Бухгалтерский учет и аудит денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования выпускной кваликафиционной работы. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......
2
ГЛАВА 1.
Теоретические основы учета и аудита движения денежных средств в современных рыночных условиях россии…………………………..
5
1.1.
Значение и задачи учета движения денежных средств……………………..………………………………………
5
1.2.
Нормативная база, регулирующая учет денежных средств…….………………………………………………………
11
1.3.
Методические подходы к проведению аудиторской проверки денежных средств..........................................................................
24
ГЛАВА 2.
Бухгалтерский Учет и аудит денежных средств ОАО «РегламентСтрой»…………………………….…………...
35
2.1.
Краткая финансово-экономическая характеристика ОАО «РегламентСтрой»……………………………………….……….
35
2.2.
Организация бухгалтерского учета денежных средств……………………………………………………………..
41
2.3.
Синтетический и аналитический учет движения денежных средств в ОАО «РегламентСтрой»…………………………..
53
2.4.
Аудит движения денежных средств в ОАО «РегламентСтрой»
56
ГЛАВА 3.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА И АУДИТА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «РЕГЛАМЕНТСТРОЙ»…………………………………………
65
3.1.
Мероприятия по совершенствованию учета и аудита движения денежных средств ……………………………..………………....
65
3.2.
Совершенствования аудита движения наличных и безналичных денежных средств в ОАО «РегламентСтрой"….
67
Заключение……………………………………………………………………
70
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………………….
73
Приложения ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Копия диплома 2012.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству  владельца основного счета, могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.

Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов  в одной организации  решается в различные годы по – разному. Например, в соответствии с Указом Президента  РФ от 23 мая 1994 г. №1006  организация могла иметь  в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления  операций по основной деятельности.

Указом Президента РФ от 21 марта  1995 г. № 291 Указ Президента  от 23 мая  1994 г. №1006 отменен, следовательно, организации снова получили возможность иметь неограниченное  количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.

При этом нужно иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1994г. № 106 с целью контроля  за первоочередностью платежей в бюджет, налогоплательщики  обязаны  предоставлять  ежеквартально, начиная с отчета  за 4 квартал 1994г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.

Для открытия расчетного счета, организация должна предоставить в учреждение, выбранного ею банка,  следующие документы:

- заявление на открытие счета  установленного образца;

- нотариально заверенные копии  устава организации, учредительного договора  и регистрационного свидетельства;

- справку налогового органа о регистрации  организации  в качестве налогоплательщика;

- копии документов о регистрации  в качестве плательщиков  в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера, и оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную нотариально.

В случаи отсутствия в организации должности главного бухгалтера  на карточке  ставится подпись только руководителя организации.

При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течении срока, необходимого для  изготовления печати, представлять в банк  документы без оттиска печати .

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке  безналичных расчетов, а также выдает средства  на оплату труда  и текущие  хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм  на расчетный счет  или списания с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков), объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного  арбитража, народного суда, налоговых  или финансовых  органов.

В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды , фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным  и приравненным к ним документам.

В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих,  теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

С 1 июля 1994г. все платежи, за исключением выплат денежных средств  на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, и фонды обязательного медицинского страхования, производятся с расчетных  (текущих) счетов юридических лиц в порядке календарной очередности поступления  в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).

Очередность списания денежных средств с расчетного счета клиента банка установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ, в  соответствии, с которой различают шесть групп очередности платежей:

- платежи первой очередности – списание по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по уплате алиментов;

- платежи второй очередности – выдача (перечисления) денежных средств на  оплату труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплата выходных пособий, выплаты по авторским договорам;

- платежи  третей  очередности  –  перечисление (выдача) денежных  средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими  по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости;

- платежи четвертой очередности – платежи в бюджет и  внебюджетные фонды (кроме перечисленных в третьей группе очередности) по платежным документам  таможенных органов;

- платежи пятой очередности – списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных средств;

- платежи шестой очередности – списание по другим платежным документом.

Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету, в частности, совершаемые по расчетному счету. Банк, проверяет, не проводит ли предприятие (владелец счета)  операции, не соответствующие характеру его деятельности  предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.

При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия, предъявленные к оплате платежные документы, банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере  поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.

Положение ЦБ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»   [16] предусмотрены следующие форы расчетов с предприятиями:

1)     Расчеты платежными поручениями;

2)     Расчеты по аккредитиву;

3)     Расчеты чеками;

4)     Расчеты по инкассо.

В соответствии с этим положением используются следующие расчетные документы:

1) Платежные поручения;

2) Аккредитивы;

3) Чеки;

4) Платежные требования;

5) Инкассовые поручения.

Чеки бывают двух видов. Для получения наличных денежных средств с расчетного счета предприятиям выдаются чековые книжки. Наличные деньги полученные по этим чекам используются на нужды указанные в чеке.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета  (чекодателя)  обслуживающему его банку  на  перечисление  указанной  в  чеке  суммы денег  с его счета на счет  получателя  средств (чекодержателя). Данная форма  расчетов в последние  годы  все  шире  используется  при однородных  расчетах  (особенно для  расчетов  с транспортными  организациями).

Различают  чеки  из  лимитированных  и не лимитированных  чековых  книжек.  Лимитированные  чековые  книжки выдаются  для  расчетов только с одним  поставщиком   или  подрядчиком.  Сумма  лимита  и срок  действия  книжки  должны  быть ограничены.

При поступлении товаров (оказании  услуг) плательщик выписывает  чек  из  книжки  и  передает  его представителю  поставщика  или подрядчика, который  становится  чекодержателем.  Чекодержатель  представляет  выписанный  чек  в свое  учреждение  банка, как правило, на следующий  день  со дня  выписки  для  зачисления  денег  на его расчетный  счет.

Депонирование  средств,  при выдаче  чековых  книжек  у  плательщика  учитывается на счете 55 «Специальные  счета  в  банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 66 «Краткосрочные  кредиты  банков» и других  подобных счетов.  По мере оплаты  задолженности  чеками  их  списывают  с кредита  счета  55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных  счетов.

Согласно плану счетов и инструкции по его применению для учета средств на расчетном счету используется счет 51 «Расчетные счета»

Организации (юридические  лица) имеют право открыть валютный счет на территории  РФ  в любом  банке, уполномоченном Центральным  банком РФ на проведении операций с иностранными валютами.  Обычно банки  открывают счета по отдельным видам иностранных валют.  Можно открывать счета сразу в нескольких валютах, что  позволяет  избежать конверсии валюты из одной в  другую, осуществляемой за плату по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции. Возникающие при этом курсовые разницы относятся на счет организации.

На валютный счет организации могут быть зачислены в иностранной валюте  следующие суммы:

- переведенные из-за границы через уполномоченный банк в оплату экспортных товаров (работ, услуг) и оставшиеся после обязательной продажи;

- перечисленные с валютных счетов других владельцев в оплату купленных товаров;

- купленные владельцем счета на валютной бирже и на валютном аукционе;

- другие поступления с разрешения уполномоченного банка, Центрального банка РФ или Минфина РФ.

Суммы, числящиеся на валютных счетах, по распоряжению владельцев могут быть:

1. Переведены за границу по  экспортно-импортным операциям,;

2. Перечислены на счета внешнеэкономических организаций для последующего перевода за границу в оплату за импортные товары и на валютные счета других организаций в оплату товаров;

3. Использованы на оплату задолженности по кредитам в иностранной валюте, командировочных  расходов, банковской комиссии  и почтово-телеграфных расходов;

4. Для продажи на валютной бирже и на валютных аукционах, и на другие цели, с разрешения уполномоченного банка, Центрального банка РФ или Минфина РФ.

Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном валютном рынке.

Операции с валютой по расчетам с юридическими и физическими лицами (резидентами), за выполненные работы и оказанные услуги, запрещены действующим законодательством. Однако, валютные операции с наличной валютой могут иметь место при командировании работников предприятия за рубеж.

Так как в практической части диплома бухгалтерский учет средств в иностранной валюте нами рассматриваться не будет, то остановимся на нем в этой главе более подробно.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте использует счет 52 «Валютный счет». По дебету этого счета отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, по кредиту – списание денежных средств с валютных счетов. Операции по валютным счетам отражают на основании выписок банка и приложенных к ним  денежно-расчетных документов.

Суммы,  ошибочно отнесенные в дебет или  кредит валютных счетов и обнаруженные при  проверке выписок банка, отражают на счете 63 «Расчеты по претензиям».

Аналитический учет по счету 52 ведут по каждому счет, открытому в учреждениях банков для хранения денежных средств в иностранных валютах.

Операции с валютой по расчетам с юридическими и физическими лицами (резидентами), за выполненные работы и оказанные услуги, запрещены действующим законодательством. Однако, валютные операции с наличной валютой могут иметь место при командировании работников предприятия за рубеж .

Если предприятие не имеет валютного счета, оно может для командировки приобрести наличную валюту в уполномоченных банках. Для учета операций с наличной валютой к счету 50 открывают субсчет 50.2 «Валютная касса».

Поступление (выдача) валюты оформляется кассовыми приходными (расходными) ордерами обычным порядком. Ордера  выписываются в валюте платежа: долларах США, Евро, английских фунтах  стерлингов, и т.д. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка России на дату совершения операции.

При командировании работников предприятия за границу, наличная валюта, полученная с текущего валютного счета (Дт 50.2 «Касса» субсчет Наличный средства в иностранной валюте» Кт 52 «Валютные счета),  выдается под отчет (Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами», Кт 50.2 «Касса» субсчет «Наличные средства в иностранной валюте»).

При совершении текущих валютных операций, в результате меняющихся курсов валют, возникают курсовые разницы, которые относят, согласно Приказа Минфина РФ от 10.01.2006г. №2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006:

1. Положительные курсовые разницы на операционные доходы (Кт 91.1 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»);

2. Отрицательные курсовые разницы на операционные расходы (Дт субсчета 91.2 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит денежных средств