Оперативный капитал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:44, дипломная работа

Описание

Темой моей дипломной работы является «Повышение эффективности использования оборотного капитала предприятия». Актуальность данной темы обусловлена тем, что если предприятие эффективно управляет как своими основными фондами, так и оборотными, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля. В рыночной экономике самым главным результатом работы организации является получение прибыли. Таким образом, антикризисное управление, как система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы, а также скрытые ресурсы предприятия.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ 5
Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА (ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ) ПРЕДПРИЯТИЯ…………………...………………7
1.1 Подходы к определению понятия и значения оборотного капитала…………………………………………………………………………....7
1.2 Показатели оценки и пути повышение эффективности использования оборотного каптала ……………………………………………………………..17
1.3 Значение оборотного капитала в антикризисном управлении………………………………………………………………….…. 22
Выводы……………………………….……………………………………. 30
Раздел II. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.1.Характеристика предприятия…………………………………………32
2.2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценка финансового состояния………………. 34
2.3. Обеспеченность предприятия оборотными средствами и оценка эффективности их использования………………………………………………47
Выводы……………………………………………………………………...55
Раздел III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА…………………………………………………...57
3.1. Пр огнозирование объёма продаж как основа для нормирования и планирования активов 57
3.2. Нормирование оборотных средств предприятия 63
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых решений 69
Выводы……………………………………………………………………...76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Тимофеева Е.В..doc

— 605.50 Кб (Скачать документ)

                                                         ВЫВОДЫ: 

         Таким образом, подводя итоги исследования общей характеристики оборотного капитала предприятия, можно сделать следующие выводы.

    1. Оборотный капитал в финансово-экономической  литературе отождествляют с понятием «оборотные средства». Оборотный капитал представляет собой  финансовые ресурсы предприятия, инвестированные в оборотные активы (сырье, материалы, топливо, энергия и т.д.). Оборотный капитал непосредственно участвует в создании новой продукции (работ, услуг), функционируя в процессе кругооборота всего капитала.

    2. Оборотный капитал предприятий классифицируются по трем признакам:

    -  в зависимости от участия их  в круговороте средств; 

    - по методам планирования, принципами  организации и регулирования;

    - по источникам формирования.

    3. Кризисное финансовое состояние возникает, когда оборотного капитала предприятия оказывается недостаточно для покрытия его кредиторской задолженности и просроченных обязательств. В такой ситуации предприятие находится на грани банкротства. Для восстановления механизма финансов необходим поиск возможностей и принятие организационных мер по обеспечению повышения деловой активности и рентабельности работы предприятия и др. При этом требуется оптимизация структуры оборотного капитала, обоснованное снижение запасов и затрат, не используемых в обороте или используемых недостаточно эффективно.

    Отсутствие  собственных оборотных средств  может затормозить производственный процесс, привести к необходимости в долгосрочном внешнем финансировании. Снижение собственных оборотных средств – яркий признак потери платежеспособности предприятия, так как отражает остаточную сумму оборотных средств после покрытия всех краткосрочных обязательств.

    4. Решением проблем, связанных с  недостатком оборотного капитала в современных условиях занимается антикризисное управление. Антикризисное управление - это комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Кризис на предприятии означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной и финансовой потребностей в оборотном капитале.

    5.  Система антикризисного управления  базируется на реализации следующих  принципов: 

    а) Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия.

    б) Срочность реагирования на кризисные явления.

    в) Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.

    г) Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.

    6. Анализируя финансовое состояние предприятия можно установить зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления предприятием. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.  Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.

    Таким образом, объектом антикризисного управления предприятия , как правило является оборотный капитал. 
 
 

 

    

    II. Оценка финансового состояния предприятия .

    2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

    Как уже отмечалось, в качестве объекта  исследования в работе выступает  ОАО "Cвязьинформ" – межрегиональная компания связи,  крупнейший оператор электросвязи в Южном Федеральном округе и одна из крупнейших компаний связи в России, входящая в холдинг ОАО «Связьинвест». Компания работает в 10 субъектах Российской Федерации,  предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг: традиционные услуги (местная связь), новые услуги связи (доступ к сети Интернет, услуги интеллектуальных сетей, построение VPN, кабельное телевидение, услуги call – центров) и прочие услуги (документальная электросвязь, проводное вещание, аренда каналов . Сегодня ОАО "Cвязьинформ"– это:

    4 392 772 номеров – монтированная номерная емкость местной телефонной сети;

    69,4 % - уровень цифровизации местной  телефонной сети;

    Более 235 тысяч пользователей ШПД;

    Межрегиональная компания связи охватывает своей  сетью территорию в 520 тыс. кв. км с населением более 18,5 млн. человек. Благодаря целенаправленной работе  по повышению эффективности бизнеса  в условиях  стремительно развивающегося российского рынка связи ОАО«Связьинвест» постоянно увеличивает долю доходов от услуг, предоставляемых по нерегулируемым тарифам, в структуре доходов Компании и расширяет свое присутствие  в данном сегменте рынка Южного Федерального округа. Основа технической политики ОАО «Связьинвест» в регионе – внедрение новых технологий. Проводится модернизация и реконструкция сети на основе применения цифровых систем телекоммуникаций. Благодаря грамотному менеджменту, эффективному использованию производственных фондов и денежных средств, компанией проведена огромная работа по переходу на принципиально новые технологии и построение цифровой сети, что дает возможность предоставлять потребителям как традиционные, так и самые современные виды  услуг .

    В настоящее время основу деятельности ОАО ЮТК составляет сеть филиалов и представительств компании. Помимо этого, с обществом ассоциирована  мощная сеть дочерних и зависимых обществ

    (см. Приложение 2).

Основными видами деятельности Общества  являются:

-  развитие и эксплуатация средств электросвязи;

-  предоставление услуг местной и внутризоновой    телефонной связи;

- предоставление услуг сотовой  связи;

- предоставление услуг персонального радиовызова;

- предоставление в аренду физических цепей, каналов и трактов связи, -включая каналы вещания;

- предоставление услуг передачи данных;

- прочие услуги.  
 

    2.2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.

 

    Основные  показатели, характеризующие обеспеченность предприятия ресурсным потенциалом  и эффективность его использования, рассчитанные по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности, представлены в табл.2.1.

                                                                                                           Таблица 2.1

Размеры и основные показатели эффективности  финансово-хозяйственной   деятельности ОАО "Cвязьинформ" 

    Показатели      2007 год 2008 год 2008 год в % к 2007г году
    Выручка от продажи, тыс. руб. 17 570 564 19 772 388 112,53
    Полная  себестоимость реализации, тыс. руб.  
12 785 528
 
14 274 896
 
111,65
    Затраты на 1 рубль реализации, тыс. руб. (п.2:п.1)  
0,728
 
0,722
 
99,17
    Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.  
33 678 854,5
 
34 617 697
 
102,79
    Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.  
4 316 786,5
 
3 674 244,5
 
85,12
    Фонд  заработной платы, тыс. руб. 4 150 100 4 306 800 103,78
    Среднесписочная численность работающих, чел.  
    31 017
 
    28 572
 
92,12
    Фондовооруженность  труда, тыс. руб. (п.4:п.7)  
1 085,819
 
1 211,595
 
111,58
    Фондоотдача, руб./руб. (п.1:п.4)     0,522     0,571 109,42
    Выручка в расчёте на 1 работающего в  год, тыс. руб. (п.1:п.7)  
566,482
 
692,020
 
122,16
    Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. (п.6:п.7)  
133,801
 
150,735
 
112,66
    Прибыль от продажи, тыс. руб. 4 785 036 5 497 492 114,88
    Прибыль отчетного периода, тыс. руб. 1 632 829 2 640 354 161,70
    Рентабельность  продаж, % (п.15:п.1)*100%  
    27,23
 
    27,80
 
+ 0,53
    Рентабельность  основной деятельности, % (п.15:п.2)*100%  
    37,43
 
    38,51
 
+ 1,08
    Рентабельность  совокупного капитала, % (п.16:(п.4+п.5))*100%  
    4,30
 
    6,90
 
+ 2,60
 

    На  основании представленных данных можно  сделать следующее аналитическое заключение:

    В течение анализируемого периода  выручка от продажи возросла на 12,53 %, что при росте полной себестоимости на 11,65 % обусловило снижение затрат на 1 рубль реализации на 0,83 % и выступило основной причиной роста прибыли от продажи на 14,88 %. Указанное соотношение темпов прироста свидетельствует об эффективной ценовой политике, проводимой предприятием, что подтверждается также ростом рентабельности продаж с 27,23 % до 27,80 % и рентабельности основной деятельности на 2,60 %;

    Среднегодовая стоимость основных средств (с учётом стоимости арендованных объектов) возросла незначительно – на 2,79 %, что выступило причиной:

    В сочетанием со снижением численности  персонала на 7,88 % - роста фондовооружённости труда на 11,58 %;

    В сочетании с ростом выручки от продажи на 12,53 % - роста фондоотдачи с 0,522 руб./руб. до 0,571 руб./руб.;

          Таким образом, некоторое повышение  обеспеченности предприятия материально-технической  базой сопровождается повышением  эффективности её использования,  что необходимо также оценить положительно;

    Темпы роста фонда заработной платы  незначительны – только 103,78 %, что  обусловлено прежде всего сокращением  численности персонала, а в сочетании с ростом полной себестоимости на 11,65 % свидетельствует о снижении удельного веса затрат на оплату труда в составе себестоимости предоставляемых услуг;

    Даже  при незначительном росте фонда  заработной платы сокращение численности  персонала обеспечило увеличение среднегодовой  заработной платы работников на 12,66 %, что вполне сопоставимо с темпами инфляции и означает, что реальная заработная плата даже несколько возросла. Сопоставление темпов роста производительности труда (122,16 %) и среднегодовой заработной платы (112,66 %) свидетельствует о достаточно эффективном использовании трудовых ресурсов;

    Рост  рентабельности работающих активов  может служить свидетельством повышения  эффективности всей деятельности предприятия.

    Таким образом, положительная динамика всех ключевых количественных и качественных показателей предприятия свидетельствует  о растущей эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.

        Общую оценку финансового состояния проведём на основе сравнительного аналитического баланса, представленного в таблице 2.2.

                                                                                                                 Таблица 2.2

Сравнительный аналитический баланс ОАО "Cвязьинформ" 

Показатели  Абсолютные  величины, тыс. руб. Удельный  вес, % к итогу Изменения за период В % к изме-нению  итога балан-са
2007 год 2008 год 2007 год 2008 год Абс. величин Уд. веса 2008 год  в % к 2007 году
Активы 
Внеоборотные  активы 37722 762 38 934739 91,25 91,26 +1 211977 +0,01 103,21 91,58
Оборотные активы, всего

     В  том числе:

Запасы 

Долгосрочная  дебиторская задолженность

Краткосрочная дебиторская задолженность

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

3 618 538 

2 040 339 

9 644 
 

1 210 568 
 

357 987

3 729 951 

1 529 202 

4 192 
 

1 687 811 
 

508 746

8,75 

4,94 

0,02 
 

2,93 
 

0,86

8,74 

3,58 

0,01 
 

3,96 
 

1,19

+111 413 

-511 137 

-5 452 
 

+477 243 
 

+150 759

-0,01 

-1,36 

-0,01 
 

+1,03 
 

+0,33

103,08 

74,95 

43,47 
 

139,42 
 

142,11

8,42 

-38,62 

-0,41 
 

36,06 
 

11,39

БАЛАНС 41 341300 42 664690 100,0 100,0 +1 323390 - 103,2 100,0
Пассивы
Собственный капитал 14 579736 15 883478 35,27 37,23 +1 303742 +1,96 108,94 98,52
Заёмный капитал, всего

     В  том числе:

Долгосрочные  обязательства

Краткосрочные обязательства

Из них:

Кредиты и займы

Кредиторская  задолженность

26761 564 
 

14 084118 

12 677446 

8 181 597 

4 495 849

26 781212 
 

15 112 66 

11 668596 

6 928 165 

4 740 431

64,73 
 

34,07 

30,66 

19,79 

10,87

62,77 
 

35,42 

27,35 

16,24 

11,11

+19 648 
 

+1 028 498 

-1 008 850 

-1 253 432 

+244 582

-1,96 
 

+1,35 

-3,31 

-3,55 

+0,24

100,07 
 

107,30 

92,04 

84,68 

105,44

1,48 
 

77,71 

-76,23 

-94,71 

18,48

БАЛАНС 41 341300 42 664690 100,0 100,0 +1 323 390 - 103,20 100,00

Информация о работе Оперативный капитал предприятия