Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
Изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
выявить пути улучшения состояния расчетов;
изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками. 7
1.1. основные формы расчетов с покупателями и заказчиками хозяйствующего субъекта. 7
1.2. Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками. 12
1.3. Источники информации для учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. 21
Глава 2. Анализ и аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 29
2.1. Анализ производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств. 29
2.2. Анализ состояния дебиторской задолженности. 38
2.3. Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков 41
2.4. Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 44
2.5. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и аудита. 47
2.6. Источники и методы сбора аудиторских доказательств. 50
Глава 3. Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «ХХХ». 53
3.1 Характеристика предприятия ООО «ХХХ» 53
3.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками. 54
3.3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками. 57
3.4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 62
Заключение. 71
Список литературы. 74

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

       Акт можно составлять и после каждого  этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в  несколько этапов.

       Акт о приемке выполненных работ  заполняют с двух сторон. На лицевой стороне указывают:

       - названия, адреса и телефоны инвестора,  заказчика и подрядчика;

       - наименование строящегося объекта;

       - адрес, по которому велись строительно-монтажные  работы;

       - дату и номер договора строительного  подряда (субподряда);

       - дату и номер акта, а также отчетный период, за который он составлен;

       - сметную стоимость выполненных  работ.

       Затем в специальной таблице записывают:

       - наименования выполненных работ;

       - к какому этапу они относятся;

       - их расценки;

       - единицы измерения;

       - объем и общую стоимость.

       На  обратной стороне акта в конце  таблицы указывают:

       - объем всех сданных работ;

       - их стоимость без учета налога  на добавленную стоимость.

       Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и  заказчика, принявшего объект. Здесь полностью указываются их должности и фамилии.

       Акт составляет представитель подрядной  организации, ответственный за строительно-монтажные  работы. В акт он переносит сведения из Журнала учета выполненных  работ (форма N КС-6а), утвержденного  постановлением Госкомстата России [12]. Акт составляют в нескольких экземплярах. Обычно один экземпляр остается у подрядчика. Второй - передается заказчику. Третий экземпляр этого документа может потребовать инвестор (образецы Приложение 2 и Приложение 3).

       Товарно-транспортная накладная (форма № 1-2) – Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России [13]. Накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.

       Накладная состоит из двух разделов: товарного  и транспортного.

       1. Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель).

       2. Транспортный раздел заполняют  продавец и представитель транспортной  организации. На основании данных  этого раздела производятся расчеты между транспортной организацией и продавцом.

       Товарно-транспортную накладную составляют для каждого  покупателя и на каждую поездку автомобиля в 4 экземплярах: первый остается у продавца; второй предназначен для покупателя и служит основанием для оприходования товаров; третий и четвертый передают автотранспортной организации. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес разных покупателей, накладную выписывают для каждого покупателя отдельно.

       Все четыре экземпляра накладной заверяются печатью организации продавца, подписывают работник, отпустивший товары, и представитель автотранспортной организации, принявший груз для перевозки.

       Перед отправкой груза продавец должен передать водителю автотранспортной организации  второй, третий и четвертый экземпляры. Доставив груз, второй, третий и четвертый экземпляры накладной водитель передает покупателю. Их подписывает работник, принявший товары, и заверяет печатью организации-покупателя. После этого третий и четвертый экземпляры возвращают водителю, а он сдает их в бухгалтерию автотранспортной организации.

       Автотранспортная  организация должна выписать счет за оказанные услуги и выслать его  для оплаты вместе с третьим экземпляром  товарно-транспортной накладной  заказчику  автотранспорта (организации-продавцу) (образец Приложение 4).

       Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона [10]), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

       Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.

       При необходимости внесения изменений  в книгу продаж регистрация счета-фактуры  производится в дополнительном листе  книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован  счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью.

       Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в  том налоговом периоде, в котором  возникает налоговое обязательство. При получении денежных средств  в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.

       Счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре получателем  финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.

       В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".

      Продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц (образец Приложение 5).

 

Глава 2. Анализ и аудит  расчетов с покупателями и заказчиками. 

  • Анализ  производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

      Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.[23]

      Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

      Основные  задачи анализа:

      ·        оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

      ·        определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

      ·        выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

      ·        разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

      Объем производства и реализации продукции может выражаться

      в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

      Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

      Немаловажное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

      Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.

      Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

      Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательстве по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

      Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

      В процессе анализа производства и  реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

      Внутренние  причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

      Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии