Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить значение инвентаризации и определить экономическую сущность оценки активов и обязательств предприятий.
Задачей второй главы является рассмотрение механизма оценки различных видов активов, таких как основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, а также способы отражения их стоимости в бухгалтерском балансе.
Введение
1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды
1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов
2.2 Оценка производственных запасов
2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации
3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций
3.2 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов
3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников
Также инвентаризируются основные средства, не принадлежащие организации, но находящиеся на ответственном хранении, в аренде. В соответствии с п. 36 Инструкции № 180 на такие основные средства оформляется отдельная опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180. Как уже было отмечено, один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением. Если активы подверглись восстановлению, реконструкции, модернизации или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное их назначение, то они вносятся в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений, модернизация и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются недостающие объекты, правильные сведения и технические показатели по ним (по зданиям указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная площадь), число этажей без подвалов, полуподвалов и т.д., год постройки и др.; по каналам – их протяженность, глубина и ширина по дну и поверхности, искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.). На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия в описи указывает время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных основных средств должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах (морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины), в капитальном ремонте (машины и оборудование) и т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия или после проведения инвентаризации.
При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету. Сведения об инвентаризируемых нематериальных активах вносятся в опись.
При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые составляются отдельно по каждому правообладателю с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование нематериальных активов высылается правообладателю.
Нематериальные активы, как и основные средства, вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) проводится с соблюдением общего порядка проведения инвентаризации, однако она имеет и свои отличительные особенности. Так, если ТМЦ поступают непосредственно во время проведения инвентаризации, они принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по товарному отчету (реестру) после ее окончания. При длительном проведении инвентаризации с письменного разрешения нанимателя и главного бухгалтера организации возможен отпуск ТМЦ материально ответственными лицами, но только в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути; отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; находящихся на складах иных организаций или переданных им в переработку, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На каждый из вышеперечисленных видов ТМЦ составляется отдельная опись. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией также составляется акт на списание с обязательным указанием причин порчи.
Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица отражается следующим образом:
Таблица 9 - Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма недостачи материалов
| 94 | 10 |
Начислен НДС
| 94 | 68 |
Отражена сумма потерь, подлежащих к взысканию с виновного лица | 73-2 | 94 |
Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных средств в кассу организации, либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы)
| 50, 70 | 73-2 |
Примечание – Источник : Методических указаний № 54.
На практике встречаются случаи, когда порча, утрата ТМЦ происходят не по вине материально ответственных лиц, а в силу произошедших обстоятельств, например пожара на складе организации. При таких обстоятельствах после проведения расследования и отсутствия виновных лиц сумма определившихся потерь должна быть отнесена организацией на внереализационные расходы. В этой ситуации в учете должны быть сделаны проводки:
Таблица 10 - Таблица 8 – Недостача при отсутствии виновного лица:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма недостачи товаров (например в результате пожара)
| 94 | 41 |
Начислен НДС
| 94 | 68 |
Отражена сумма потерь, в составе внереализационных расходов | 92-2 | 94 |
Примечание – Источник : Методических указаний № 54.
В СПК «Щомыслица» в 2010 г. при проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по товарно-материальным ценностям и производственным запасам, поэтому в учете данные проводки не имели места.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к ее порче, например, при сезонном хранении плодоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения) в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений) заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию, указываются наименование перерабатывающего предприятия, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций предприятий, осуществляющих эти услуги.
Информация о работе Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета