Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:08, шпаргалка
СУ – это: 1) раздел социологии, изучающий социологические аспекты управленческой деятельности; 2) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений; 3) раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении след. компонентов:
а) деят-ть органов упр-я с точки зрения функц-я в качестве соц. систем;
Известны различные способы возникновения отношений политического представительства: в результате узурпации, насильственного захвата власти (например, при установлении любых типов диктатур); путем традиции (например, при передаче властных полномочий в наследной монархии); посредством делегирования властных полномочий, которое может осуществляться в авторитарной форме (как, например, наместничество) и в демократической форме (выборы президента, парламента); нетрадиционным путем, при определенных обстоятельствах (например, назначение регента, осуществляющего высшие властные полномочия до совершеннолетия монарха или фаворитизм, когда высшие властные полномочия в государстве осуществляет человек, не имеющий на то формальных оснований).
Но наиболее распространенным в современных государствах способом формирования политического представительства является делегирование власти.
Это
– один из основных способов ее функционирования,
основной механизм реализации отношений
политического
Любые современные модели представительного правления содержат в основе три базисных принципа: представительное начало доминирует над плебисцитарным (такая модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть».); прямая демократия действует в рамках законов, устанавливаемых верховным выборным (представительным) органом; основные принципы конституции, касающиеся неотъемлемых прав человека и гражданина (находящиеся под защитой международных деклараций) принимаются в качестве непререкаемых и верховными выборными органами, и общенациональными референдумами.
Отношения
политического
Формирование
отношений политического
27
Упорядочение лоббирования
28
Функциональное
Процесс принятия конкретных решений требует постоянного и оперативного взаимодействия с теми, чьи интересы эти решения затрагивают, и кто располагает наиболее соответствующими ценной информацией и знаниями. Поэтому по мере расширения государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни (в том числе в экономику и социальные отношения) возникла и развивается структура прямых, не опосредованных выборами связей между группами интересов и органами власти.
Опять наиболее активны бизнес и профсоюзы. Усилия бизнеса были на порядок значительнее профсоюзов, что объясняется широтой и разнообразием интересов бизнеса, затрагиваемых государственным вмешательством. Но есть сфера, в которой представительство бизнеса и профсоюзов развивалось почти на равных: область трудовых и распределительных отношений, где обе стороны имеют примерно равные, хотя часто и противоположные интересы, где государство пытается играть роль арбитра или посредника. Результатом подобных обоюдных устремлений государства и групп интересов стало создание особой системы представительства, которое (в отличие от территориального или электорального) принято называть функциональным. В течение ряда десятилетий оно является органической частью структуры политического управления стран Запада. Без такого рода представительства и взаимодействия нормальное (или близкое к нормальному) функционирование современного общественного организма было бы невозможным. В разных странах сложились собственные системы функционального представительства. Но практически у всех есть общие черты и особенности: наличие специальных институтов и учреждений, в рамках которых осуществляется «диалог» представителей организованных интересов и государства, принципы комплектования и способы деятельности таких институтов. К тому же практически везде существует система неформальных связей и отношений, нередко играющую роль более важную, чем формализованные связи.
Пример формализованных структур – советы или комитеты при органах исполнительной власти. Они состоят из руководителей данных органов, представителей групп интересов и независимых экспертов. Большинство таких комитетов существует на постоянной основе, часть же создается для поисков тех или иных решений «разового» характера, в основном в законодательной сфере. Другая форма институциональных связей между правительственными учреждениями и парламентами, с одной стороны, и группами интересов с другой. Например, в Великобритании при социально- экономических ведомствах уже давно функционируют так называемые спонсорные подразделения. В их задачи входят регулярные связи с отраслевыми ассоциациями бизнеса и отдельными корпорациями, выработка совместных с ними рекомендаций для министерских и правительственных решений. В отличие от консультативных комитетов эти подразделения государственные и не включают в свой состав представителей групп интересов.
Еще существуют учреждения, наделенные распорядительными и управленческими функциями и полномочиями. Пример (Швеция, Великобритания) – органы, регулирующие рынок рабочей силы, осуществляющие комплекс мер по ограничению масштабов и смягчению последствий безработицы.
Выделяются так называемые трипартисткие органы (бизнес, профсоюз, государство). Распространилась в 50-х –70-х годах. Их роль не ограничивалась лишь достижением консенсуса между основными социальными партнерами, в некоторых странах (Австрия, Швеция, Австралия и др.) они превратились в органы, по существу определявшие параметры социально-экономической стратегии государства. Но в те же 70-е годы обнаружились дефекты неокорпоративной модели. Главная – неспособность адекватно реагировать на необходимость далеко идущей структурной перестройки экономики, новые повышенные требования к менеджменту и рабочей силе в условиях НТП. Одна из причин резкого падения роли и влияния «трипартизма» - кризис профсоюзов, ослабление их политического влияния. Укрепивший свои позиции бизнес предпочитает теперь решать проблемы напрямую с правительствами и лишь в отдельных случаях соглашается на участие профсоюзов в переговорах и консультациях. И все же система функционального представительства продолжает развиваться (Скандинавия, Австрия, Австралия), число ее участников возрастает за счет экологов, потребителей и других влиятельных групп интересов. Она укоренена в системе общественных отношений стран Запада ничуть не менее, чем партийно- парламентское представительство.
Подтверждение этому – заметно усилившаяся роль неформальных связей между группами интересов и государством в рамках той же системы представительства интересов. Наиболее распространен лоббизм, то есть различные формы и методы воздействия бизнеса, других общественных групп на представителей законодательной и исполнительной властей в целях добиться от них принятия выгодных для себя решений. (Конечно же, лоббизм практикуется и в рамках формализованных структур, а при неформальных отношениях имеют место консультации, цель которых не сводится у извлечению сиюминутной выгоды для той или иной группы интересов. Однако, все же львиная доля лоббистской практики реализуется именно в рамках неформальных, свободных от институциональных и процедурных ограничений связей.) Так как лоббизм – только часть функционального представительства, то он несет соответствующую долю его позитивной нагрузки. Он необходим и для госорганов, и для тех, кого затрагивают решения государства. Лоббизм, предоставляя ценную информацию о реальной ситуации и о возможных последствиях принимаемых мер, создает более надежную базу для принятия решений госорганами и способствует восприятию этих решений теми, кого они касаются.
Негативные стороны лоббизма – склонность многих его участников к удовлетворению своекорыстных устремлений, создания благоприятной среды для возможных коррупции и злоупотреблений, - но одновременно с расширением его практики растет и арсенал средств, способных ограничить такого рода поползновения. В их числе – жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике госслужащих и членов представительных учреждений, совершенствование самого механизма лоббирования.
29 Социальное партнёрство(т)
- это
цивилиз. форма соц. отношений,
30 Социальные обмены и обманы
31 Корыстные интересы и манипулирование(т)
КИ- такие интересы, реализ-я кот. обеспеч. возм-ть безусловной выгоды для их носителей независимо от того, что при этом нарушается баланс интересов в орг-ции, др. индивиды (группы) орг-ции рассматриваются как средства достижения цели.
При реализации КИ исп-ся такие механизмы, как власть, связи, манипулирование, обман, насилие, ложь.
М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и психологич. принуждения людей действовать против собственного интереса.
При этом люди не замечают принуждения и считают свои посылы и действия обусловленные собственными интересами.
М может быть по субъектам:
-конструктивным
(замена мнимого интереса
-деструктивным
(разрушение сложившихся
- эк-ой осн. М явл-ся эксплуатация людей;
- соц-но
эк-ой осн.- отсутствие свободы
выбора, авторитаризм общ-ва и
формирование конформизма как
массового типа личности, псих-ой
основой, отсутствие
32 Идеологическое и бюрократическое манипулирование(т)
М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и психологич. принуждения людей действовать против собственного интереса.
ИМ- воздействие на сознание и психику людей, в ходе которого их идеологические воззрения трансформируются в направление нужного для субъекта идеологического воздействия, подменяется противоположным неестественным, не отражающими подлинных интересов субъектов манипулирования
ИМ
предполагает ман-ие идеологическими
стереотипами и лозунгами, неискренность,
фальшивость в сфере
Они могут строится на фиктивном следование сущ-им общ-ым идеалам. Могут осущ-ся путём создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.
К таким же манипуляциям можно отнести формирование культурных штампов и стереотипов поведения.
В период смены стереотипов ИМ приводит к такому явлению как «аномия» Э. Дюркгейм(потеря людьми нравственных ориентиров, жизненных целей, когда старые ценности подвергаются осуждению, а новые ещё не получили широкого распространения).
В таком случае народ превращается в толпу и мало поддаётся манипулированию.
БМ- манн-ие с помощью бюрократических методов. Это способ навязывания стереотипов и форм поведения через формальные орг-ые стр-ры, предъявляя всегда обезличенные и стандартные требования к участникам социального взаимодействия.
Соблюдение правил игры, требуемых бюрократией становится привычкой, переносится на все стороны взаимодействий, результатом чего явл-ся формирование конфликта как массового типа личности. Он не способен осознать и сформулировать свой соц. интерес, поэтому принимает за него тот, что субъект упр-ия формирует за него.
БМ
подразумевает любую псевдо деятельность
административного или
33 Экономическое и политическое манипулирование(т)
М. - реализация механизмов скрытого экономического, политич., идеологоч., бюрократич. и психологич. принуждения людей действовать против собственного интереса.