Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
Изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
выявить пути улучшения состояния расчетов;
изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками. 7
1.1. основные формы расчетов с покупателями и заказчиками хозяйствующего субъекта. 7
1.2. Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками. 12
1.3. Источники информации для учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. 21
Глава 2. Анализ и аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 29
2.1. Анализ производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств. 29
2.2. Анализ состояния дебиторской задолженности. 38
2.3. Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков 41
2.4. Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 44
2.5. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и аудита. 47
2.6. Источники и методы сбора аудиторских доказательств. 50
Глава 3. Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «ХХХ». 53
3.1 Характеристика предприятия ООО «ХХХ» 53
3.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками. 54
3.3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками. 57
3.4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 62
Заключение. 71
Список литературы. 74

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

      Риск  невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

      Риск  невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственнои стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

      В зависимости от стадии обнаружения  риска невостребованной продукции  управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственнои стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив  его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, Цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

      Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

      Важным  обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.

      Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.[25]

      Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры  рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

      При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

      ·        определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

      ·        оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

      ·        изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

      ·        оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

      Следующим этапом является анализ положения товаров  на рынках сбыта. Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:

      ·        «звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

      ·        «дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;

      ·        «трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;

      ·        «мертвый груз», или «неудачники» — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.

      Такая группировка продукции предприятия  позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».

      При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах  рынка:

      а)    нулевая стадия — изучение и апробация  идеи разработки нового товара, а потом  и самого товара;

      б)    первая стадия (выпуск товара на рынок  и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;

      в)    вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;

      г)  третья стадия (зрелость) — товар  имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;

      д)   четвертая стадия (насыщение и  спад) — вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

      Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

      Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

      а)   удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

      б)   удельный вес продукции высшей категории  качества;

      в)   средневзвешенный балл продукции;

      г)    средний коэффициент сортности (отношение  стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

      д)   удельный вес аттестованной и  не аттестованной продукции;

      е)    удельный вес сертифицированной  продукции;

      ж)   удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

      з)    удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

      Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

      а)   полезность (жирность молока, зольность  угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

      б)   надежность (долговечность, безотказность в работе);

      в)   технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

      г)    эстетичность изделий.

      Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

      Анализ  ритмичности работы предприятия  также имеет огромное значение для  эффективной работы предприятия в условиях рынка.[26]

      Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

      Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

      Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.

      Прямые  показатели — это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

      Косвенные показатели ритмичности — это  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

      Изучив  динамику и выполнение плана по выпуску  и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 1).

      Так как выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

      ГПн + ТП = РП + ГПК

        РП= ГПН + ТП- ГПК

      Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:

      ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК.

      Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Рис. 1. Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

2.2. Анализ состояния  дебиторской задолженности.

      Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а  следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.[26]

      Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в оборотных активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

      Следовательно, рост дебиторской задолженности  не всегда оценивается отрицательно, а снижение — положительно. Необходимо различать нормальную и "просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии