Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание

Для руководителя и главного бухгалтера экономического субъекта немаловажно осознание того факта, что документация, создаваемая или используемая на предприятии, является одной из разновидностей ресурсов организации. Такой взгляд позволяет органично перейти к понятию "информационные ресурсы", что, в свою очередь, влечет обращение к таким экономическим категориям, как собственность на ресурсы, пользование и распоряжение ими.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский государственный 

Инженерно-экономический университет»

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

 

ВАРИАНТ №1

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО  РЕСУРСА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ).

 

Для руководителя и главного бухгалтера экономического субъекта немаловажно  осознание того факта, что документация, создаваемая или используемая на предприятии, является одной из разновидностей ресурсов организации. Такой взгляд позволяет органично перейти к понятию "информационные ресурсы", что, в свою очередь, влечет обращение к таким экономическим категориям, как собственность на ресурсы, пользование и распоряжение ими.

Информационные ресурсы  организации представляют собой  отдельные документы и отдельные  массивы документов, документы и  массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Согласно Закону об информации они являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы Российской Федерации и защищаются законом наряду с другими ресурсами. По отношению к информационным ресурсам организация может выступать как в качестве собственника, так и в качестве пользователя.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

- порядок документирования  информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации  по уровню доступа к ней;

- порядок правовой  защиты информации.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после  его подписания должностным лицом  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. Юридическая  сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы  могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества  находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения, касающиеся прав собственности на информационные ресурсы, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические  лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Государство имеет право  выкупа документированной информации у физических и юридических лиц  в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих  органов государственной власти.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную  информацию в органы государственной  власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и  на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации. Так, в ПБУ 14/2005 определено, что исключительное авторское право на базы данных относится к разряду нематериальных активов организации, а следовательно, подлежит постановке на учет на счете 04 "Нематериальные активы" в оценке в соответствии с требованиями разд.II этого же документа. Отметим также, что единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект, то есть в данном случае совокупность прав, возникающих из права собственности на одну базу данных. Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.

Информационные ресурсы  могут быть товаром, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации, в том числе  он имеет право:

- назначать лицо, осуществляющее  хозяйственное ведение информационными  ресурсами или оперативное управление ими;

- устанавливать в пределах  своей компетенции режим и  правила обработки, защиты информационных  ресурсов и доступа к ним;

- определять условия  распоряжения документами при  их копировании и распространении.

Право собственности  на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Организации обязаны  представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным  за формирование и использование  государственных информационных ресурсов (ст.8 Закона об информации).

Перечни представляемой в обязательном порядке документированной  информации и перечни органов  и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных  информационных ресурсов, утверждаются Правительством РФ.

К государственным информационным ресурсам относятся:

- ресурсы, создаваемые  для обеспечения деятельности  органов государственной власти  и вырабатываемые в результате  этой деятельности;

- ресурсы, создаваемые  негосударственными организациями  по заказам и в интересах органов государственной власти.

При этом, исходя из структуры  органов государственной власти, к первой группе государственных  информационных ресурсов можно отнести  сведения, предназначенные для обеспечения  деятельности различных уровней  государственной власти:

- Президента Российской  Федерации;

- Совета Федерации  и Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации;

- Правительства РФ;

- судебных органов  Российской Федерации;

- федеральных органов  исполнительной власти Российской  Федерации;

- органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации.

На современном этапе  развития к приоритетным государственным  информационным ресурсам Президент  Российской Федерации своим Решением от 23.11.2007 N Пр-1694 отнес:

- правовую информацию, связанную с построением правового государства;

- информацию о деятельности  органов государственной власти, в том числе о бюджетных  расходах, обеспечивающую возможность  демократического контроля их  деятельности;

- информацию о чрезвычайных  ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов;

- открытую информацию  о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;

- информацию, составляющую  научный потенциал и культурное  наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).

Порядок и условия  обязательного представления документированной  информации доводятся до сведения граждан  и организаций.

Порядок обязательного  представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

При регистрации юридических  лиц регистрационные органы обязаны  обеспечить их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических  лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

Документы, принадлежащие  физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.

Особо отметим, что информация о гражданах (персональные данные), образующаяся в деятельности организаций, является конфиденциальной в силу Закона об информации.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией  о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Применительно к информационным ресурсам, по отношению к которым  организация является пользователем, заметим, что все пользователи: граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (ст.12 Закона об информации). Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ юридических лиц к  государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией  из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных  органов и организаций, положений  о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для  создания производной информации в  целях ее коммерческого распространения  с обязательной ссылкой на источник информации.

Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда  и средств при создании производной  информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.

Порядок получения пользователем  информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяется собственником или владельцем информационных ресурсов.

Перечни информации и услуг по информационному  обеспечению, сведения о порядке  и условиях доступа к информационным ресурсам предоставляются пользователям владельцами информационных ресурсов и информационных систем бесплатно.

Информация о работе Информационные системы в экономике