Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
целью работы является анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
проанализировать процесс формирования финансовых результатов на предприятии;
проанализировать важнейшую составляющую валовой прибыли:
определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов и расходов;
изучить процесс формирования рентабельности продаж;
изучить факторы, влияющие на показатели рентабельности продукции;
проанализировать формирование финансовых результатов ОАО «Белкнига».
Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты анализа экономической деятельности торгового предприятия…………………………………………..
6
1.1 Организация торговли в Республике Беларусь и ее особенности 6
1.2 Валовой доход, прибыль и рентабельность розничной торговой организации………………………………………………………..
8
Глава 2. Анализ финансовых результатов и рентабельности ОАО «БЕЛКНИГА» ………………………………………………………
13
2.1 Характеристика организации, на материалах которой выполнена курсовая работа………………………………………
13
2.2 Анализ динамики, состава и структуры общего финансового результата ОАО «Белкнига».
20
2.3 Анализ основных факторов влияющих на размер прибыли ОАО «Белкнига»…………………………………………………………
24
2.4. Оценка показателей рентабельности ОАО «Белкнига»……….. 28
Глава 3 Пути повышения прибыли и увеличения рентабельности открытого акционерного обществ «Белкнига» …………….
32
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы………………………………………. 39
Литературный источник: собственная разработка
Из таблицы 2.8 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2011г. превышает плановые показатели на 96 млн.руб., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 100 млн.руб. Если сравнивать 2011г. с 2010г., то можно также выделить, что прибыль от реализации уменьшилась на 589 млн.руб., балансовая прибыль также уменьшилась на 670 млн.руб.
2.4 Оценка показателей рентабельности ОАО «Белкнига»
Анализ финансового
состояния предприятия
Изменение рентабельности предполагает оценку выполнения плана, динамики этих показателей, измерение степени влияния на них основных факторов. Рентабельность, а также основные факторы, её определяющие (товарооборот, планируемые и не планируемые доходы, расходы и потери), рассматриваются одновременно. Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте[11,c. 26].
Использование различных
показателей прибыли при опреде
Таблица 2.9 Расчет показателей рентабельности продаж ОАО «Белкнига» (тыс. руб.)
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
61156160 |
79554170 |
Себестоимость реализации товаров |
44337310 |
51691820 |
Коммерческие расходы |
6616850 |
1209246 |
Прибыль от реализации |
1592280 |
1022650 |
Проценты к получению |
- |
- |
Прочие операционные доходы |
- |
- |
Прочие операционные расходы |
- |
- |
Прочие внереализационные |
280990 |
180468 |
Прочие внереализационные |
26990 |
26150 |
Прибыль отчетного периода |
1873270 |
1203118 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
2,60 |
1,28 |
- по балансовой прибыли |
3,06 |
2,51 |
Литературный источник [собственная разработка]
Как видно из таблицы
уровень показателей
С уменьшением прибыли от реализации в 2010г. (на 569630 тыс.р.) уменьшились и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность ОАО «Белкнига», в 2010г. можно назвать низким (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров – 2,6). А в 2011г. очень низким, так как рентабельность продаж составила –1,28%.
Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
Из таблицы 2.10 видим, что рентабельность издержек обращения, ниже рентабельности текущих расходов, что в 2010г., что в 2011г.
Таблица 2.10 Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белкнига» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Издержки обращения |
6616850 |
12092233 |
Затраты предприятия |
6895150 |
12385480 |
Прибыль от реализации |
1592280 |
1022650 |
Балансовая прибыль |
1873270 |
1203118 |
Рентабельность издержек обращения, % |
24,06 |
8,45 |
Рентабельность текущих |
27,16 |
9,71 |
Литературный источник [собственная разработка]
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями. С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках.
Таблица 2.11 Расчет рентабельности собственного капитала ( тыс.руб.)
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Собственный капитал: - на начало года - на конец года |
6306850 8972850 |
8972850 9058920 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
8678560 |
9015790 |
Чистая прибыль |
980660 |
431900 |
Рентабельность собственного капитала, % |
11,3 |
4,79 |
Литературный источник [собственная разработка]
Как видно, таблица 2.11 рентабельность собственного капитала в 2011 году (4,79%) ниже, чем в 2010г. (11,3%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (1,01 раза) по сравнению с 2011г.
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли.
Таблица 2.12 Расчет рентабельности трудовых ресурсов (в тыс. руб.)
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Балансовая прибыль |
1873270 |
1203118 |
Затраты на персонал |
7160400 |
8783892 |
Численность работников |
390 |
411 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
26,165 |
13,69 |
Прибыль на одного работника |
4803,2 |
2927,3 |
Литературный источник [собственная разработка]
Данные таблицы 2.11 показывают, что в 2011г. по сравнению с 2010г. сумма прибыли на одного работника уменьшилась; балансовая прибыль также уменьшилась. При этом затраты на оплату труда увеличились (22,6%), произошло увеличение численности работников на 21 человек, то есть увеличение персонала составляет 1,1%. Рентабельность расходов на оплату труда уменьшилась в 2 раза.
Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И УВЕЛИЧЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «БЕЛКНИГА»
Для эффективного функционирования деятельности предприятия в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарооборота, состава товарооборота, звенности движения товаров, уровня торговых скидок и торговых надбавок.
Основным источником формирования прибыли торгового предприятия является реализованные торговые надбавки и торговые скидки, так как в Беларуси предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности. Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах. [12,c.35].
Для увеличения прибыли необходимо рационально использовать собственный автомобильный транспорт и не допускать переплат при использовании наемного транспорта. Следует строго придерживаться утвержденной схемы завоза товаров, определяющей наиболее рациональную организацию товародвижения. Большое значение для упорядочения расходов по транспорту имеет централизованная доставка товаров.
Необходимо изучать состав товарных запасов их соответствие покупательскому спросу, ассортиментным перечням товаров, утвержденным для магазинов, устанавливать причины образования дебиторской задолженности, состояние расчетов с банками. Особое внимание должно уделяться товарным потерям, уменьшить которые можно с помощью правильного хранения товаров, бережного отношения работников торговли к ним; сокращения звенности товародвижения и уменьшение расстояния перевозок [12,c. 26].
Каждое предприятие выходящее на рынок для обеспечения конкурентоспособности должно соблюдать требования более быстрого роста производительности труда по сравнению с ростом фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально – технической базы не будут эффективными. Повышение производительности труда позволяет не только обеспечивать увеличение объема товарооборота с относительно меньшей численности работников, но и ускорить процесс продвижения товаров, снижать затраты времени покупателей.
Для увеличения объема получаемой прибыли от реализации продукции немаловажное значение имеет сохранение сложившихся длительных хозяйственных связей. Их разрушение отрицательно сказывается на реализации товаров и материально – техническом снабжении.
Для обеспечения выполнения
плана розничного товарооборота
торговому предприятию
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связанны между собой. Данные факторы необходимо изучать и анализировать.
Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющих размер прибыли и рентабельности. [10,c. 235].
Одной из главных задач деятельности ОАО «Белкнига», является планирование прибыли. План прибыли торговое предприятие рассчитывает самостоятельно на год и по кварталу. План прибыли рассчитывается и утверждается в сумме и в процентах к товарообороту (рентабельность). Для разработки плана прибыли предприятие использует расчетно–аналитический метод планирования прибыли. Данный метод основан на использовании результатов анализа достигнутой величины прибыли принимаемого за базу и индексов его изменения в планируемом периоде. Планируемая сумма прибыли находится в обратной зависимости от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому при планировании предприятие стремится к получению оптимального размера издержек обращения.
Таблица 3.1 Анализ товарооборота ОАО «Белкнига» за 2008 -2011 гг. (в тыс. руб.)
Годы |
товарооборот |
% выполнения |
отклонение (+;-) |
темп роста | |
план |
факт | ||||
2008 |
38245610 |
38422140 |
100,46 |
176530 |
103,3 |
2009 |
49562310 |
49631110 |
100,14 |
68800 |
102,0 |
2010 |
61056270 |
61156160 |
100,16 |
99890 |
103,7 |
2011 |
78654000 |
79554180 |
101,14 |
900180 |
117,6 |
Литературный источник [собственная разработка]
Прогнозирование товарооборота является главным показателем плана экономического и социального развития ОАО «Белкнига». В 2011 году товарооборот составил 79554180 тыс.руб. и превысил товарооборот 2010 года на 18398020 тыс. руб. Из таблицы 3.1 видно,что план товарооборота на предприятии из года в год выполняется. В 2010 г. произошло перевыполнение плана на 0,16% что составило в сумме 99890 т.р. В 2011 г. предприятием был перевыполнен план на 900180 тыс.р., что составило1,14 % перевыполнения плана.
Информация о работе Анализ финансовых результатов и рентабельности