Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:41, дипломная работа
Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
Изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
выявить пути улучшения состояния расчетов;
изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками. 7
1.1. основные формы расчетов с покупателями и заказчиками хозяйствующего субъекта. 7
1.2. Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками. 12
1.3. Источники информации для учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками. 21
Глава 2. Анализ и аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 29
2.1. Анализ производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств. 29
2.2. Анализ состояния дебиторской задолженности. 38
2.3. Анализ качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков 41
2.4. Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 44
2.5. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и аудита. 47
2.6. Источники и методы сбора аудиторских доказательств. 50
Глава 3. Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «ХХХ». 53
3.1 Характеристика предприятия ООО «ХХХ» 53
3.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками. 54
3.3. Анализ расчетов с покупателями и заказчиками. 57
3.4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 62
Заключение. 71
Список литературы. 74
Ускорить
платежи можно путем
В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.
Работник, занимающийся управлением дебиторской задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.
Оценивая состояние оборотных активов, важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пд.з.), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:
Для характеристики качества дебиторской задолженности определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества последней.
Эти показатели сравнивают в динамике и изучают причины увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д.).
Качество
дебиторской задолженности
Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
2.3. Анализ показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности.
Показатель качества определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность её получения.[26]
Для характеристики возврата дебиторской задолженности целесообразно сгруппировать её по срокам возникновения:
В зависимости от конкретных условий могут быть приняты и другие интервалы сроков возникновения задолженности. Наличие такой информации за длительный период, позволяет выявить, как общие тенденции расчетной дисциплины, так и конкретных покупателей, наиболее часто попадающих в число ненадежных плательщиков.
Обобщающим показателем
Коэффициент оборачиваемости
, где
К о.д – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
ДР – доход от реализации продукции ( работ, услуг);
ДЗ –
средняя дебиторская
Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.
Оборачиваемость дебиторской
или , где
П – длительность периода;
ЗДк –
сумма дебиторской
Иногда оборачиваемость
Показатели оборачиваемости
Сравнение фактической
Увеличение денег на счетах в банке свидетельствует, как правило, об укреплении финансового состояния предприятия. Сумма денег должна быть такой, чтобы её хватало для погашения всех первоочередных платежей. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного исследования оборотного капитала. Их нужно быстро пускать в оборот с целью получения прибыли, расширять производство или вкладывать в акции других предприятий. На исследуемом нами предприятии наблюдается и то и другое. Нужно отметить, что рост дебиторской задолженности объясняется снижением готовой продукции, т.е. проводилась реализация продукции, если предприятие расширяет свою деятельность, то растет и число покупателей, а соответственно и дебиторская задолженность, что имеет место в нашем случае.
С другой стороны, предприятие
может сократить отгрузку
Кроме того, замораживание средств, приведет к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому предприятие должно быть заинтересовано в сокращении сроков погашения платежей. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
При анализе рассматривают
Но
для того чтобы получить полную картину
дебиторской задолженности
Тенденция
роста как доли дебиторской задолженности,
так и доли сомнительной дебиторской
задолженности в текущих
2.4. Цели и задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Основной целью проверки является установление правильности ведения расчетов с покупателями и заказчиками за оказанные услуги.
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:
Основными задачами аудита расчётов являются: проверка достоверности и законности учётных данных о состоянии расчётов, соблюдение расчётно–финансовой дисциплины и её влияние на платёжеспособность предприятия, установление реальности задолженности.
Хозяйственные связи, возникающие у организации с покупателями и заказчиками, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия.
От состояния расчетов с покупателями, во многом зависит платежеспособность предприятия, его финансовое состояние.
Платежи, осуществляемые несвоевременно, не полностью, приводят к возникновению штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. Это ухудшает не только финансовое состояние предприятия, также ухудшаются взаимоотношения с другими предприятиями.
Расчетные
отношения возникают между
Текущие обязательства покупателей и заказчиков представлены в виде дебиторской задолженности.
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за продукцию и услуги, подотчётных лиц за выданные им под авансовый отчёт денежные суммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Ведение учета расчетов с покупателями, а также проведение аудиторской проверки осуществляется в соответствии с нормативными документами.
Основные объекты, понятия, такие как синтетический и аналитический учёт, требования по оформлению первичных документов, находят отражение в Федеральном Законе [1]. В соответствии с законом все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт на предприятии.
В соответствии с Гражданским Кодексом определяются моменты возникновения, прекращения обязательств, обязанности сторон при заключении договоров купли – продажи, предоставления услуг, ответственности сторон за нарушение договоров, предоставление услуг ненадлежащего качества.
На основании Плана счетов бухгалтерского учёта и его инструкции, учёт должен вестись в организациях всех форм собственности, ведущих учёт методом двойной записи. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе Плана счетов бухгалтерского учёта организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учёта.
Постановлением «Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов – фактур при расчётах по налогу на добавленную стоимость» [6], пунктом 3 регламентируются обязательные реквизиты, которыми должен быть оформлен счёт – фактура.