Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить значение инвентаризации и определить экономическую сущность оценки активов и обязательств предприятий.
Задачей второй главы является рассмотрение механизма оценки различных видов активов, таких как основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, а также способы отражения их стоимости в бухгалтерском балансе.
Введение
1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды
1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов
2.2 Оценка производственных запасов
2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации
3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций
3.2 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов
3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников
Оценка активов и обязательств является важным условием формирования достоверной информации в бухгалтерском учете.
Баланс предприятия является основной формой годового отчета. В ней по состоянию на начало, и конец отчетного года находят отражение в обобщенном виде активы предприятия по их видам и размещению, а также источники их образования.
По статье «Основные средства» приводится остаточная стоимость основных средств, как действующих, так и находящихся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, а также полученных в аренду (лизинг).
По этой статье также показываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, включенные в установленном порядке в состав основных средств.
Стоимость объектов основных средств, по которым в соответствии с законодательством амортизация не начисляется, показываются по данной статье по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Стоимость основных средств показывается, на начало и конец отчетного периода, с учетом результатов переоценки. Таким образом, для отражения показателей по данной строке необходимо, дебетовое сальдо по счету 01 «Основные средства» минус кредитовое сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств».
По строке "Нематериальные активы" отражается остаточная стоимость принадлежащих организации нематериальных активов. Для отражения данных по указанной строке необходимо дебетовое сальдо по счету 04 «Нематериальные активы» минус кредитовое сальдо по счету 05 «Амортизация нематериальных активов».
Организации, осуществляющие доходные вложения в материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование (по договорам аренды (лизинга), проката, найма) с целью получения дохода, отражают остаточную стоимость указанного имущества. Указанные вложения отражаются на дебете синтетического счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», а начисленная амортизация по ним на счете 02 «Амортизация основных средств».
Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам застройщика (инвестора).
Данные по этой статье приводятся с учетом результатов проведенной переоценки.
Для отражения показателя по данной строке необходимо суммировать сальдо по счетам: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
По соответствующим строкам группы статей "Запасы и затраты" показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения):
По строке «Сырье, материалы и другие ценности» материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе в оценке, предусмотренной законодательством или учетной политикой.
По этой строке показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.
Ценности, относящиеся к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, специальной оснастке и специальной одежде, показываются на отчетную дату по остаточной стоимости.
При осуществлении организациями учета заготовления материально-производственных запасов с применением счетов:
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» по данной строке также отражается сумма, числящихся на конец отчетного периода отклонений фактических расходов по приобретению материально-производственных запасов от их учетной цены или отклонений, связанных с предоставлением организации наценок (надбавок) согласно договору. Сумма таких отклонений присоединяется или вычитается при определении данных по данной строке.
Остаток материальных ценностей, учитываемых на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» отражается в оценке, предусмотренной законодательством Республики Беларусь (по фактической стоимости живой массы животных);
По статье «Незавершенное производство и полуфабрикаты» показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам). При этом незавершенное производство отражается в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с законодательством [15].
По статье «Готовая продукция и товары для реализации» показываются остатки готовой продукции и товаров, учитываемых по счетам 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция».
По статье «Товары отгруженные» отражается сумма себестоимости, отгруженных покупателям товаров и продукции, учитываемых по счету 45 «Товары отгруженные».
По статье «Налоги по приобретенным ценностям» (строка 220) отражаются суммы налога на добавленную стоимость, которые числятся на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В последующих отчетных периодах эти суммы подлежат вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники ее покрытия. А также суммы акцизов и иные аналогичные налоги.
По группе статей «Дебиторская задолженность» приводится информация о расчетах организации по реализованным товарам, продукции, работам, услугам, а также по суммам переплаты налогов и сборов в бюджет, расчетам с персоналом.
Данные о стоимости имущества и размере обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся в бухгалтерском балансе в размере стоимости, указанной в договоре. Стоимость имущества и обязательств, установленная в иностранной валюте, показывается на отчетную дату по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь.
Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта - это ее достоверность. Достоверность бухгалтерской отчетности обеспечивается проверкой соответствия учетной оценки имущества организации реальной стоимости этого имущества, т.е. инвентаризацией.
Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности.
Процесс инвентаризации можно разделить на несколько этапов.
Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:
1. Подготовку приказа о проведении инвентаризации;
2. Формирование инвентаризационной комиссии;
3. Определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
4. Получение расписок от материально ответственных лиц.
На втором этапе происходят взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия активов и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И, наконец, четвертый (заключительный) этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации; лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.
Перед началом инвентаризации оформляют приказ руководителя о проведении инвентаризации. В приказе о проведении инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки ее проведения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Кроме того, организация на этапе подготовки к проведению инвентаризации может разработать соответствующие внутренние документы. Это могут быть, например:
1) Правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;
2) Порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;
3) Формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации [28].
Для проведения инвентаризации в организации создается распоряжение о создании инвентаризационной комиссии. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
В СПК «Щомыслица» для проведения инвентаризации создается приказ о проведении инвентаризации и распоряжение о создании инвентаризационной комиссии (Приложение А и Приложение Б). Инвентаризация проводится на основании Методических рекомендаций № 54 и Инструкции № 180, в присутствии материально ответственных лиц и бухгалтера.
Комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. Также она проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, складах, в кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В нее также могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Согласно п. 21 Инструкции по инвентаризации до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателям комиссий - контрольный пломбир.
Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов фирмы. В регистрах учета должны быть отражены следующие данные:
1) Дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
2) Ее сумма;
3) Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.
На основании этих документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным [18].
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия активов в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Информация о работе Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета