Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- дать понятие аудиторским доказательствам и рассмотреть их виды;
- рассмотреть методы и источники получения доказательств;
- рассмотреть порядок документирования аудита.
Введение
1. Основные аспекты аудиторских доказательств
1.1. Сущность аудиторских доказательств и их классификация
1.2. Методы оценки аудиторских доказательств
2. Порядок получения аудиторских доказательств
2.1. Основные источники информации
2.2. Методика получения аудиторских доказательств
3. Порядок документирования аудиторских доказательств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Например, подтверждающая информация, полученная из независимого внешнего по отношению к клиенту источника, может укрепить доверие аудитора к заявлениям руководства (рис. 2).
Рисунок 2 - Метод анализа аудиторских доказательств
Аудитор должен взвешивать соотношение между расходами, связанными с получением доказательств, и полезностью получаемой при этом информации. Сами по себе сложность работы или понесенные затраты не являются достаточным основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры, для которой не существует альтернативы. Для формулирования обоснованных выводов, на которых будет основываться аудиторское мнение, аудитор обычно использует выборочные методы исследования. Как правило, аудитор полагается на доказательства, которые в большей мере предоставляют доводы в поддержку определенного вывода, а не на те, которые носят исчерпывающий характер. Аудитор не может считать достаточным получение доказательств, которые представляются малоубедительными.
2.1 Основные источники информации
Основные источники информации (доказательной информацией) показаны на рис. 3.
Рисунок 3 - Источники получения аудиторских доказательств
Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Определение
достаточности аудиторских
Аудиторский
риск уменьшается, если аудитор использует
доказательства, полученные из различных
источников и разные по форме представления.
Если доказательства, полученные из одного
источника, противоречат доказательствам,
полученным из другого источника, аудитору
необходимо использовать дополнительные
аудиторские процедуры, чтобы разрешить
возникшие противоречия и быть уверенным
в достоверности собранных
Если
аудиторской организации
2.2 Методика получения
Аудитор должен обладать полной, достоверной и надежной информацией, достаточной для выдачи обоснованных заключений. Источниками информации могут быть учетная система, подтверждающая документация, материальные активы, администрация и персонал предприятия, клиенты, поставщики и др. Информация, имеющаяся в распоряжении аудитора, должна позволить ему сделать обоснованное заключение о полноте учета активов и пассивов предприятия, правильности и достоверности учета доходов и расходов, определения прибыли. Аудитор должен сопоставлять выводы, сделанные в результате использования различных источников.
Особое
внимание при этом обращается на обнаружение
и предупреждение подделок документов,
что, в конечном счете, означает раскрытие
и предотвращение многих нарушений
и злоупотреблений. Анализ качества
документов свидетельствует о том,
что наиболее часто подделанные
документы встречаются в
Чаще
всего подделке подвергаются документы,
оформляющие движение ценностей: накладные,
требования, счета-фактуры, доверенности,
платежные и расчетно-
В большинстве случаев практикуют выполнение текста и подписей от имени вымышленных лиц, воспроизведение подписей от имени других граждан, техническое копирование подписей и текста. Значительно реже подделки совершают посредством подчисток, дописок, переделок, исправлений, травления и смывания.
Практика показывает, что нередко документы содержат многочисленные не оговоренные исправления, зачеркивания, подчистки, нечеткие оттиски печатей и штампов, что позволяет отдельным лицам совершать злоупотребления.
Поэтому аудиторы должны быть знакомы с методами осмотра документов, а также со средствами предупреждения подделок. Необходимо, чтобы был установлен рациональный порядок использования документов, документы исполнялись на соответствующей бумаге и чернилами (пастой), хранились надлежащим образом, защищались специальными средствами (защитная сетка, поверхностное окрашивание, нанесение оптически активных веществ и добавление химикатов при изготовлении бумаги, изготовление серий бланков, покрытие документов пластиковыми полимерными пленками).
Для сбора сведений (доказательств) аудитор должен иметь четкое понятие о технологии таких способов ревизии, как экспертиза, наблюдение, запрос и подтверждение, независимые тесты и тесты на соответствие, инспекция, вычисления, аналитическая проверка.
Получаемые
свидетельства можно
Косвенные свидетельства - это сведения, не имеющие отношения к фактам по данному вопросу. Например, надежность системы внутреннего контроля может служить косвенным доказательством отсутствия значимых ошибок в финансовой отчетности проверяемого предприятия.
Прямое свидетельство - свидетельство, подтверждаемое первичными документами и учетными регистрами (например, факт наличия недостачи, подтверждаемый инвентаризационной и сличительной ведомостями).
Прямые
свидетельства могут
Под материальными источниками подразумеваются документы и натурные объекты.
Нематериальными источниками являются моментные явления, а также предприятия, организации и граждане, поддерживающие связи с контролируемым предприятием и располагающие данными, представляющими интерес для аудиторов.
По доказательному
значению проверяемые документы
подразделяют на четыре группы: первичные,
сводные, неофициальные и
Под первичными документами подразумеваются такие документы, которые отражают хозяйственные операции либо являются основой для их проведения или подтверждают какие-либо события, факты, количество и состояние проверяемых ресурсов.
Сводные - это такие документы, которые в укрупненном виде отражают различные данные. Отличительной особенностью является их вторичность. Их составление не связано с хозяйственными операциями. В них лишь зарегистрированы эти операции по данным первичных документов.
Неофициальными документами следует считать такие, которые материально ответственные лица и другие работники ведут по своей инициативе, составляют их, не соблюдая установленного порядка оформления аналогичных документов, и фиксируют в них экономические явления, происходящие на контролируемом предприятии.
Вспомогательными являются такие документы, в которых изложено мнение отдельных лиц по экономическим вопросам и явлениям, происходящим на контролируемом предприятии.
По данным первичных документов можно сделать вывод о недостачах, нарушениях, злоупотреблениях, размере материального ущерба.
По данным сводных документов можно сделать условно точный вывод. Условием является правильность зарегистрированных в них данных.
Неофициальные и вспомогательные документы доказательного значения не имеют. Однако они могут быть успешно использованы при выборе направления контроля, оценке выявленных фактов и определении степени виновности отдельных работников в допущенных нарушениях.
Аудитор
в своих рабочих бумагах должен
соответствующим образом
Содержание
рабочих документов отражает степень
профессиональной подготовки аудитора.
Записи в рабочих документах должны
быть настолько полными и
При сборе
свидетельств первостепенное значение
имеет фиксирование внимания аудитора
на изучении отклонений в критических
точках контроля. При этом лучшие результаты
достигаются тогда, когда внимание
сосредоточивается на тех точках,
которые являются критическими для
оценки эффективности всего
Чем больше аудитор сосредоточится на отклонениях в критических точках, тем эффективнее будет сам контроль и значимее полученные свидетельства.
Большое значение для аудитора имеют свидетельства, представляемые специалистами ревизуемого предприятия. Потребность в свидетельствах специалистов определяется при планировании аудиторского обследования. При этом аудитор учитывает компетентность, квалификацию, опыт и репутацию специалиста, вероятность выдачи необъективной информации. Отчет о проведенной специалистом работе по форме и содержанию должен быть таким, чтобы он мог считаться аудиторской информацией. В нем целесообразно отражать цели, объем и предмет обследования; источники информации, предоставленные специалисту; результаты сравнения с финансовой отчетностью и аналогичными показателями прошлых лет; предложения для их использования клиентом.
Предоставленные данные специалиста аудитор оценивает с точки зрения достоверности, соответствия и совместимости с финансовой отчетностью, четкости определения выводов и предложений. Если аудитор имеет какие-либо сомнения относительно свидетельства, то их обсуждают со специалистом и клиентом.
В процессе ревизии аудитор может получить свидетельства от банков, обслуживающих клиента. Для этого во все известные банки клиента с его разрешения посылаются стандартные письма-заявки на банковский отчет для целей аудита. Независимые банковские отчеты позволяют аудитору получить данные, отражающие наличие и размер обязательств и активов, установить правильность обращения с ними, а также использовать другие данные, имеющие непосредственное отношение к аудиту.
Источником
аудиторских свидетельств являются
репрезентации руководства, т.е. обращение
аудиторов к администрации с
просьбой о письменном представлении
им сведений по отдельным вопросам.
Будучи источником аудиторской информации,
письменная репрезентация служит в
то же время напоминанием администрации
об ее ответственности за состояние
финансовой отчетности и непосредственной
обязанности полностью