Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить значение инвентаризации и определить экономическую сущность оценки активов и обязательств предприятий.
Задачей второй главы является рассмотрение механизма оценки различных видов активов, таких как основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, а также способы отражения их стоимости в бухгалтерском балансе.

Содержание

Введение
1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды
1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов
2.2 Оценка производственных запасов
2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации
3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций
3.2 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов
3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ!!!.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

Малоценные и   быстроизнашивающиеся   предметы,   пришедшие   в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а  составляется  акт  с  указанием  времени   эксплуатации,   причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам,  целевому  назначению  и качественному  состоянию  (новая,  бывшая в употреблении,  требующая ремонта и т.д.). На тару,  пришедшую в негодность,  инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на основании Инструкции №180. Инвентаризация основных средств, НМА и ТМЦ осуществляется комиссией при обязательном уча­стии материально ответственных лиц. Их инвентаризация заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

1.      наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других реги­стров аналитического учета;

2.      наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

3.      наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

 

 

3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета

Сведения о фактическом наличии активов и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (Приложение В).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок или подчисток. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок, допущенных в инвентаризационных описях, производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутым правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировка и подсчет итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией товарно-материальных ценностей в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в сейфе либо шкафу в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а другой остается у материально ответственного лица [14].

В СПК «Щомыслица» по итогам инвентаризации оборотных активов в 2010 г. была составлена Инвентаризационная опись (Приложение В), в которой отражены данные бухгалтерского учета и фактические данные. Все приведенные результаты подтверждаются подписями материально ответственных лиц и подписью бухгалтера.

Сличительная ведомость составляется для определения результатов инвентаризации. В ней отражают только те ценности, по которым установлены расхождения. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

а) стоимость выявленных при инвентаризации излишков материальных ценностей подлежит принятию к учету и зачислению на увеличение внереализационных доходов отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом дебетуются счета 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция» и другие в корреспонденции с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

б) недостачи, хищения, порча или умышленное уничтожение материальных ценностей отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов 10, 40 и др. Недостающую сельскохозяйственную продукцию урожая текущего года списывают по нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости, урожая прошлого года и покупные материальные ценности - по фактической себестоимости.

После принятия решения об источнике возмещения недостач и потерь их списывают с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Размер ущерба, причиненного в результате хищения, недостачи, порчи или умышленного уничтожения товарно-материальных ценностей и другого имущества, определяется исходя из цен, сложившихся на день вынесения решения о взыскании, а при отсутствии таких цен - исходя из цен на аналогичные товарно-материальные ценности.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании, убытки от недостач или порчи признаются внереализационными расходами организации. В этом случае должны быть приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) [14].

На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия осуществляет следующие действия:

1)     устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;

2)     анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга и т.п.;

3)     составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;

4)     выявляет причины недостач и излишков.

По фактам образования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетно­сти того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов).

Излишки на предприятии - довольно редкое явление в отличие от недостач. Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности, в соответствии с которой недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.

В соответствии с Инструкцией по инвентаризации убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц в тех случаях, когда виновные установлены.

В СПК «Щомыслица» при проведении инвентаризации в 2010 г. не было выявлено недостачи и излишков, поэтому сличительная ведомость не была составлена.

Таким образом, результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, в которых отражаются фактические данные и данные бухгалтерского учета. Все результаты подтверждаются подписями материально ответственных лиц и подписью бухгалтера. Если в организации в результате проведения инвентаризации возникли расхождения с данными бухгалтерского учета, то в этом случае по окончании инвентаризации составляется сличительная ведомость с указанием причины недостачи и заверенная всеми необходимыми подписями.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы, в некоммерческой организации - на увеличение расходов.

Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Значение и роль инвентаризации и оценки очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другим элементом  метода бухгалтерского учета – оценкой, потому как своевременная и достоверная оценка различных видов активов и обязательств обеспечивают правильную и достоверную систему бухгалтерского учета. При принятии активов и обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с Законом «О Бухгалтерском учете и отчетности», а также иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии, приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию. В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей и другого имущества подлежит оприходования и зачислению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства. Недостачи материальных ценностей и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

Информация о работе Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета