Аудит операций с объектами нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание

Целью аудита операций с нематериальными активами является выражение мнения о полноте и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц в части показателей, отражающих права на объекты нематериальных активов, и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта операций с нематериальными активами законодательству РФ.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи аудита операций с объектами нематериальных активов
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие объект проверки
3. Информация аудируемого лица
4. Оценка существенности, эффективности и надежности системы внутреннего контроля, аудиторского риска и выборки в аудите операций с объектами нематериальных активов
5. Разработка плана и программы аудита операций с объектами нематериальных активов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Vvedenie_1_ (1).docx

— 217.25 Кб (Скачать документ)

 

Уровень эфективности и  надежности СВК является высокой.

Тест оценки эффективности и  надежности СВК (2 этап)

ПН

Элемент СВК

Да

Нет

Не характерно

1

Проводятся ли в организации проверки и анализ фактических показателей  движения объектов основных средств  в сравнении  с прогнозными  показателями?

 

+

 

2

Проводятся ли сотрудниками бухгалтерии  проверки и анализ фактических показателей  сумм начислденной амортизации по объектам основных средств в сравнении  с показателями за предыдущие периоды?

+

   

3

Проводятся ли сотрудниками бухгалтерии  сверки расчетов сумм амортизационных  отчислений?

+

   

4

Осуществляется ли проверка результатов  деятельности по структурным подразделениям организации?

+

   

5

Применяется ли в организации лицензионное программное обеспечение:

+

   

6

Осуществляется ли своевременное  обновление применяемого ПО?

+

   

7

Организован ли надлежащим образом контроль за производственным процессом (например, ведется ли видеонаблюдение)?

+

   

8

Применяются ли системы ограничения  доступа к информационным системам обработки данных (пароли)?

+

   

9

Применяются ли системы ограничения  внесения исправлений в сохраненные  документы?

+

   

10

Проводятся ли инвентаризации объектов основных средств?

+

   

11

Всегда ли соблюдается график отпусков?

 

+

 

12

Присутствует ли в штатном расписании должность внутреннего аудитора (контролера)?

+

   

13

Отражены ли в должностных инструкциях  сотрудников бухгалтерии обязанности  по проведению контрольных мероприятий

 

+

 

14

Проводится ли оценка финансового  состояния (платежеспособности) потенциальных  клиентов до заключения сделок?

 

+

 

15

Уделяется ли особое внимание отражению  в бухгалтерском учете хозяйственных  операций, предполагающих исполнение обязательств неденежными средствами?

+

   

 

уровень эффективности  и надежности СВК рассматриваемого аудируемого лица на втором этапе  также является высоким.

 

Аудитор должен выявить и  оценить риски существенного  искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и  случаев раскрытия информации в  финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для этой цели аудитор:

а) выявляет риски в процессе ознакомления с деятельностью аудируемого  лица и его средой, включая средства контроля, относящиеся к этим рискам, а также с группами однотипных операций, остатками по счетам бухгалтерского учета и случаями раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

б) устанавливает соответствие между  выявленными рисками и тем, какая  информация может быть искажена на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

в) рассматривает, не являются ли риски  столь большими, чтобы привести к  существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор использует в качестве аудиторских  доказательств для оценки рисков информацию, собранную при выполнении процедур оценки рисков, включая аудиторские  доказательства, полученные при исследовании организации средств контроля и  определении того, применялись ли они. Аудитор использует оценку рисков для определения характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые  следует выполнить в дальнейшем.

При формировании планов и программ аудиторской деятельности при осуществлении  аудиторской проверки и формировании мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности аудитор, как правило, не проверяет все финансово-хозяйственные  операции и документы организации. Кроме того, в план и программу  аудита могут включаться не все возможные  работы аудита, а только их часть.

Выборка в широком смысле – это  способ проведения аудиторской проверки, при которой аудитор проверяет  документацию бухгалтерского учета  и иные объекты не сплошным порядком, а выборочно.

Выборка в узком смысле – это  перечень определенным образом отобранных элементов генеральной совокупности с целью на основе их изучения сделать  вывод о всей проверяемой совокупности.

Объем выборки – количество единиц, отбираемых аудитором из генеральной  совокупности.

 

5. Разработка плана  и программы аудита операций  с объектами нематериальных активов.

Необходимым условием квалифицированного и качественного осуществления  аудиторской деятельности является планирование аудита, которое заключается  прежде всего, в разработке аудиторской  организацией общего плана и программы  аудита.

Предметом аудиторской проверки НМА  является: 1) проверка правильности оценки и полного, точного представления  в учете и отчетности нематериальных активов, которые существуют реально  и находятся в собственности  предприятия; 2) проверка правильности начисления амортизации на нематериальные активы и осуществления их списания.

В аудиторские процедуры входят согласно плану и рабочей программе  аудиторской проверки: 1) получение  ведомости по учету нематериальных активов и анализ их состава (по видам, срокам использования и пр.); 2) проверка на основе выборки правильности учета  поступления нематериальных активов, их документального оформления (нематериальные активы зачисляются в состав таковых  на основании акта приемки по мере их создания или поступления и  доведения до состояния, в котором  они пригодны к использованию  в запланированных целях); проверка оценки нематериальных активов по фактической  себестоимости их приобретения; 3) проверка на основе выборки правильности учета  выбытия (списания) нематериальных активов; 4) проверка на основе выборки порядка  начисления амортизации нематериальных активов; 5) проверка обособленного  учета нематериальных активов, по которым  погашение стоимости не производится (к ним относятся организационные  расходы, которые включаются в состав нематериальных активов в случае признания их в соответствии с  учредительными документами вкладом  участников в уставный капитал, товарные знаки и знаки обслуживания); 6) проверка отражения стоимости законченных  НИОКР в составе нематериальных активов; начала погашения стоимости  указанных НИОКР с момента  начала их практического использования  или реализации; списания стоимости  НИОКР на счета учета собственных  средств организации в случае, если результаты разработок не нашли  полезного применения; 7) проверка учета  на счете 04 превышения покупной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стоимостью; 8) проверка результатов  инвентаризации нематериальных активов  в отчетном периоде; 9) проверка на основе выборки правильности отражения  НДС по нематериальным активам.

Для определения объема работ, необходимых  для формирования мнения о достоверности  отражения информации о нематериальных активах, нужно рассмотреть состояние  внутреннего контроля бухгалтерской  отчетности.

При анализе системы внутреннего  контроля аудитор обращает внимание на следующее: определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов; каким образом организация  обеспечивает неразглашение коммерческой тайны; создана ли комиссия по приемке  нематериальных активов; проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

Чтобы сделать вывод об организации  бухгалтерского учета, аудитор анализирует  учетную политику на момент раскрытия  в ней информации: о способах оценки нематериальных активов, приобретенных  не за денежные средства; принятых организацией сроках полезного использования  нематериальных активов (по отдельным  группам); способах начисления амортизационных  отчислений по отдельным группам  нематериальных активов; способах отражения  в бухгалтерском учете амортизационных  отчислений по нематериальным активам.

Отсутствие контроля со стороны  руководства организации над  нематериальными активами, а также  неудовлетворительная организация  системы их бухгалтерского учета  повышает аудиторский риск. В таком  случае аудитор увеличивает объем  выборки.

Этапы и процедуры аудита нематериальных активов включают в себя:

1. Ознакомительный этап. Анализируется  состав нематериальных активов  организации. Для этого аудитор  изучает данные первичного учета,  а также бухгалтерские регистры  и подтверждает обоснованность  классификации объекта в качестве  нематериального актива. Значительное  внимание следует уделить анализу  договоров, патентов, свидетельств  о регистрации права собственности  и других документов, подтверждающих  право собственности организации  на нематериальные активы. Кроме  того, учтенные в качестве нематериальных  активы должны соответствовать  требованиям п. 4 Положения по  бухгалтерскому учету «Учет нематериальных  активов» (ПБУ 14/2000), утв. Приказом  Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н.Ч  На этом этапе выясняется, учитываются  ли в составе бухгалтерского  счета 04 активы, не являющиеся  нематериальными.

Далее аудитор проверяет документальное оформление учета нематериальных активов, в частности использование унифицированных  форм учета, правильность оформления первичных  документов при их принятии к учету.

Во время проверки оценивается  организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов, обеспеченность информации по единицам учета, соответствие открытых субсчетов бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы», Плану  счетов бухгалтерского учета, а также  рабочему плану счетов, утвержденному  учетной политикой организации.

2. Аудит учета поступления (создания) нематериального актива. Нематериальные  активы организация может приобрести  за плату по договору купли-продажи,  получить безвозмездно или в  качестве вклада в уставный  капитал, а также создать собственными  силами либо с привлечением  сторонних организаций. Аудитор  проверяет источники поступления  нематериальных активов и устанавливает  достоверность отражения экономической  сущности поступления активов  в бухгалтерском учете. Для  определения верного отражения  операций по поступлению нематериальных  активов необходимо провести  анализ заключенных договоров,  первичных документов, убедиться  в правильности формирования  первоначальной стоимости актива.

Аудитор рассматривает своевременность  постановки на учет нематериальных активов  и правильность методологии произведенных  бухгалтерских проводок. Для этого  первичные документы сверяют  с данными регистров по бухгалтерским  счетам 04 «Нематериальные активы»  и 08 «Капитальные вложения».

3. Аудит учета начисления амортизации  нематериального актива. От правильности  начисленной амортизации зависит  достоверность отражения остаточной  стоимости нематериального актива  в отчетности организации. На  данном этапе проверки аудитор  обращает внимание: на соблюдение  учетной политики организации  в части начисления амортизации  (способы начисления должны соответствовать  требованиям бухгалтерского законодательства); правильность установления срока  полезного использования и определения  нормы амортизации; достоверность  расчета сумм амортизационных  отчислений.

4. Аудит выбытия нематериальных  активов. Во время аудита выбытия  нематериальных активов в первую  очередь рассматриваются способ  их выбытия, наличие основания  для списания активов, а также  его документальное подтверждение.  Кроме того, проверяется правильность  отражения операций по выбытию  нематериальных активов на счетах  бухгалтерского учета и подтверждается  достоверность определения финансового  результата выбытия активов.

5. Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными  активами. Налоговый учет нематериальных  активов может отличаться от  бухгалтерского. Для выявления налоговых  рисков аудитор изучает учетную  политику организации для целей  налогового учета, получает необходимый  объем доказательств соблюдения  требований действующего налогового  законодательства при осуществлении  операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной  базы аудитор использует налоговые  регистры.

Методы проверки: тестирование; сплошная проверка (основные регистры синтетического учета НМА); выборочная проверка (первичные  документы); опрос; арифметический пересчет.

Наиболее эффективному проведению проверки способствует комплексное  использование различных методов  аудита. Например, для подтверждения  достоверности расчетов сумм амортизации, а также налоговых расчетов используется метод пересчета. Метод инспектирования  позволяет выявить соответствие записей на счетах бухгалтерского учета  первичным документам по учету нематериальных активов. Для того чтобы проверить  выполнение необходимых процедур по учету нематериальных активов, сотрудники бухгалтерии применяют такой  метод, как наблюдение. А с помощью  подтверждения и аналитических  процедур аудитор может удостовериться в фактическом совершении операций с нематериальными активами, отраженными  в бухгалтерском учете.

Информация о работе Аудит операций с объектами нематериальных активов