Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка
СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
ЭМ- ман. осущ-ое с помощью экономич. рычагов воз-я. Предполагает формирование соц. интересов членов общ-ва, чтобы их реализация была выгодна субъектам управления экономическими отношениями. Часто такие манипуляции выдают за законы рыночной эк-ки, в кот. большинство населения !!!
Эк-ое манипулирование начинается с использования сложного, а лучше с безвыходного мат. положения партнёра, когда он готов согласиться на любую, самую не желательную для себя работу, за ничтожное вознаграждение.
К более тонким приёмам эк-х манипуляций можно отнести увеличение номинальной ставки з.п., выплата незначит. премий, доплат, компенсаций, при высокой инфляции и сокращение покупательской способносте.
ПМ- иногда под ним понимают лишь лоббизм и всё что с ним связано. В широком смысле ПМ представляет собой скрытое насилие со стороны полит. стр-ры и интитутов, вырожающих интересы политич., бюрократич., экономич. элиты осущ-х власть, влияющих и стремящ-ся к ней.
Это может быть:
-декларативное
следование политич. интересам,
- сознательное
искажение СМИ реальной
- преукрывание
одних фактов политич.
34 Психологическое манипулирование, способы противодействия ему(и)
Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:
-внешнее
согласие (начать с того, с чем
согласен, можно даже привести
аргумент в пользу слов
-перефразирование
«-» в «+», констатация фактов.
Как правило, применяется при
манипуляциях отрицательной
-изменение
темы разговора, оттягивание
-игнорирование
отрицательной оценки или
Виды психологического влияния:1. Убеждение. Сознательное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения. 2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора (назначение на должность и др.). 3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. 4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно). 5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным вам. Эта способность может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным. 6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. 7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. 8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или "обстоятельств". 9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. 10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Практически каждый желающий повлиять на других делает это не потому, что к нему пришло озарение, открылась абсолютная истина и он почувствовал себя достойным решать за других, а потому, что преследует или отстаивает свои интересы.
Виды противостояния психологическому влиянию.
1. Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
2.
Конструктивная критика. Подкрепленное
фактами обсуждение целей, средств или
действий инициатора воздействия и обоснование
их несоответствия целям, условиям и требованиям
адресата. 3. Энергетическая
мобилизация. Сопротивление адресата
попыткам внушить или передать ему определенное
состояние, отношение, намерение или способ
действий. 4. Творчество. Создание нового,
пренебрегающего влиянием образца, примера
или моды либо преодолевающего его. 5.
Уклонение. Стремление избегать любых
форм взаимодействия с инициатором воздействия,
в том числе случайных личных встреч и
столкновений. 6. Психологическая
самооборона. Применение речевых формул
и интонационных средств, позволяющих
сохранить присутствие духа и выиграть
время для обдумывания дальнейших шагов
в ситуации деструктивной критики, манипуляции
или принуждения. 7. Игнорирование.
Действия, свидетельствующие о том, что
адресат умышленно не замечает (либо не
принимает во внимание) слов, действий
или выраженных адресатом чувств.8. Конфронтация.
Открытое и последовательное противопоставление
адресатом своей позиции и своих требований
инициатору воздействия. 9. Отказ. Выражение
адресатом своего несогласия выполнить
просьбу инициатора воздействия.
35 Сравнение управления и манипулирования(и)
Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранении их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.
Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура У.Д.:
- планирование: создание идеального образа;
- принятие
решений: выбор способов
- организация или координация: распределение полномочий;
- мотивация:
стимулирование трудовой
- воспитание:
формирование ценностных
Общие черты всех управленческих процессов:
Манипуляция – это 1) ухищрение, подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели (махинация); 2) система способов психологической обработки с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и др.) масс с целью внедрения ложного, иллюзорного сознания.
Манипулирование – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности и интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует.
Возможности манипулирования особенно возрастают в связи с развитием средств массовой коммуникации. Для социального управления характерна следующая совокупность видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Повышение социальной активности граждан, самостоятельности людей, расширение самоуправления способствуют преодолению негативных явлений манипулирования.
36 Среда управления и её виды(т)
По отношению к объекту упр-я среда может быть:
1) нейтральная
(предполагает отсутствие
2) оптимальное
(согласованность, одно
3) агрессивная
(наличие взаимо исключающих
Устойчиво-динамичная среда явл-ся оптимальной. В таких условиях взаимодействие со средой представляет собой сотрудничество.
Неустойчиво-динамическая среда, чаще всего агрессивна, порождает отношения конкуренции.
С точки зрения решения конкурентной задачи и получения макс. рез-та оптимальной явл-ся благоприятная среда упр-я. По мере снижения степени внешнего благоприятствия, соотносительно снижаются потенциальные результаты работы.
В агрессивной среде косвенных расходов, не имеющих отношения к основной деятельности, становится больше. Возникает соц. психологическая напряжённость, может усилиться общ. давление, выраженное публичной критикой или иными формами общественного недовольства.
Ни один процесс упр-я не может осущ-ся в условиях абсолютной изоляции от внешней среды. Люди, задействованные в процессе управления, одновременно явл. жителями определённого населённого пункта, членами политических партий. Эти переплетения соц. отношений ведут к тому, что конфликты с внешн. средой с течением времени неизбежно перетекают во внутр. напряжённость.
Принято выделять след. типы взаимодействия организации с непосредственным окружением:
- конкуренция;
- кооперация;
- сделка;
- кооптация(внедрение в орг-ю внешних людей из др. огр-й среды, на формальной или неформальной основе);
- коалиция.
Баланс орг-ии со средой всегда явл-ся эквилибрическим, а равновесие неустойчивым. В принципе любая сис-ма упр-я заинтересована в переходе к стабильному, устойчивомы состоянию своего существования.
37 Взаимодействие организации ос средой(и)
Каждая
организация живет и
При этом традиционным, особенно для России, является ожидание и оценка внешних воздействий скорее с точки зрения дополнительных проблем, возможного урона, чем неожиданных радостей. Отсюда мечта любого опытного менеджера о постоянстве среды.