Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и выявление возможных нарушений на данном участке бухгалтерского учета при проведении аудиторских проверок. Для этого были изучены программа проведения аудита и аудиторские процедуры.
В данной работе рассмотрены основные нарушения при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств, начислении амортизации, документальном оформлении, правильность отнесения объектов к основным средствам.
Введение
1Теоритические основы учета и аудита основных средств
1.1 Понятие и классификация основных средств
1.2 Документальное оформление операций с основными средствами
1.3 Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств
1.4 Амортизация основных средств
1.5 Отражение основных средств в учете
1.6 Аудиторские процедуры по проверке основных средств
2 Аудит основных средств ФГУП “Авиа”, проводимый ЗАО “Руфаудит”
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО “Руфаудит”
2.2 Процедуры, проводимые при аудите основных средств
2.3 Аудит основных средств предприятия
3 Эффективность проведения аудиторских проверок
4 Программное обеспечение
5 Правовое обеспечение
Заключение
Список использованных источников
К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации этой нормы Распоряжением от 21.03.1998 №382-р Правительство РФ обязало Минфин России разработать и утвердить Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [55].
Как известно, в настоящее время частями разрабатывается и вводится Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором определены некоторые вопросы, связанные с налоговым учетом. Так, налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Тем самым законодательно не ставится вопрос об организации отдельного налогового учета для целей налогообложения.
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом от 29.07.1998 № 34н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом от 09.12.1998 № 60н ;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное Приказом от 10.01.2000 № 2н;
- Положение по бухгалтерском учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом от 06.07.1999 № 43н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом от 09.06.2001 № 44н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом от 30.03.2001 № 26н;
- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом от 25.11.1998 № 56н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом от 28.11.2001 № 96н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом от 06.05.1999 № 32н (с изменениями и дополнениями);
- Положение по бухгалтерскому учету «Налог на прибыль» ПБУ 18/02;
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом от 06.05.1999 № 33н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом от 13.01.2000 № 5н (с изменениями и дополнениями);
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом от 27.01.2000 № 11н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом от 16.10.2000 N 92н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное Приказом от 16.10.2007 № 91н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/08), утвержденное Приказом от 02.08.2008 № 60н;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом от 20.07.1998 № 33н [56];
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом от 21.12.1998 № 64н;
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом от 21.03.2000 № 29н;
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом от 28.12.2001 № 119н.
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету Учет «основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н и введенное в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. Оно является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, устанавливающим методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, и должно применяться с учетом других ПБУ [57].
При ведении учета основных средств необходимо руководствоваться:
- Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а в части утверждения унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств;
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н [58];
- Приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» [59];
- Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [60];
- Другими указаниями Минфина России по учету основных средств.
Порядок учета объектов основных средств также регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств для целей налогового учета практически не отличается от норм бухгалтерского учета. В последнее время наблюдается тенденция сближение норм двух учетных систем.
В частности это относится к изменениям, внесенным от 25 ноября 2009 г. №281-ФЗ, которые позволяют бухгалтеру не применять ПБУ 18/2002 в связи с отсутствием постоянных налоговых обязательств. В соответствии с данным изменением с 1 января 2010 года рыночную стоимость материалов, выявленных при инвентаризации или после демонтажа основного средства, разрешено включать в материальные расходы полностью. Ранее полную стоимость материалов в расходы можно было включать только в бухгалтерском учете. В налоговом же учете в материальные расходы только сумму налога на прибыль, уплаченного с дохода в виде выявленных излишков.
Данное изменение является одним из примеров сближения налогового и бухгалтерского законодательства в части приобретения объектов основных средств.
Заключение
В дипломной работе были изучены особенности ведения бухгалтерского учета и аудита основных средств. А также разработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации работы аудитора на примере ЗАО «Руфаудит».
В обзорном разделе были рассмотрены теоретические аспекты учета и аудита основных средств. Были подробно рассмотрены различные разделы учета основных средств и возможные нарушения при ведении учета по объектам основных средств. В частности были приведены учет и аудит начисления амортизации основных средств, порядок формирование первоначальной стоимости, правильность и порядок составления первичной учетной документации.
Во втором – аналитическом – разделе работы были рассмотрены организационно-экономические характеристики предприятий ЗАО «Руфаудит» и ФГУП «АВИА». А также показана процедура проведения аудита на примере ЗАО «Руфаудит» у ФГУП «АВИА». В данном разделе подробно описаны этапы проведения аудита и описаны, выявленные нарушения.
ФГУП «АВИА», занимающееся оказанием услуг по перевозке пассажиров имеет ряд нарушений на участке учета основных средств:
- неоприходование материальных ценностей при выбытии объектов основных средств;
- отсутствие факта подачи документов на регистрацию объектов недвижимости и как следствие неправомерное начисление амортизации.
Аудит основных средств проводился тщательно в соответствии с установленными внутрифирменными стандартами, разработанными самостоятельно ЗАО «Руфаудит».
Каждый этап, проведенной аудиторской проверки был документально оформлен. Аудитор при выражении своего мнения о достоверности отчетных данных опирался на нормативную базу, действовавшую на момент совершения операции. Результаты, проведенной аудиторской проверки содержат ссылки на законодательные акты.
Заключительным этапом проведения аудита было формирование отчета аудитора и аудиторского заключения.
В своем отчете аудитор указал наиболее существенные ошибки, которые привели к искажению данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В специальном разделе разработаны рекомендации по эффективности проведения аудиторских проверок. Необходимо было решить проблему уменьшения аудиторской выборки при этом, не снижая качества проведения аудита.
В частности был рассмотрен монетарный подход при формировании аудиторской выборки. Была разработана система, которая поможет аудитору правильно построить выборку исходя из стоимостных показателей.
Также в данном разделе были предложены рекомендации для ФГУП «АВИА». Эти рекомендации заключаются в предложениях аудитора по корректировки показателей финансовой отчетности. Аудитором подробно описаны статьи отчетности, которые необходимо корректировать, и приведены соответствующие суммы на которые необходимо увеличить, либо уменьшить ту или иную статью отчетности.
В ходе проведения аудита были выявлены как положительный, так и отрицательный экономический эффект на ФГУП «АВИА».
Отрицательным эффектом является доплата налога на прибыль в ходе уменьшения амортизации, и как следствие уменьшение расходов.
В четвертом разделе дипломной работы приведен обзор современного программного обеспечения, автоматизирующего деятельность ЗАО «Руфаудит» и ФГУП «АВИА».
В частности были рассмотрены технические способности программных продуктов таких как Audit Expert и «1С Предприятие».
В ходе анализа рынка программных продуктов было выявлено, что программа «1С:Предприятие» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности.
В правовом разделе приведен анализ действующего законодательства ФЗ «Об аудиторской деятельности». Рассмотрено законодательство по регулированию деятельности Закрытых Акционерных Обществ и Государственных Унитарных Предприятий. А также ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормативно-правовые акты, которыми регулируется учетная система.
Список использованных источников
1 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. №146 – ФЗ: принят Государственной Думой РФ 16.07.1998г.
2 Крутякова Т.Л. Основные средства: Учебное пособие. - М.: Айси Групп, 2009.- 280с.
3 Мельник М.В., Бровкина Н.Д. Практический аудит: Учебное пособие. –М.: Инфра-М, 2008.- 360с.
4 Подольский В.И. Аудит: Учебник для вузов. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008.- 378с.
5 Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009.- 250с.
6 Рогуленко Т.М. Практический аудит: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 460с.