Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Цель моей работы описание методики CVP анализа и изучение возможностей его применения.
Задачи:
• рассмотреть предпосылки к применению CVP анализа
• рассмотреть взаимосвязи затраты-объем-прибыль
• рассмотреть допущения, применяемые в CVP анализе

Содержание

• Введение
• Глава 1.CVP анализ и его практическое применение
o §1.Необходимость CVP анализа
o §2.Применение CVP анализа
o §3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической точке. Концепция «маржинального дохода»
• Глава 2.Методы CVP анализа
o §1.Допущения, принятые в СVР-анализе
o §2.Точка безубыточности
o §3.Метод уравнения
o §4.Метод маржинального дохода
o §5.Графический метод
• Заключение
• Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

При использовании этого метода необходимо учитывать следующие  допущения, на которых основан CVP-анализ: Вахрушина М.А. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008 г.

· Все затраты могут быть рассмотрены  либо как постоянные, либо как переменные;

· Поведение общих затрат и выручки  жестко определено и линейно в  пределах области релевантности;

· Постоянные затраты не изменяются вместе с изменениями объема производства в пределах области релевантности;

· Переменные затраты прямо пропорциональны  объему в пределах области релевантности;

· Переменные затраты на единицу  продукции (удельные переменные затраты) являются постоянными;

· Цена реализации единицы продукции  не меняется;

· Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;

· Производительность труда не меняется;

· Отсутствуют структурные сдвиги;

· Объем производства является единственным фактором, влияющим на изменения затрат и доходов предприятия;

· Объем продаж равен объему производства (т.е. в течение рассматриваемого периода изменений в уровнях  запасов не происходит);

· Ассортимент продукции на предприятии, где производится ряд различных  товаров или оказывается несколько  видов услуг, является неизменным. Переменные затраты и продажная цена на единицу  продукции, используемые при анализе, представляют собой средневзвешенный показатель затрат на различные единицы  продукции и цен на соответствующие  товары и услуги.

Бизнес динамичен. Пользователь CVP - анализа должен постоянно пересматривать допуски. Более того, не следует жестко связывать CVP - анализ с традиционными  допусками линейности и неизменности цен.

§2.Точка безубыточности

В целях изучения зависимости между  изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки (точки  безубыточности или порога рентабельности). Критической считается такая  величина объёма продаж, при которой  предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка.

Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена графически или  с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при  заданной цене продаж. Если цена единицы  продукции, затраты, эффективность  или другие условия изменяются, то модель должна быть пересмотрена.

График анализа поведения затрат, прибыли и объёма продаж

 

На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения  прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.

Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень  продаж, ниже которого предприятие  будет нести убытки. По этой причине  ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции  или услуг.

Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена также с помощью  формул.

§3.Метод уравнения

Для определения точки  безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также  используют метод уравнений.

В самом общем виде схема  любого отчета о финансовых результатах  выглядит следующим образом:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;

или

(Цена за единицу * Количество единиц) - (Переменные  затраты на единицу *Количество  единиц) - Постоянные затраты = Прибыль

Это же уравнение можно  переписать в алгебраической записи. Обозначим :

через П -прибыль за исследуемый  период,

Р - цену продажи единицы  произведенной фирмой продукции,

х - объем произведенной  и проданной продукции за указанный  период,

а - уровень фиксированных  расходов,

в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию.

В таких обозначениях уравнение  «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:

или

Последняя форма уравнения  подчеркивает, что все факторы  делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, все расходы фирмы можно разделить  на постоянные и переменные.

При определении параметров издержки следует разделить на производство реализованной и произведенной  продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в  управленческом учете: Абзорпшенкостинг и Директкостинг. По методу Абзорпшенкостинг калькулирование себестоимости  продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной  продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Директкостинг  постоянные расходы полностью относятся  на реализацию.

Использование уравнения  позволяет легко определить точку  безубыточности путем несложных  алгебраических преобразований.

Объем выпуска, при котором  достигается точка безубыточности, определяется из условия:

П = 0,

и он равен

Для определения точки  безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся  следующим примером.

Например организация  имеет следующие показатели, представленные в табл. 1.

В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта  точка может быть найдена при  условии равенства выручки и  суммы переменных и постоянных затрат:

15х0 = 10х + 15000 + 0; 5х0 = 15000; х0 = 3000,

где х0- точка безубыточности;

15 - цена единицы продукции;

10 - переменные затраты  на единицу продукции;

15000 - общая сумма постоянных  затрат.

Таблица 1. Показатели производственного  предприятия

 

Показатели

Объём производства, 5000 ед.

 
 

Всего

На единицу

 

Выручка от реализации, руб.

75000

15

 

Переменные затраты, руб.

50000

10

 

Маржинальный доход, руб.

25000

5

 

Постоянные затраты, руб.

15000

х

 

Прибыль, руб.

10000

х

 
       

Как видно из приведенного примера, безубыточность реализации достигается  при объеме 3000 единиц.

Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах. Для  этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

15х0 = 15 * 3000 = 45000 руб.

§4.Метод маржинального  дохода

Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом  мы будем понимать доход, который  получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход -- это разница  между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Существует два способа  определения величины маржинального  дохода:

При первом способе из выручки  предприятия за реализованную продукцию  вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть  накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории  переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и  прибыли предприятия.

Под средней величиной  маржинального дохода понимают разницу  между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя  величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины маржинального дохода в  цене товара.

Использование этих показателей  помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли  при различных объемах выпуска.

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Норма маржинального дохода.

Данные, характеризующие  деятельность организации:

Выручка от реализации 75 000

Переменные затраты 50 000

Постоянные затраты 15 000

Прибыль 10 000

Объем произведенной продукции,ед 5000

Цена единицы 15

В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:

Находим величину маржинального  дохода:

75000 руб. - 50000 руб. = 25000 руб.

Вычисляем норму маржинального  дохода:

25000 руб. : 75000 руб. = 0,33

Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном  выражении:

15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.

Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном  выражении:

45445 руб : 15 руб. = 3030 бутылок.

Маржинальный запас прочности -- это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей  формулой:

Маржинальный запас прочности =(Фактическая выручка - Пороговая  выручка) / Фактическая выручка * 100 %

Чем выше маржинальный запас  прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 - 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального  запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение  конкурентоспособности) выручка предприятия  сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие  будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% -- окажется в убытке.

Для определения цены продукции  при безубыточной реализации можно  воспользоваться следующей формулой:

Цена безубыточности =Пороговая  выручка/ Объем произведенной продукции  в натуральном выражении

Для расчета воспользуемся  данными предыдущего примера. В  нашем случае цена безубыточности единицы  изделия равна 9 руб.09 коп. (45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую  цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

§5.Графический метод

Два рассмотренных ранее  метода по своей сути есть методы статические. На основе этих данных рассчитываем объем  производства, при котором достигается  заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между  объемом выпуска и прибылью, которую  легко выразить графически. Для этого  нам необходимо объединить на одном  графике следующие три линии:

Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения  затрат, прибыли и объема продаж:

На этом графике линия  выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница  между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя  данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для  того или иного объема выпуска.

Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика  выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками  выручки и общих затрат:

При нулевом выпуске  убыток в точности равен постоянным затратам.

Это достаточно удобный  инструмент графического анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью. Данный метод можно  использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между  объемом производства и финансовыми  показателями. Недостаток, присущий рассматриваемому методу - как и всякий графический  метод, он дает не очень точные результаты.

 

Заключение

В настоящее время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной  методической и инструментальной базе для поддержки основных функций  менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации  различных аспектов управления бизнес-процессами. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

Но главным образом  в практической деятельности предприятий  контроллинг реализует себя как  аппарат управления затратами. Для  этого используется специальный  учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, определение ценовой политики, анализ взаимосвязей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д. На основе этого для предприятий  предлагается применять многоступенчатую схему сформирования сумм покрытий, а в конечном итоге и прибыли  предприятия. Процедура контроллинга не только касается управления издержками производства, но и затрагивает другие сферы управления предприятием. Он является набором методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. Контроллинг  не только позволяет считать затраты  по-новому, более естественно, но и  стимулирует высшее руководство  думать в финансовых категориях, перемещая  технологическое управление непосредственно  к производственному процессу. Одним  из мощных инструментов контроллинга для решения большого класса маркетинговых  задач является анализ безубыточности производства. Посредством такого анализа  можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные  производственные планы.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль