Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:17, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование существующих методик проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда для организации и проведения аудиторской проверки в ОАО «Поспелиха-Агротранс» и разработки рекомендаций по ее результатам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность, виды и формы оплаты труда;
- ознакомиться с основными нормативными документами, регламентирующие учет труда и заработной платы;
- обобщить и систематизировать методические подходы к организации и проведению аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда;
- ознакомится с организацией бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в ОАО «Поспелиха-Агротранс»;
- осуществить планирование и провести аудиторскую проверку учета расчетов по оплате труда для разработки рекомендаций по устранению выявленных отклонений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 5
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 5
1.2.ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 11
1.3. МЕТОДИКА АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА. 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОАО «ПОСПЕЛИХА-АГРОТРАНС» 24
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ПОСПЕЛИХА-АГРОТРАНС» 24
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОАО «ПОСПЕЛИХА-АГРОТРАНС». 29
3.1. АУДИТ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 39
3.2 АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО НАЧИСЛЕНИЮ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 42
3.3 АУДИТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫДАЧИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
При сдельно-прогрессивной системе оплата труда рабочих в пределах установленной исходной базы (нормы) производится по прямым сдельным расценкам, а сверх этого по повышенным.
Косвенно-сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков технологического оборудования, слесарей. ремонтников, помощников мастеров и других вспомогательных рабочих). Такая оплата может быть организована по сдельным расценкам, увеличивающимся на процент выполнения норм выработки в среднем по обслуживаемому участку.
При аккордной системе величина оплаты устанавливается за весь объем работы, а не за каждое изделие или операцию. Эта система обычно сочетается с премированием за сокращение сроков выполнения аккордных заданий. Общая стоимость определяется на основе норм времени (выработки) и расценок. Аккордная система применяется на работах с длительным производственным циклом. Бригаде выдается аккордный наряд, предусматривающий весь комплекс основных и вспомогательных работ. В наряде указываются начало и окончание работ, а также суммы заработной платы и премий с учетом качества. Такая система оплаты труда эффективно применяется в строительстве (бригадный подряд), на автотранспорте и других отраслях.
Труд некоторых работников иногда оплачивается по смешанной форме, например, оплата труда руководителя небольшого коллектива (бригадир), который совмещает руководство коллективом (повременная оплата) с непосредственной производственной деятельностью, оплачиваемой по сдельным расценкам. [21]
В процессе аудиторской проверки учета расчетов с персоналом по оплате труда и соблюдению трудового законодательства используют следующие законодательные и нормативные документы:
1. Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи посвященные труду, является Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Конституцией РФ (ст. 37) закреплено право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ: устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов и др.).
Выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.96г. № 14-ФЗ является основным источником гражданско-процессуальных норм. Регулирует отношения при заключении гражданско-правовых договоров.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г., которой устанавливает общие принципы налогообложения от № 146-ФЗ; (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
НК РФ устанавливает обязанность организации исчислить, удержать у налогоплательщика и, уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ.
5. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. от 24.06.08г. № 91-ФЗ). Устанавливает гарантируемый государством размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» с изменениями от 25.02.2011г. Закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан.
8. Постановление Правительства РФ от 24
декабря 2007 г. N 922
"Об особенностях порядка исчисления
средней заработной платы"
(с изм. от 11.11. 2009 г.) устанавливает особенности
порядка исчисления средней заработной
платы для всех случаев определения ее
размера, предусмотренных Трудовым кодексом
РФ.
9. Постановление Государственного комитета РФ по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Данным постановлением утверждены согласованные с Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, ред. от 08.11.2010г. с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011г.), устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, ред. от 08.11.2010г. с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011г.) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
К документам, регулирующим вопросы оплаты труда на данном уровне, законодатель относит:
- локальные нормативные акты; - коллективный договор; - соглашения. Локальный нормативный акт – это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий «внутри» организации.
Коллективный
договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или
у индивидуального
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Кроме того разрабатывают: положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.
Каждый гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право на труд с оплатой без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Минимальный
размер оплаты труда устанавливается
федеральным законом
В минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также повышения оплаты при отклонении от нормального рабочего времени (сверхурочной, ночной работы и др.), поскольку минимальная оплата относится к основной заработной плате, а указанные выплаты — к дополнительной (т. е. выплачиваются сверх этой заработной платы).
Источниками информации, т.е. объектами аудита по учету труда и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
Личная карточка (ф. №Т-2) - заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.
Приказ
о прекращении трудового
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1). [20]
Целью проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций расчетов с персоналом по оплате труда и действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
По методики Подольского В.И. к числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:
Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда