Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:06, дипломная работа
Целью работы является изучение теоретических основ учета доходов, расходов и финансовых результатов, их формирование, фактическое состояние и пути эффективного использования.
Предметом исследования является теоретико-методологические и прикладные проблемы организации учета доходов, расходов и финансовых результатов в организации.
Объектом исследования являются доходы и расходы организации ООО ТД «Конол», основным видом которого является розничная торговля промышленными товарами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание доходов, расходов и финансовых результатов организации и их исследовать их основные принципы классификации;
2. Рассмотреть особенности бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов на предприятии;
3. На основе соизмерения доходов и расходов организации оценить фактическое состояние деятельности предприятия ООО ТД «Конол».
4. Выработать практические рекомендации по совершенствованию эффективности хозяйственной финансовой деятельности организации.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы учета доходов, расходов и финансовых результатов…………………………………………………………………………...6
1.1 Экономическая сущность доходов, расходов и финансовых результатов. Порядок формирования финансовых результатов………………………………...6
1.2 Нормативное регулирование учета доходов, расходов и финансовых результатов………………………………………………………………………….22
1.3. Экономическая характеристика ООО ТД "Конол"………………………….33
Глава 2. Учет доходов, расходов и финансовых результатов………………………………………………………………………….41
2.1. Учет доходов от обычных видов деятельности……………………………...41
2.2 Учет расходов от обычных видов деятельности……………………………..51
2.3. Учет прочих доходов и расходов……………………………………………..54
2.4. Учет финансовых результатов текущего года и прошлых лет……………………………………………………………………………………65
2.5. Совершенствование учета доходов, расходов и финансовых результатов………………………………………………………………………….72
Глава 3. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов………………………………………………………………………….78
3.1. Анализ доходов и расходов от обычных видов деятельности………………………………………………………………………..78
3.2. Анализ прочих доходов и расходов…………………………………………..90
3.3. Анализ финансовых результатов……………………………………………..94
Заключение………………………………………………………………………...104
Список использованных источников…………………………………………….108
Из таблицы 1.7 и рисунка 1.1 можно сделать вывод, что темпы роста дебиторской задолженности значительно опережают темпы роста кредиторской задолженности. При этом значительно возросла краткосрочная дебиторская задолженность 263764 тыс. руб. в 2009 г. до 489228 тыс. руб. в 2011 г., и в процентном соотношении с 37,13% до 58,2 %.
Анализ состояния расчетов с кредиторами показывает, что оно улучшилось. Объем кредиторской задолженности сократился на 55823 (828230 - 772407) тыс. руб. Это произошло в основном за счет снижения расчетов с поставщиками с 67,3 % до 56,0 % и подрядчиками. Показатели оборачиваемости в нижеприведенной таблице 1.5 свидетельствуют об улучшении показателей оборачиваемости, связанных с сокращением оборота основных видов имущества.
Таблица 1.8
Оборачиваемость основных показателей ООО ТД «КОНОЛ» за 2009 – 2011 гг.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г.
| Изменение (+,-) |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 710331 | 696147 | 839991 | +129660 |
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств, % | 57,1 | 58,4 | 67,9 | 10,8 |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | 831 581 | 1 042 326 | 1445240 | 613659 |
Себестоимость продажи товаров, тыс. руб. | (916 107) | (731 142) | (1035670) |
119563 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, количество оборотов | 1,17 | 1,49 | 1,72 | 0,55 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в дни | 308 | 241 | 209 | -99 |
Запасы, тыс. руб. | 504314 | 406779 | 403575 | - 100739 |
Коэффициент оборачиваемости запасов. | 1,81 | 1,79 | 2,56 | 0,75 |
Оборачиваемость запасов, в дни | 199 | 201 | 140 | -59 |
Оборотные активы, тыс. руб. | 1242535 | 1191788 | 1235387 | - 7148 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, количество оборотов | 0,66 | 0,87 | 1,16 | 0,5 |
Оборачиваемость оборотных активов, в дни | 545 | 414 | 310 | -235 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. | 828230 | 766180 | 772407 | -55823 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, количество оборотов | 1,11 | 0,95 | 1,3 | 0,19 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, в дни | 324 | 379 | 276 | -48 |
Анализируя данные таблицы 1.8 можно сделать вывод, что все показатели оборачиваемости имеют достаточно высокое значение. Положительным фактором является увеличение времени оборота дебиторской задолженности, по состоянию на 01.01.2009 один ее оборот занимает 209 дней.
На конец 2011 года в ООО ТД «КОНОЛ» значительно сократились запасы на 100739 тыс. рублей, с этим связано снижение значения показателя оборачиваемости запасов на 140 дней. Продолжительность оборачиваемости оборотного капитала за анализируемый период снизилась на 235 дня, что также является положительным фактором. Уменьшение кредиторской задолженности за анализируемый период на 55823 тыс. руб. привело к сокращению времени ее оборота на 48 дней.
В целом по организации можно сказать, что ее оборачиваемость очень высокая, хотя наблюдается тенденция к ее снижению, что благоприятно сказывается на его финансовом положении.
Глава 2. Учет доходов, расходов и финансовых результатов
2.1. Учет доходов от обычных видов деятельности
Для признания в бухгалтерском учете выручки от оказания платных услуг по договорам проектирования и строительного подряда ООО ТД «Конол» руководствуется ПБУ 02/2008 "Учет договоров строительного подряда". Предприятие ведет учет в следующем порядке:
Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору.
В случае, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий:
а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация;
б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы.
Два и более договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении одновременно следующих условий:
а) в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;
б) договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим).
В случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (выполнение дополнительных работ) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
а) дополнительный объект (дополнительные работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;
б) цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
При учете поступлений от оказываемых услуг предприятие также руководствуется пунктом 12 ПБУ 9/99.
Выручка принимается к учету при единовременном выполнении условий:
у организации есть право на получение выручки, вытекающее из условий договора или подтвержденное иным образом
сумма выручки может быть надежно оценена
существует уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации
право собственности на товар, работу, услугу перешло к покупателю
сумма расходов, связанных с полученными доходами должна быть определена
Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не выручка, а кредиторская задолженность за полученный актив.
У рассматриваемого предприятия существует два основных направления деятельности: проектирование и строительство. В каждой отрасли учет доходов и финансовых результатов разный, так как в первом случае сумма поступлений определена заранее и редко пересматривается. Во втором случае (оказание ремонтных и строительных услуг) сумма поступлений чаще всего меняется, заработная плата рассчитывается обособленно, кроме зарплат наемных рабочих и премиального фонда, в состав доходов входит услуга за приобретение стройматериалов. Рассмотрим каждый из этих видов поступлений отдельно.
Как уже говорилось выше, учет доходов от оказания проектных услуг выглядит следующим образом:
Рисунок 2.1. Порядок учета доходов от услуг по проектированию в ООО ТД «Конол»
Рассмотрим порядок отражения доходов от услуг по проектированию на счетах бухгалтерского учета ООО ТД «Конол». В марте предприятие заключило договор на разработку проекта цеха по обработке древесины на сумму 280 000 рублей с НДС. Срок сдачи объекта – 3 календарных месяца. Сумма авансовых платежей разбита на 4 части и составляет 70 000 рублей – авансом и после завершения каждого этапа работ. По завершению работ канцелярские расходы по формированию и печати проекта составили 5 128 рублей, НДС не предусмотрен. Предприятие ведет учет по каждому виду объекта в соответствии с ПБУ 2/2008. При этом по каждому договору на основании сметы составляется ведомость по начислению заработной платы рабочих и оплате накладных расходов.
Предприятие ведет раздельный учет по каждому объекту в соответствии с ПБУ 2/2008. Что касается финансовой отчетности, то ООО ТД «Конол» при учете данного объекта использует способ «по мере готовности» в соответствии с п.17 и 25 ПБУ 2/2008. Это означает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы.
Кроме того, предприятие планирует свои доходы так, чтобы они поступали равномерно в течение всего периода действия договора, при этом сумма платежей разбивается так, чтобы сумма последнего платежа поступала после окончания всех работ и сдачи объекта и оплаты всех расходов. Такой способ позволяет подстраховать предприятие на случай возникновения непредвиденных дополнительных работ или задержек платежей со стороны заказчика, а также облегчает уплату основной статьи расходов – фонда оплаты труда и налогов с него.
Ремонтно-строительные услуги – второе направление деятельности компании, учет доходов от этого вида деятельности различается с учетом от проектных услуг и выглядит следующим образом (рисунок 2.2.):
Рисунок 2.2. Порядок учета доходов от ремонтно-строительных услуг ООО ТД «Конол»
В начале производства ремонтно-строительных работ с заказчиком составляется подрядный договор на весь комплекс работ по сооружаемому объекту или на весь комплекс в целом. Право собственности на объект переходит к заказчику после выполнения всех работ по договору и подписания акта ввода в действие или акта о выполнении всех объемов работ. Все платежи заказчика в течение действия данного типа договора рассматриваются как промежуточные, то есть авансовые. Их поступления на расчетный счет подрядной организации оформляются записью
Дебет счета 51 Кредит счета 62, субсчет "Авансы полученные", Дебет счета 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит счета 68 "Расчеты по НДС" - начисление НДС с авансовых платежей заказчика.
Затраты по производству строительных работ накапливаются в учете на счете 20 "Основное производство" с начала строительства до его завершения в оценке по фактической себестоимости.
По кредиту счета 90 "Продажи" собирается общая договорная стоимость строительной продукции, которая рассчитывается на исследуемом предприятии на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом (твердая цена) при учете оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения. По дебету счета 90 отражается фактическая себестоимость продаваемой продукции, относящиеся к ней НДС и прибыль.
Если предприятие выполняет работы долгосрочного характера, со сроком более одного года, то ООО ТД «Конол» заключает с заказчиком договор подряда, согласно которому переход права собственности наступает при выполнении всех работ по вводимому в эксплуатацию объекту или комплексу работ.
Отсутствие момента перехода права собственности к заказчику обусловливает специфику методики отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.
Отражение сданных этапов работ без перехода права собственности к заказчику и выявление финансовых результатов в ООО ТД «Конол» производится при помощи следующих бухгалтерских записей:
на договорную стоимость принятых и оформленных работ - Дебет счета 46 Кредит счета 90;
на фактические затраты по возведению объекта, относящиеся к данному этапу, - Дебет счета 90 Кредит счета 20;
на сумму выявленной прибыли по оформленным справками этапам работ - Дебет счета 90 Кредит счета 99;
на сумму налога, соответствующую его начислению по договорной стоимости работ, - Дебет счета 90 Кредит счета 68 "НДС".
В конце отчетного периода сальдо по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" присоединяется к незавершенному производству, учтенному на счете 20.
По окончании работ по объекту производится закрытие счета 46 и определяются финансовые результаты по завершающим этапам работ.
Комплекс проводок по соответствующим хозяйственным операциям выглядит следующим образом: Дт 62 Кт 46 - списывается договорная стоимость ранее выполненных работ; Дт 62 Кт 90 - списывается договорная стоимость выполненных и оформленных в отчетном периоде заключительных работ по договору в целом; Дт 90 Кт 20 - списывается себестоимость работ на завершающих этапах выполнения договора; Дт 90 Кт 68 "НДС" - начислен НДС на работу, не отраженную на счете 46; Дт 90 Кт 99 - определен финансовый результат от реализации выполненных работ.
Пример бухгалтерских проводок по договору подряда на ряд объектов:
ООО ТД «Конол» заключило договор с СПК "Россия" на выполнение строительных работ по некоторым объектам. Моментом перехода права на строительную продукцию является сдача выполненных работ. Одним из строительных объектов первостепенной важности является крытый ток. Дополнительное соглашение выделило в договорной стоимости объекта два этапа работ.
Договорная стоимость первого этапа - 214200 рублей, второго - 320400 рублей. Согласно договору СПК "Россия" обязался ежеквартально перечислять аванс в размере 90 % сметной стоимости планируемых к выполнению строительных работ.
Информация о работе Бухгалтерский учет финансовых результатов предприятия