании этих проблем обеспечивающих покорность и управляемость общества. В таких условиях государство - это вирус, это инструмент в руках некой клики удерживающей власть.
Нация - это взаимосвязанная система заинтересованных друг в друге индивидов, связанных общим культурным кодом.
Национальные интересы: равные стартовые возможности для всех членов нации, безопасность и т.д.
Гос. интересы априори противостоят интересам национальным, так как например бюрократия не заинтересована в равных стартовых возможностях своих сынков и членов нации. Государство органически не заинтересовано в окончательном решении национальных проблем (например: наркомания, алкоголизм, педофилия и т.д.). Возникает конфликт. Нация либо меняет власть, либо отделяется от государства, создавая новое. При смене власти чаще всего не закладываются эффективные механизмы представительства национальных интересов в гос. механизме (например дееспособная демократия и народное представительство) и нарождается новый конфликт.
Наша задача - прировнять гос. интересы к национальным интересам и заложить эффективные механизмы их представительства. Создать Национально-Государственные интересы. Вот примерно такая концепция.
21 Национальные интересы и их группы (и)
Нация - это взаимосвязанная система заинтересованных друг в друге индивидов, связанных общим культурным кодом.
НИ: равные стартовые возможности для всех членов нации, безопасность и т.д.
НИ -основополагающее, методологически важное понятие государственной политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан. По своему объему оно значительно шире используемых в политической практике понятий "государственные интересы", "жизненно важные интересы", "интересы отдельных этнических групп и общностей".