Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:22, курсовая работа
Труд человека, определяемый в стоимостном выражении, неизменно привлекает внимание экономистов во все времена. Отсюда возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
Введение
1 Современные системы оплаты труда
1.1 Существующие системы оплаты труда
1.2 Правовые основы оплаты труда в РФ
1.3 Оплата труда в бюджетной сфере
2. Методика формирования системы оплаты труда в медико-производственной организации
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
Надбавки
2.2 Модель оплаты труда в МПО в условиях рыночной экономики
2.3 Сравнительный анализ применяемых методик оплаты труда в современном здравоохранении
3. Расчет применимости моделей оплаты труда на примере хирургического отделения МАО
3.1 Расчет оплаты труда по единой тарифной сетке
3.2 Расчет оплаты труда по предлагаемой модели
3.3 Сравнительный анализ результатов расчета оплаты труда в МПО
4. Мотивационная роль оплаты труда в современном кадровом менеджменте в медико-производственной организации
4.1 Организационно-экономические и социально-психологические резервы мотивации персонала
4.2 Мотивационные стратегии и методы
4.3 Анализ мотивационной роли оплаты труда в МПО
5. Основы безопасности жизнедеятельности
5.1 Организация работы по охране труда
5.2 Обеспечение охраны труда на предприятии
Заключение
Библиографический список
Соотношение между тарифным коэффициентом, соответствующим последнему (наибольшему) разряду, и тарифным коэффициентом первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Увеличивая диапазон тарифной сетки можно повышать заинтересованность работников в повышении квалификации, выполнении более сложных видов работ и т.п.
При введении ЕТС в 1992 г. индивидуализацию заработной платы предполагалось осуществлять с помощью аттестации специалистов. Но на практике система аттестации этой своей важнейшей функции не выполняет. Главная причина этого заключается в том, что действующий в бюджетной сфере порядок аттестации не предусматривает автоматического понижения тарифного разряда по окончании срока действия квалификационной категории. Отсутствие этой нормы, которая может показаться, на первый взгляд, несущественной, приводит к тому, что квалификационная категория перестает служить оценкой индивидуальной результативности труда специалиста за определенный период времени. Наилучшие показатели, как правило, показывают работники, которые претендуют на то, чтобы в соответствии с достигнутыми результатами им был повышен тарифный разряд. Но сразу после пересмотра разряда производственные показатели у них зачастую падают, поскольку вне зависимости от результатов труда разряд может быть пересмотрен лишь через определенное время. Поэтому целесообразно постепенно сократить срок действия квалификационной категории с пяти лет до одного года с обязательным понижением тарифного разряда по окончании срока действия категории.
В настоящее время аттестация специалистов бюджетной сферы является не средством индивидуализации заработной платы, а средством ее повышения.
Способность аттестационных комиссий присваивать квалификационные категории в неограниченном количестве привела к парадоксальному положению, когда в бюджетных организациях, сходных по основным характеристикам, существенно различаются доли специалистов, имеющих высшие тарифные разряды. Там, где аттестационная комиссия «щедрее», там эта доля больше, а средняя заработная плата выше.
В силу того что повышение общего уровня оплаты труда не во власти руководителей бюджетных организаций, необходимо искать пути более эффективного использования имеющихся средств на локальном уровне управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что тарифная система оплаты труда в условиях рыночных отношений является не стимулом, а скорее тормозом к достижению высоких трудовых показателей.
2 Методика формирования системы оплаты труда в медико-производственной организации
2.1 Оплата труда в здравоохранении на основе единой тарифной сетки
Единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, предусмотрены Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава РФ от 15.10.99 г. № 377 (в ред. от 17 ноября 2000 г., 21 июня 2002 г., 24 апреля 2003 г).[10]
Оплата труда осуществляется на основе Единой тарифной сетки, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя[10].
Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады по сравнению с окладами специалистов, работающих в городских условиях.
Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников устанавливаются на 10-20% ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).
Оклады по должностям медицинских работников устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.
Разряды оплаты труда медицинских работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются тарификационной комиссией. По результатам тарификации составляется ежегодно тарификационный список на 1 число года по форме, приведенной в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Тарификационный список медицинских работников
1 | Ф.И.О. | ||||
2 | Наименование должности | ||||
3 | Квалификационная категория, дата присвоения | ||||
4 | Разряд оплаты труда по занимаемой должности с учетом наличия квалификационной категории | ||||
5 | За руководство структурными подразделениями | Увеличение разряда (количество разрядов) | |||
6 | За наличие ученой степени | ||||
7 | За наличие почетного звания | ||||
8 | Итого разряд оплаты труда (гр. 4 + гр. 5, 6, 7) | ||||
9 | Размер увеличения сверх 18 разряда (в процентах) | ||||
10 | Итого оклад (гр. 8 + гр. 9) в руб. | ||||
11 | Оклад специалиста на селе (гр. 10 с учетом повышения на 25%) | ||||
12 | Объем работы по данной должности (1.0, 0.75, 0.5, 0.25) с указанием вида работы (основная совместительство) | ||||
13 | Итого месячный оклад (гр. 10 или гр. 11 * гр. 12) | ||||
14 | В % | Повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда | |||
15 | В руб. | ||||
16 | В % | Другие повышения оклада, предусмотренные действующим законодательством | |||
17 | В руб. | ||||
18 | Месячный должностной оклад с учетом объема работы (гр. 13+15+17) | ||||
19 | Стаж непрерывной работы | ||||
20 | В % | Размер надбавки (гр. 13 * гр. 20) | Надбавка за продолжительность непрерывной работы в здравоохранении | ||
21 | В руб. | ||||
22 | Итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку (гр. 18 + 21) | ||||
23 | Дополнительные сведения |
Должностной оклад (месячная тарифная ставка) работников, занятых в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты Единой тарифной сетки и повышений к нему.
Размер заработной платы работника определяется исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными актами.
Оплата труда работников по совместительству, по замещаемым должностям, за работу без занятия штатной должности, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени исходя из должностного оклада, либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, доплат, надбавок и выплат компенсационного характера, предусмотренных действующими нормативными актами.
Определение размеров заработной платы по основной и замещаемой должностям (видам работ), а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей (виду работ).
Заработок работника предельными размерами не ограничивается.
Изменение размеров окладов (ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы производится в следующие сроки:
- при изменении разряда оплаты труда – согласно даты приказа по медицинскому учреждению;
- при присвоении почетного звания «Народный врач» и «Заслуженный врач» - со дня присвоения почетного звания;
- при присвоении квалификационной категории – согласно даты приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия;
- при присуждении ученой степени: кандидата наук – с даты решения диссертационного совета после принятия решения ВАКом России о выдаче диплома; доктора наук – с даты принятия решения ВАКом России о выдаче диплома;
- при изменении стажа непрерывной работы – со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня предоставления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.
Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных средств самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих учреждений здравоохранения, не предусмотренные указанным Положением, производится в порядке, установленном для соответствующих бюджетных организаций, и в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, с учетом условий, предусмотренных для работников учреждений здравоохранения.
Согласно статьи 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.) оплата труда и компенсации Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а также научных работников и профессорско-
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Соотношение элементов, формирующих заработную плату работников здравоохранения представляют собой следующую структуру:
1) тарифная часть – оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;
2) надтарифная часть, включающая в себя:
- дополнительную оплату (надбавки, доплаты и т.д.);
- премиальную часть.
Работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:
рабочим - из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;
медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам и служащим - из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада). Перечень этих подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Работникам учреждений здравоохранения, которым с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше 2-х часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета должностного оклада по занимаемой должности.
Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается.
Перечень должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты и размеры доплат, определяются руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.
Медицинским работникам морских и речных судов за работу сверх нормального рабочего времени в период рейса судов производится доплата в размере 60 процентов оклада в месяц - работающим на плавучих базах и заводах, атомных ледоколах, 45 процентов - работающим на других морских судах и 20 процентов - работающим на речных судах.
Указанным работникам выплачивается компенсация за работу в выходные и праздничные дни и предоставляется бесплатное питание в порядке, установленном для плавсостава соответствующих судов.
Работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.