Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа
Труд человека, определяемый в стоимостном выражении, неизменно привлекает внимание экономистов во все времена. Отсюда возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
Введение
1 Современные системы оплаты труда
1.1 Существующие системы оплаты труда
1.2 Правовые основы оплаты труда в РФ
1.3 Оплата труда в бюджетной сфере
2. Методика формирования системы оплаты труда в медико-производственной организации
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
Надбавки
2.2 Модель оплаты труда в МПО в условиях рыночной экономики
2.3 Сравнительный анализ применяемых методик оплаты труда в современном здравоохранении
3. Расчет применимости моделей оплаты труда на примере хирургического отделения МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
3.3 Сравнительный анализ результатов расчета оплаты труда в МПО
4. Мотивационная роль оплаты труда в современном кадровом менеджменте в медико-производственной организации
4.1 Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации персонала
4.2 Мотивационные стратегии и методы
4.3 Анализ мотивационной роли оплаты труда в МПО
5. Основы безопасности жизнедеятельности
5.1 Организация работы по охране труда
5.2 Обеспечение охраны труда на предприятии
Заключение
Библиографический список
Таким образом в настоящее время существуют две основные формы труда: сдельная и повременная. Каждая из указанных форм имеет разновидности, которые принято называть системами оплаты труда.[43, с. 234] (Приложение 1).
1.2 Правовые основы оплаты труда в РФ
Статьей 37 Конституции РФ определено, что труд человека свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. [1]
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Конституцией также признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Основные цели и задачи трудового законодательства определены Трудовым кодексом РФ. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
- разрешению трудовых споров.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: [1]
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
На территории России до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.[2]
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством являются недействительными, собственно, так же, как и нормативные акты субъектов РФ и органов самоуправления. В этих случаях следует применять федеральные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Таким образом, регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- Трудовым кодексом РФ (ТК РФ);
- иными федеральными законами;
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
С учетом изложенного можно установить четырехуровневую систему регулирования трудовых отношений (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Система регулирования оплаты труда в России
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
1 уровень - законодательный | Федеральные законы, постановления, указы | Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ
|
2 уровень -нормативный | Законы и постановления субъектов РФ, положения | Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ |
3 уровень - методический | Нормативные акты, методические указания | Органы местного самоуправления |
4 уровень - организационный | Локальные акты организации (приказы, распоряжения и т.п. руководителя организации) | Организация |
1.3 Оплата труда в бюджетной сфере
Оплата труда в бюджетной сфере производится на основе тарифной системы, в основу которой положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов.
К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся:
- тарифно-квалификационные справочники;
- тарифные ставки;
- тарифная сетка;
- тарифные коэффициенты;
- схемы должностных окладов;
- нормы труда.
Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц).[13, с. 16]
Федеральным законом от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» [4] и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» [7] С 1 октября 2003 года введены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых колеблются от 600 рублей за 1 разряд оплаты труда до 2700 рублей за 18 разряд оплаты труда (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Тарифные оклады
Разряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||
Тарифные коэффициенты | 1,0 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 1,51 | 1,67 | |||||||||||
Тарифные ставки | 600 | 670 | 740 | 820 | 910 | 1010 | |||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||||||
1,84 | 2,02 | 2,22 | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,9 | 4,2 | 4,5 | ||||||
1110 | 1220 | 1340 | 1470 | 1610 | 1740 | 1880 | 2020 | 2180 | 2340 | 2520 | 2700 |
Тарифно-квалифицированные справочники – сборники квалификационных характеристик профессий (должностей) работников, сгруппированных по производствам и видам работ.
Тарифно-квалификационные справочники включают в себя подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. Требуемый при выполнении той или иной работы уровень квалификации определяется разрядом. Более высокий разряд соответствует работе большей сложности.
Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих используются также для тарификации работ.
Тарифные ставки применяются как при определении размера оплаты за отработанное время работникам, получающим повременную оплату, так и при определении сдельных расценок, на основании которых оплачивается труд рабочих-сдельщиков. В любом случае размер заработной платы конкретного работника при прочих равных условиях зависит от величины тарифной ставки.
Дифференциация заработной платы от разряда к разряду производится при помощи тарифной сетки, которая представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифная сетка строится в виде таблицы (см. табл. 1.2), объединяющей шкалу тарифных разрядов и соответствующую ей шкалу тарифных коэффициентов. При этом чем выше разряд, тем выше коэффициент.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника и зависит от сложности выполняемых работ, а также от степени ответственности работника.
Отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности называется тарификацией работы. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.
Соотношение между квалификационным уровнем работников, отнесенных к различным разрядам, устанавливается посредством тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент каждого разряда определяется путем деления тарифной ставки этого разряда на тарифную ставку первого разряда. Таким образом, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка определенного разряда превышает размер тарифной ставки первого разряда. При этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице.