Аудит кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Значительный удельный вес в составе источников средств предприятия имеют заемные средства, в том числе кредиторская задолженность. Поэтому аудитору необходимо также изучать, проверять наряду с дебиторской задолженностью и кредиторскую, ее состав, структуру.
Кредиторская задолженность - это наиболее часть обязательств предприятия, в которые включаются долгосрочные и текущие обязательства.
Во время проверки кредиторской задолженности должны быть решены следующие задачи:

Работа состоит из  1 файл

информация.docx

— 220.03 Кб (Скачать документ)

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.       

Составляя программу, аудитор  определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение (прил. 1).      

Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для  сбора аудиторских доказательств.       

При проверке необходимо установить:

  • заключены ли договора поставки продукции;
  • реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
  • соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

 

      По  выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные  причины возникновения отклонений.      

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.      

Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".       

Общее руководство проверкой, координация  деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.  

 

 

    

 

 

 

 

  Глава 2. Учет и аудит  расчетов с контрагентами, подотчетными лицами и прочими дебиторами. Основные нарушения       

2.1 Учет и аудит  расчетов с поставщиками и подрядчиками       

Ключевым  разделом в учете кредиторской и  дебиторской задолженности является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".      

На  этом счете учитываются расчеты:       

1) за полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также  по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные  документы, на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк;       

2) за товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на  которые расчетные документы  от поставщиков или подрядчиков  не поступили, т. е. так называемые  неотфактурованные поставки;      

3) за излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке, — когда фактическое  количество поступивших ценностей  превышает количество, указанное  в расчетных документах поставщиков.  Излишки, выявляемые при приемке  материальных ценностей, должны  отражаться в первичных учетных  документах. Так как появление  излишков признается отклонением  от нормального режима поставки, то применяются специальные формы  первичных учетных документов, утвержденные  Госкомстатом для предприятий  и организаций различных видов  деятельности;      

4) за полученные услуги  по перевозкам, в том числе  расчеты по недоборам и переборам  тарифа (фрахта);      

5) за все виды услуг  связи;      

6) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора строительного  подряда;      

7) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора на выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ (НИОКР).       

Данный  перечень не является исчерпывающим.      

Учет  на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.      

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции  со счетами учета этих ценностей  или счетами учета соответствующих  затрат.      

За  услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке  материалов на стороне записи по кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство.      

За  неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:      

• если поступившие документы  соответствуют условиям договора, предприятие  производит дополнительную запись только на сумму НДС;      

• если поступившие документы  не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская  запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным  документам. Счет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств, т. е. оплату счетов.      

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения  необходимых данных по:      

• поставщикам по акцептованным  и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;      

• поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам  по неотфактурованным поставкам;      

• авансам выданным;      

• поставщикам по полученному  коммерческому кредиту и др.      

Сальдо  по счету 60 без учета сальдо по субсчету "Расчеты по авансам выданным" может быть только кредитовым.      

Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим  направлениям:       

• проверка наличия и правильности оформления договоров;      

• проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);      

• проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).      

Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных  договоров на оказание услуг и  выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства.      

Сделки, осуществляемые сторонами  умышленно без соблюдения установленной  ГК РФ формы, не в полном объеме или  несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой  организации.      

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с  поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем  периоде, правильно оценены и  отражены в учетных регистрах.      

Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтверждение о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).       

При проверке оплаты счетов поставщиков  и подрядчиков аудитор устанавливает:       

• подтверждены ли операции по погашению  задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным  кассовым ордерам, выписками банка  и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, векселями, чеками и т. п.);      

• подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение  сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);      

• соответствие данных платежных  документов данным учетных регистров  по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";      

• соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности  в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах.      

Завершая  проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оценку реальности сальдо. 

 

 

2.2 Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками  

 
      

Расчеты с покупателями и подрядчиками составляют, как правило, основную массу расчетов по появлению дебиторской задолженности предприятия. Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".      

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.       

Счет 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:      

• по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету;      

• при расчетах плановыми платежами — по каждому  покупателю и заказчику.      

Построение  аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:      

• покупателям и заказчикам по расчетным  документам, срок оплаты которых не наступил;      

• покупателям  и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам.      

Счет 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками" корреспондирует со счетами:       

Отражена  стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности:       

Дт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

Кт 90/1 "Выручка".       

Отражена  сумма задолженности покупателей  в связи с реализацией им основных средств, излишних материальных ценностей, ценных бумаг и прочего имущества:      

Дт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

Кт 91/1 "Прочие доходы".      

Отражен возврат покупателям излишне  полученной у них суммы:      

Дт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

Кт 50, 51, 52 счета денежных средств      

Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им продукцию, работы, услуги:      

Дт 50, 51, 52 счета денежных средств      

Кт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками".      

5.Уменьшена  задолженность перед поставщиками  на стоимость ТМЦ, отгруженных в счет договора мены:      

Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"      

Кт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

6.Зачтены  суммы полученных от покупателей  авансов:      

Дт 62, субсчет "Авансы полученные"      

Кт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

7. Отражено списание дебиторской  задолженности (формирование резерва  сомнительных долгов не предусмотрено):      

Дт 91/2 "Прочие расходы"      

Кт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

8. Списание дебиторской задолженности  за счет образованного ранее  резерва сомнительных долгов:       

Дт 63 "Резервы по сомнительным долгам"      

Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"      

9. Получено извещение банка об  оплате векселя покупателя:      

Дт 66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам"       

Кт 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками"      

При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками " с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99.       

Информация о работе Аудит кредиторской задолженности