Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка

Описание

СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.

Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:

а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

     Известны различные способы возникновения отношений политического представительства: в результате узурпации, насильственного захвата власти (например, при установлении любых типов диктатур); путем традиции (например, при передаче властных полномочий в наследной монархии); посредством делегирования властных полномочий, которое может осуществляться в авторитарной форме (как, например, наместничество) и в демократической форме (выборы президента, парламента); нетрадиционным путем, при определенных обстоятельствах (например, назначение регента, осуществляющего высшие властные полномочия до совершеннолетия монарха или фаворитизм, когда высшие властные полномочия в государстве осуществляет человек, не имеющий на то формальных оснований).

     Но  наиболее распространенным в современных  государствах способом формирования политического  представительства является делегирование власти.

     Это – один из основных способов ее функционирования, основной механизм реализации отношений  политического представительства  без которого не может функционировать  государственный организм. Политическое представительство в современном демократическом обществе образует сложную многоступенчатую структуру и присутствует при образовании и функционировании практически всех институтов политической системы.

     Любые современные модели представительного  правления содержат в основе три базисных принципа: представительное начало доминирует над плебисцитарным (такая модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть».); прямая демократия действует в рамках законов, устанавливаемых верховным выборным (представительным) органом; основные принципы конституции, касающиеся неотъемлемых прав человека и гражданина (находящиеся под защитой международных деклараций) принимаются в качестве непререкаемых и верховными выборными органами, и общенациональными референдумами.

     Отношения политического представительства  изменчивы и динамичны, они зависят  от многих факторов социальной среды. Глубже отразить эти особенности  может помочь понятие политического рынка, под которым подразумевается особая форма обмена. Исходным ресурсом, подлежащим обмену на политическом рынке является возможность. Согласно классической теории народного суверенитета, вся полнота возможностей решать свои проблемы принадлежит народу. Однако в силу различных причин происходит дифференциация участия: кто-то не имеет ни возможности, ни желания заниматься общественными проблемами, кто-то, наоборот, ничем иным заниматься не может. Поэтому часть своих возможностей люди добровольно передают тому, кто пользуется их доверием и кто, решая общественные проблемы, выступает не от себя лично, а представляет интересы других.

     Формирование  отношений политического представительства  имеет еще одну качественную черту  – институционализацию отношений  представительства. Политик, получив доверие социальной общности, оказывается включенным в политический институт и становится представителем властвующей элиты. Он вынужден подчиняться не только интересам представляемой им социальной общности, но и законам и нормам, распространяющим влияние на деятельность политического института. Институционализация отношений политического представительства приводит к двойственному положению политика: с одной стороны он является как представитель социальной общности выразителем ее частного интереса, с другой стороны, будучи членом государственного института, он обязан выражать общенациональные интересы. 

 27 Упорядочение лоббирования 

 28 Функциональное представительство интересов(и)

 Процесс  принятия конкретных решений требует  постоянного и оперативного  взаимодействия с теми, чьи интересы эти решения затрагивают, и кто  располагает наиболее соответствующими ценной информацией и знаниями. Поэтому по мере расширения государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни (в том числе в экономику и социальные отношения) возникла и развивается структура прямых, не опосредованных выборами связей между группами интересов и органами власти.

 Опять  наиболее активны бизнес и профсоюзы.  Усилия бизнеса были на порядок значительнее профсоюзов, что объясняется широтой и разнообразием интересов бизнеса, затрагиваемых государственным вмешательством.  Но есть сфера, в которой представительство бизнеса и профсоюзов развивалось почти на равных: область трудовых и распределительных отношений, где обе стороны имеют примерно равные,  хотя часто и противоположные интересы, где государство пытается играть роль арбитра или посредника. Результатом подобных обоюдных устремлений государства и групп интересов стало создание особой системы представительства, которое (в отличие от территориального или электорального) принято называть функциональным.  В течение ряда десятилетий оно является органической частью структуры политического управления стран Запада. Без такого рода представительства и взаимодействия нормальное (или близкое к нормальному) функционирование  современного общественного организма было бы невозможным. В разных странах сложились собственные системы функционального представительства.  Но практически у всех есть общие черты и особенности:  наличие специальных институтов и учреждений, в рамках которых осуществляется «диалог» представителей организованных интересов и государства, принципы комплектования и способы деятельности таких институтов. К тому же практически везде существует система неформальных связей и отношений, нередко играющую роль более важную, чем формализованные связи.

 Пример  формализованных структур – советы или комитеты при органах исполнительной власти. Они состоят из руководителей данных органов, представителей групп интересов и независимых экспертов. Большинство таких комитетов существует на постоянной основе, часть же создается для поисков тех или иных решений «разового» характера, в основном в законодательной сфере.  Другая форма институциональных связей между правительственными учреждениями и парламентами, с одной стороны,  и группами интересов с другой. Например, в Великобритании при социально- экономических ведомствах уже давно функционируют так называемые спонсорные подразделения. В их задачи входят регулярные связи с отраслевыми ассоциациями бизнеса и отдельными корпорациями, выработка совместных с ними рекомендаций для министерских и правительственных решений. В отличие от консультативных комитетов эти подразделения государственные и не включают в свой состав представителей групп интересов.

 Еще  существуют учреждения, наделенные распорядительными  и управленческими функциями  и полномочиями. Пример (Швеция, Великобритания) – органы, регулирующие рынок рабочей силы, осуществляющие комплекс мер по ограничению масштабов и смягчению последствий безработицы.

 Выделяются  так называемые трипартисткие  органы  (бизнес, профсоюз, государство). Распространилась в 50-х –70-х годах. Их роль не ограничивалась лишь достижением консенсуса между основными социальными партнерами, в некоторых странах (Австрия, Швеция, Австралия и др.) они превратились в органы, по существу определявшие параметры социально-экономической стратегии государства. Но в те же 70-е годы обнаружились дефекты неокорпоративной модели. Главная – неспособность адекватно реагировать на необходимость далеко идущей структурной перестройки экономики, новые повышенные требования к менеджменту и рабочей силе в условиях НТП. Одна из причин резкого падения роли и влияния «трипартизма» - кризис профсоюзов, ослабление их политического влияния. Укрепивший свои позиции бизнес предпочитает теперь решать проблемы напрямую с правительствами и лишь в отдельных случаях соглашается на участие профсоюзов в переговорах и консультациях. И все же система функционального представительства продолжает развиваться (Скандинавия, Австрия, Австралия), число ее участников возрастает за счет экологов, потребителей и других влиятельных групп интересов. Она укоренена  в системе общественных отношений стран Запада ничуть не менее, чем партийно- парламентское представительство.

 Подтверждение этому – заметно усилившаяся  роль неформальных связей между группами интересов и государством в рамках той же системы представительства интересов. Наиболее распространен лоббизм, то есть различные формы и методы воздействия бизнеса, других общественных групп на представителей законодательной  и исполнительной властей в целях добиться от них  принятия выгодных для себя решений.  (Конечно же, лоббизм практикуется и в рамках формализованных структур, а при неформальных отношениях имеют место консультации, цель которых не сводится у извлечению сиюминутной выгоды для той или иной группы интересов. Однако, все же львиная доля лоббистской практики реализуется именно в рамках неформальных, свободных от институциональных и процедурных ограничений связей.) Так как лоббизм – только часть функционального представительства, то он несет соответствующую долю его позитивной нагрузки. Он необходим и для госорганов, и для тех, кого затрагивают решения государства. Лоббизм, предоставляя ценную информацию о реальной ситуации и о возможных последствиях принимаемых мер, создает более надежную базу для принятия решений госорганами и способствует восприятию этих решений теми, кого они касаются.

 Негативные  стороны лоббизма – склонность многих его участников к удовлетворению своекорыстных устремлений, создания благоприятной среды для возможных коррупции и злоупотреблений, - но одновременно с расширением его практики растет и арсенал средств, способных ограничить такого рода поползновения. В их числе – жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике госслужащих и членов представительных учреждений, совершенствование самого механизма лоббирования.

 29 Социальное партнёрство(т)

 - это  цивилиз. форма соц. отношений,  кот. обеспечивает легетивную, добровольную  согласованность противоположных  интересов, координацию усилий  различных групп населения, их  общественных объединений, организаций и властных стр-р в решение определённых, социально экономических проблем; достижение единой позиции путём переговоров, взаимных консультаций и заключения соответствующих соглашений.

 30 Социальные обмены  и обманы

 31 Корыстные интересы  и манипулирование(т)

 КИ- такие интересы, реализ-я кот. обеспеч. возм-ть безусловной выгоды для их носителей независимо от того, что  при этом нарушается баланс интересов  в орг-ции, др. индивиды (группы) орг-ции  рассматриваются как средства достижения цели.

 При реализации КИ исп-ся такие механизмы, как власть, связи, манипулирование, обман, насилие, ложь.

 М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и  психологич. принуждения людей действовать  против собственного интереса.

 При этом люди не замечают принуждения и считают свои посылы и действия обусловленные собственными интересами.

 М может  быть по субъектам:

 -конструктивным (замена мнимого интереса истинным);

 -деструктивным  (разрушение сложившихся отношений,  институтов соц. значимых интересов, подмена их суррогатом, выгодным субъекту упр-ия).

 - эк-ой  осн. М явл-ся эксплуатация  людей;

 - соц-но  эк-ой осн.- отсутствие свободы  выбора, авторитаризм общ-ва и  формирование конформизма как  массового типа личности, псих-ой  основой, отсутствие собственной, чёткой позиции индивида или группы, неосознанности или не информированности их соц. интереса.

 32 Идеологическое и  бюрократическое  манипулирование(т)

 М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и  психологич. принуждения людей действовать против собственного интереса.

 ИМ- воздействие на сознание и психику  людей, в ходе которого их идеологические воззрения трансформируются в направление  нужного для субъекта идеологического  воздействия, подменяется противоположным  неестественным, не отражающими подлинных интересов субъектов манипулирования

 ИМ  предполагает ман-ие идеологическими  стереотипами и лозунгами, неискренность, фальшивость в сфере общественных и личных идеалов.

 Они могут строится на фиктивном следование сущ-им общ-ым идеалам. Могут осущ-ся путём создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

 К таким  же манипуляциям можно отнести формирование культурных штампов и стереотипов  поведения.

 В период смены стереотипов ИМ приводит к такому явлению как «аномия» Э. Дюркгейм(потеря людьми нравственных ориентиров, жизненных целей, когда старые ценности подвергаются осуждению, а новые ещё не получили широкого распространения).

 В таком  случае народ превращается в толпу и мало поддаётся манипулированию.

 БМ- манн-ие с помощью бюрократических  методов. Это способ навязывания  стереотипов  и форм поведения  через формальные орг-ые стр-ры, предъявляя всегда обезличенные и стандартные  требования  к участникам социального взаимодействия.

 Соблюдение  правил игры, требуемых бюрократией  становится привычкой, переносится  на все стороны взаимодействий, результатом  чего явл-ся формирование конфликта  как массового типа личности. Он не способен осознать и сформулировать свой соц. интерес, поэтому принимает за него тот, что субъект упр-ия формирует за него.

 БМ  подразумевает любую псевдо деятельность административного или организационного хар-ра (затяг-е сроков решен. проблемы), запутывание заявителя в лабиринте  инстанций и отв-ти лиц.

 33 Экономическое и политическое манипулирование(т)

 М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и  психологич. принуждения людей действовать  против собственного интереса.

Информация о работе Социология управления