Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа
Труд человека, определяемый в стоимостном выражении, неизменно привлекает внимание экономистов во все времена. Отсюда возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
Введение
1 Современные системы оплаты труда
1.1 Существующие системы оплаты труда
1.2 Правовые основы оплаты труда в РФ
1.3 Оплата труда в бюджетной сфере
2. Методика формирования системы оплаты труда в медико-производственной организации
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
Надбавки
2.2 Модель оплаты труда в МПО в условиях рыночной экономики
2.3 Сравнительный анализ применяемых методик оплаты труда в современном здравоохранении
3. Расчет применимости моделей оплаты труда на примере хирургического отделения МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
3.3 Сравнительный анализ результатов расчета оплаты труда в МПО
4. Мотивационная роль оплаты труда в современном кадровом менеджменте в медико-производственной организации
4.1 Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации персонала
4.2 Мотивационные стратегии и методы
4.3 Анализ мотивационной роли оплаты труда в МПО
5. Основы безопасности жизнедеятельности
5.1 Организация работы по охране труда
5.2 Обеспечение охраны труда на предприятии
Заключение
Библиографический список
В условиях рыночной экономики целесообразно использовать бестарифные, рейтинговые системы оплаты труда, тем более, что правовая возможность в этом плане предоставлена в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. И такие модели разработаны и действуют не только на промышленных предприятиях, но и в здравоохранении.
В частности, система заработной платы в МНТК «Микрохирургия глаза» построена на бестарифной, паевой основе. Разработана и утверждена шкала социальной справедливости (см. табл. 2.2), предусматривающая коэффициенты увеличения заработной платы руководителей и специалистов по отношению к минимальной ставке, принятой в МНТК.[20, с. 44]
Должность | Коэффициент |
Руководитель предприятия Заместители Руководители подразделений Врачи Медицинские сестры Санитарки | 4,5 4,0 3,5 3,0 2,2 1,0 |
Месячное и квартальное премирование за результаты основной деятельности в МНТК не применяется, но отдельные сотрудники, добившиеся высоких показателей, способствующих росту экономической эффективности деятельности всего предприятия, могут быть поощрены единовременными вознаграждениями, которые выплачиваются за счет средств фонда научно-технического и социального развития головной организации МНТК. В основе рассмотренной модели лежит принцип ЕТС с той лишь разницей, что значение коэффициентов и градация значительно отличаются от ЕТС.
В №91 за 30 ноября 2001 Медицинской газеты опубликована статья «Прощай уравниловка», в которой приводится пример дифференцированной оплаты труда медицинских работников, применяемой в Республике Коми уже более 7 лет. Ее также называют мотивационной и сдельной.
Одним из инициаторов и разработчиков данной системы является заместитель министра здравоохранения Республики Коми Николай Альтман. В основе разработки лежит определение медицинской услуги в условиях рыночной экономики. Медицинская услуга в ней выступает как товар. Товар имеет цену, и производитель медицинской услуги за этот товар должен получить определенные деньги.
Были разработаны нормативы трудозатрат медицинских работников различных специальностей. Исходя из этих нормативов и фонда оплаты труда, рассчитываются индивидуальные расценки для каждого конкретного медика. Если работник выполняет объем работ на 100%, он получает свой определенный по ЕТС оклад. Если больше определенного по нормативам, то, соответственно, больше, чем ему положено по ЕТС. Ну а если меньше, то получает зарплату в соответствии с теми объемами, которые он дал.
Конечно, при этом встает проблема контроля качества лечения. И дифференциацию дополняет мотивация, для чего применяется повышающий или понижающий коэффициенты за качество лечения, в зависимости от того, в каком состоянии выписался пациент. Эти коэффициенты, выставляемые главным врачом, зависят от категории сложности заболевания, обоснованности госпитализации.
Таким образом, выигрывают и пациент, чьи права не ущемляется, и врач, который не получает, а именно зарабатывает зарплату.
Нормативы трудозатрат определялись, исходя из проведенного хронометража, и они значительно выше, чем по РФ (в пределах 25-30 %.). То есть за единицу времени врач должен сделать меньший объем работ, чем регламентированный приказами МЗ РФ, носящими рекомендательный характер. Таким образом, благодаря введению системы нормирования зарплата медработников республики косвенно возросла. За 9 месяцев 2001 г. средняя зарплата врачей составила 4374 руб., среднего медицинского персонала - 2406 руб., что более чем на 30% превышает средние по России показатели. Опытные врачи высокой квалификации могут заработать до 9-10 тыс. руб., и это безо всяких совмещений, которые в условиях сдельной оплаты труда теряют смысл.
У каждого врача свои индивидуальные расценки в зависимости от стажа, разряда, сколько он пациентов примет, столько и получит. Руководители учреждений здравоохранения, и рядовые медики положительно отнеслись к переходу на дифференцированную систему оплаты труда, и нареканий нет, поскольку зарплату главный врач начисляет не по своей прихоти, а по объективным показателям, на основе количества посещений и койко-дней. К тому же нет ограничений размера заработной платы - ее верхний предел связан лишь с физическими возможностями человека.
Право учреждений здравоохранения на введение сдельной системы оплаты труда нашло отражение в п.7.6 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России № 377 от 15.10.99 (с изменениями от 17 ноября 2000 г., 21 июня 2002 г., 24 апреля 2003 г.).[10]
При решении вопроса о введении сдельной оплаты труда необходимо реально оценить, имеется ли возможность установить количественные показатели выполняемых работ и вести их учет, обеспечить должное нормирование труда и контроль за качеством выполняемой работы.
Проанализировав действующие формы оплаты труда применительно к работникам здравоохранения можно сделать вывод, что выбор той или иной стимулирующей системы зависит, прежде всего от рода деятельности медицинского учреждения и вида оказываемых услуг. То, что приемлемо для стоматологии, неприемлемо для скорой помощи.
3 Расчет применимости моделей оплаты труда на примере хирургического отделения МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке осуществляется в соответствии с приказом Минздрава РФ №377 от 15.10.1999 (с изм. от 24.04.2003), которым утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации.[10]
Данное Положение применяется при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации и предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Определение разрядов оплаты труда и тарифных коэффициентов по категориям работников представлена в таблице 3.1.[10]
На основе тарификационного списка и тарифных окладов формируется фонд оплаты труда с учетом действующего законодательства РФ по оплате труда, в частности Трудового кодекса РФ, включающий в себя:
- тарифный оклад;
- доплата за наличие ученой степени;
- доплата за наличие почетного звания;
- доплата за руководство структурным подразделением;
- доплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;
- доплата за работу в ночное время (оказание экстренной и неотложной помощи) в размере 100% должностного оклада;
- надбавка за непрерывный стаж работы в здравоохранении. Устанавливается в размере 30% оклада за первые три года и по 15% за каждые последующие, но не выше 60%;
- обязательные начисления на фонд оплаты труда.
Таблица 3.1 - Тарифные коэффициенты по категориям работников хирургического отделения
Наименование должности | Диапазон разрядов |
Врач - интерн | 9 |
Врач - стажер | 10 |
Врач – специалист: хирург всех наименован, анестизиолог, реаниматолог - не имеющий квалификационной категории; - имеющий II квалификационную категорию; - имеющий I квалификационную категорию; - имеющий высшую квалификационную категорию |
12 13 14 15 |
Медицинские сестры - не имеющие квалификационной категории; - имеющие II квалификационную категорию; - имеющие I квалификационную категорию; - имеющие высшую квалификационную категорию |
8-9 9-10 10 11 |
Младшая медицинская сестра | 3-4 |
Санитарка | 2-3 |
Расчет фонда оплаты труда хирургического отделения на основании тарифных коэффициентов приведен в Приложении 2. Расчетный месячный ФОТ составил 36897 руб., который нужно умножить на поясной коэффициент. Таким образом месячный фонд оплаты труда хирургического отделения составит:
36897*1,25 = 46121 руб.
Как видно из приложения 2 заработная плата имеет сложную структуру и состоит из тарифной (оплата по тарифным ставкам) и надтарифной части (надбавки, доплаты). Причем большое значение имеет непрерывный стаж работы в здравоохранении и увеличение разрядов.
По своей сути увеличение разрядов во многом являются аналогом повышений. Отличает же их то, что повышение в этом случае производится не в процентном отношении, а путем изменения (увеличения) разрядов оплаты труда по ЕТС. Кроме того, увеличение разрядов отражают не условия труда, а уровень квалификации, выраженный в разрядах, ученых степенях, почетных званиях и т.п.
Главным недостатком оплаты по ЕТС является отсутствие стимула к интенсивному и качественному труду. Сколько бы хирург не проводил операций, 2 в месяц или, предположим 20, он все равно получит свой тарифный оклад.
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
Введение платы за услуги — наиболее ориентированное на рынок решение. Каждая медицинская услуга, лечебный препарат, хирургическая операция, терапия, диагностическая процедура и медикаментозное лечение оценивается в количественном выражении с точки зрения затрат материальных ресурсов, и затем делается стоимостная их оценка. Главные компоненты, из которых складывается плата за услуги, — это их количество и цена. Общий объем медицинских услуг, оказанных в системе здравоохранения, определяется общей суммой затрат.
В системе платы за услуги доминирует философия свободного рынка и поэтому принимаются следующие гипотезы.
Цены должны устанавливаться на основе конкуренции, в зависимости от спроса и предложения. Эта гипотеза распространяется как на медицинские товары (лекарства), так и на медицинские услуги (услуги врачей и т.д.). Уровень цен зависит от общего состояния рынка.
Бюджетное финансирование — эффективный способ контроля за стоимостью услуг. Но успех в сдерживании роста расходов приводит к снижению качественных показателей работы. Дорогостоящие методы лечения зачастую заменяются более дешевым и менее эффективным лечением.
Помимо медицинских услуг, оказываемых в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, практически каждое медицинское учреждение оказывает платные медицинские, определенная часть дохода от которых распределяется на заработную плату. Поэтому формирование предлагаемой модели оплаты будет строится с учетом формирования ФОТ из двух источников – бюджета и платных услуг.