Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить значение инвентаризации и определить экономическую сущность оценки активов и обязательств предприятий.
Задачей второй главы является рассмотрение механизма оценки различных видов активов, таких как основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, а также способы отражения их стоимости в бухгалтерском балансе.

Содержание

Введение
1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды
1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов
2.2 Оценка производственных запасов
2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации
3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций
3.2 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов
3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ!!!.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

Также инвентаризируются основные средства, не принадлежащие организации, но находящиеся на ответственном хранении, в аренде. В соответствии с п. 36 Инструкции № 180 на такие основные средства оформляется отдельная опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180. Как уже было отмечено, один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением. Если активы подверглись восстановлению, реконструкции, модернизации или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное их назначение, то они вносятся в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений, модернизация и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются недостающие объекты, правильные сведения и технические показатели по ним (по зданиям указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная площадь), число этажей без подвалов, полуподвалов и т.д., год постройки и др.; по каналам – их протяженность, глубина и ширина по дну и поверхности, искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.). На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия в описи указывает время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных основных средств должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах (морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины), в капитальном ремонте (машины и оборудование) и т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия или после проведения инвентаризации.

При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету. Сведения об инвентаризируемых нематериальных активах вносятся в опись.

При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые составляются отдельно по каждому правообладателю с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование нематериальных активов высылается правообладателю.

Нематериальные активы, как и основные средства, вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением.

Инвентаризация  товарно-материальных  ценностей  (ТМЦ) проводится  с  соблюдением общего порядка проведения инвентаризации, однако  она  имеет  и  свои отличительные особенности. Так, если ТМЦ поступают  непосредственно  во  время проведения инвентаризации, они принимаются  материально  ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной   комиссии  и  приходуются  по  товарному  отчету (реестру)    после   ее   окончания.   При   длительном   проведении инвентаризации   с  письменного  разрешения  нанимателя  и  главного бухгалтера    организации    возможен    отпуск    ТМЦ   материально ответственными    лицами,    но    только   в   присутствии   членов инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути; отгруженных,  но  не  оплаченных в срок покупателями; находящихся на складах   иных   организаций   или   переданных  им  в  переработку, заключается   в   проверке   обоснованности   числящихся   сумм   на соответствующих   счетах   бухгалтерского   учета.   На   каждый  из вышеперечисленных  видов  ТМЦ  составляется  отдельная  опись.  Тара заносится  в  описи  по  видам,  целевому назначению и качественному состоянию  (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией также составляется акт на списание с обязательным указанием причин порчи.

Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица отражается  следующим образом:

Таблица 9 - Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма недостачи материалов

 

94

10

Начислен НДС

 

94

68

Отражена сумма потерь, подлежащих к взысканию с виновного  лица

73-2

94

Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных  средств в кассу организации, либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы)

 

50, 70

73-2

Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

На   практике  встречаются  случаи,  когда  порча,  утрата  ТМЦ происходят  не  по  вине  материально  ответственных  лиц,  а в силу произошедших  обстоятельств,  например пожара на складе организации. При   таких   обстоятельствах   после   проведения  расследования  и отсутствия  виновных  лиц  сумма  определившихся  потерь должна быть отнесена организацией на внереализационные расходы. В этой ситуации в учете должны быть сделаны проводки:

Таблица 10 - Таблица 8 – Недостача при отсутствии виновного лица:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма недостачи товаров (например в результате пожара)

 

94

41

Начислен НДС

 

94

68

Отражена сумма потерь, в составе внереализационных расходов

92-2

94

Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

В СПК «Щомыслица» в 2010 г. при проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по товарно-материальным ценностям и производственным запасам, поэтому в учете данные проводки не имели места.

Комиссия  в  присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет  фактическое  наличие товарно-материальных  ценностей  путем  обязательного  их пересчета, перевешивания или перемеривания.  Не  допускается  вносить  в  описи данные  об  остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

В исключительных  случаях,  когда перевешивание продукции может привести к ее порче,  например,  при сезонном хранении  плодоовощной продукции   в  буртах,  овощехранилищах,  когда  продукция  хранится навалом,  и в других  аналогичных  случаях  перевешивание  можно  не производить,  а  остатки  брать по бухгалтерским данным.  Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Товарно-материальные  ценности,  поступающие   во   время проведения  инвентаризации,  принимаются  материально ответственными лицами  в   присутствии   членов   инвентаризационной   комиссии   и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения  руководителя  и  главного бухгалтера   предприятия   (учреждения)  в  процессе  инвентаризации товарно-материальные   ценности   могут   отпускаться    материально ответственными   лицами   в  присутствии  членов  инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация       товарно-материальных      ценностей, отгруженных,  не оплаченных  в  срок  покупателями,  находящихся  на складах  других  организаций,  заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей,  не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути,  товары  отгруженные  и  др.),  могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:  по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами,  по отгруженным  -  копиями  предъявленных  покупателям документов (платежных поручений,  векселей и т.д.),  по просроченным оплатой  документам  -  с  обязательным  подтверждением  учреждением банка;  по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками,  переоформленными на дату,  близкую  к  дате  проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена  сверка  этих  счетов  с другими  корреспондирующими  счетами. 

Описи   составляются   отдельно  на  товарно-материальные ценности,  находящиеся в пути,  отгруженные,  не оплаченные  в  срок покупателями   и   находящиеся   на   складах   других   предприятий.

В описях на товарно-материальные ценности,  находящиеся в пути, по  каждой   отдельной   отправке   приводятся   следующие   данные: наименование,   количество  и  стоимость,  дата  отгрузки,  а  также перечень и номера документов,  на  основании  которых  эти  ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности,  отгруженные и не оплаченные в срок  покупателями,  по  каждой  отдельной  отгрузке приводятся        наименование        покупателя,       наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Товарно-материальные   ценности,  хранящиеся  на  складах других предприятий  (учреждений)  заносятся  в  описи  на  основании документов,  подтверждающих  сдачу  этих  ценностей на ответственное хранение.  В описях на эти  ценности  указываются  их  наименование, количество,  сорт,  стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности,  переданные  в переработку    другому    предприятию,   указываются наименование     перерабатывающего     предприятия, наименование ценностей,  количество, фактическая стоимость по данным учета,  дата  передачи  ценностей  в  переработку,  номера  и   даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации,  инвентаризируются   по   местам   их   нахождения   и материально   ответственным   лицам,   на  хранении  у  которых  они находятся.

Инвентаризация проводится  путем  осмотра  каждого предмета.  В описи  малоценные  и  быстроизнашивающиеся  предметы  заносятся   по наименованиям   в   соответствии   с   номенклатурой,   принятой   в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных  в  индивидуальное  пользование   работникам,   допускается составление  групповых  инвентаризационных  описей с указанием в них ответственных  за  эти  предметы  лиц,  на  которых  открыты  личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спецодежды и столового белья,  отправленные в стирку и ремонт,  должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных  или  квитанций  предприятий, осуществляющих эти услуги.

Информация о работе Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета