Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
Задачами курсовой работы являются:
- отражение практических знаний о понятии, составе, представлении, утверждении бухгалтерской отчетности;
- отражение форм, требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности
1.1 Отчетность, её роль и значение
1.2. Требования к информации, формируемой бухгалтерскую финансовую отчетность
1.3. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской финансовой отчетности
Глава 2. Концептуальные основы финансовой отчетности в Российской Федерации
2.1. Понятие финансовой отчетности и изменения в свете новых требований
2.2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности
2.3. Основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность
2.4. Основные различия нормативной базы России от зарубежной
Глава 3.Состав и порядок формирования бухгалтерской отчётности на примере предприятия ОАО "Тихвинский хлебокомбинат"
3.1. Подготовительные работы, проводимые перед составлением годового отчета
3.2. Порядок составления бухгалтерского баланса (форма №1)
3.3. Порядок составления отчета о прибылях и убытках (форма №2)
3.4. Порядок составления отчета об изменениях капитала (форма №3)
3.5. Порядок составления отчета о движении денежных средств (форма №4)
3.6. Порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по бух. фин. отчётности.docx

— 114.06 Кб (Скачать документ)

1.3. Порядок и сроки предоставления  бухгалтерской финансовой отчетности

В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» (1) все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам  имущества, а также территориальным  органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам  исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течении 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представленная годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др которые могут ознакомится с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование. Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ представляют годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно по акционерным обществам, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. Указанная сводная отчетность представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Государственному комитету РФ по статистике в следующие сроки: - По унитарным предприятиям – не позднее 25 апреля следующего за отчетным годом; - По акционерным обществам, часть акций которых закреплена в федеральной собственности – не позднее 1 августа следующего за отчетным годом. Сводная годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом и учредительными документами.

 

Глава 2.  Концептуальные  основы   финансовой отчетности  в Российской  Федерации

2.1. Понятие    финансовой  отчетности   и    изменения   в свете   новых требований

     Бухгалтерская отчетность  состоит  из образующих  единое  звено  взаимосвязанных  типовых   форм.

     Бухгалтерская отчетность  должна давать  достоверное   и полное представление  о  финансовом положении организации,  финансовых результататах ее деятельности и изменения в ее финансовом положении. Достоверной и полной  считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными  правовыми актами системы нормативного  регулирования   в Российской Федерации.

     Типовые формы бухгалтерской  отчетности и инструкции о  порядке заполнения этих форм  разрабатываются и утверждаются  Министерством финансов Российской  Федерации.

     Специализированные  формы устанавливаются министерствами  и ведомствами Российской Федерации   по согласованию с Минфином  России.

     В соответствии с  законодательством  Российской  Федерации все предприятия   независимо от их организационно-правовых  форм, за исключением бюджетных  учреждений, представляют годовую  бухгалтерскую отчетность согласно  учредительным документам их  собственникам и территориальным  органам государственной статистики  по месту регистрации предприятий, а государственные и муниципальные предприятия — органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

     Представление бухгалтерской  отчетности другим органам   государственного управления, банкам  и иным заинтересованным организациям  производится в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

     Данные  отчетности  используются внешними пользователями  для оценки эффективности деятельности  организации, а также для экономического  анализа в самой организации.  Вместе с тем отчетность необходима  для оперативного руководства  хозяйственной деятельностью и  служит исходной базой для  последующего планирования. Отчетность  должна быть достоверной, своевременной.  В ней должна обеспечиваться  сопоставимость отчетных показателей  с данными за прошлые периоды.

     Организации составляют  отчеты по формам и инструкциям  (указаниям), утвержденным Минфином  и Госкомстатом Российской Федерации.  Единая система показателей отчетности  организации позволяет составлять  отчетные сводки по отдельным  отраслям, экономическим районам,  республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Для достижения достоверного и полного  отражения  финансовых результатов  и финансового  положения организации  при составлении  отчетности в  исключительных случаях (например, при  национализации имущества) допускается  отступление от правил, установленных   «ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»

     В ПБУ 4  определены  подходы к раскрытию  существенной  информации, ориентированные  на  ее важность для заинтересованных  пользователей.

     Показатели  об отдельных  активах, обязательствах, доходах,  расходах и хозяйственных операциях  в бухгалтерской отчетности:

     а) должны приводиться обособленно  в случае их существенности и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями;

     б) могут приводиться  общей суммой с раскрытием  в пояснениях к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и  убытках, если каждый из  этих показателей в отдельности  несуществен для оценки заинтересованными  пользователями финансового положения  организации или финансовых результатов  ее деятельности.

    Опубликованным  Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ) внесены изменения  в формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также во все приложения к ним, которые начали применяться с отчетности за 2011 г. Действующие формы документов, утвержденные Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, рекомендованы в качестве образцов отчетов, и организации по мере необходимости включают в отчетность те или иные показатели из них. С 2011г. бухгалтерская отчетность имеет новый установленный вид, но также разрешено детализировать показатели по статьям отчетов (п. 3 Приказа).

    Как и прежде баланс и отчет о прибылях и убытках - это основные бухгалтерские отчеты, все остальные формы являются лишь приложением к ним или выступают в качестве разъясняющих отчетных документов (п. п. 1, 2 Приказа). Это согласуется с общими нормами ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

    Итак, комплект годовой  бухгалтерской  отчетности, как и раньше, состоит из:

    - бухгалтерского баланса  (форма 0710001);

    - отчета о прибылях  и убытках (форма 0710002);

    - приложений к балансу  и отчету  о прибылях и убытках;

    - отчета об изменениях  капитала (форма 0710003);

    - отчета о движении  денежных  средств (форма 0710004);

    - отчета о целевом  использовании  полученных средств  (форма 0710006);

    - аудиторского заключения  или  заключения ревизионного  союза  сельскохозяйственных  кооперативов, подтверждающих достоверность  бухгалтерской  отчетности организации,  если  она в соответствии с  федеральными  законами подлежит  обязательному аудиту или обязательной  ревизии;

    - пояснительной записки.

    При этом последний  отчет (о целевом использовании  полученных средств) должен представляться  общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской  деятельности и не имеющими  кроме выбывшего имущества оборотов  по продаже товаров (работ,  услуг) (пп. "в" п. 2 Приказа).

    Для организаций - субъектов   малого предпринимательства   установлена упрощенная форма  отчетности. Они формируют бухгалтерскую  отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации (п. 6 Приказа).

    Помимо  перечисленных  выше приложений к  отчету  организации обязаны представлять  к нему дополнительные пояснения,  отражающие различные аспекты  финансовой и хозяйственной деятельности, которые расшифровывают отчетные  данные. Перечень дополнительных  показателей закреплен в п. 27 ПБУ  4/99, утвержденного Приказом Минфина  России от 06.07.1999 N 43н. В него, к примеру, включена информация о движении отдельных видов нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений, отдельных видов дебиторской задолженности, об изменениях в уставном, резервном, добавочном капиталах и многое другое.

    Пояснения разрешено  оформлять как в  табличном,  так и текстовом виде. Конечно,  табличная форма пояснений предназначена  для количественных данных. Информацию  же описательного характера, характеризующую,  к примеру, способы оценки, способы  амортизации, изменения в учетной  политике и прочее, оформаляют в текстовом виде.

    Законодатели предусмотрели  Пример оформления пояснений  в табличной форме, он отражен  в Приложении 3 к Приказу (форма  0710005). Кстати сказать, аналогичный  "отчет" существовал и раньше, это форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Однако в новой версии расшифровки скомпонованы по иному и пронумерованы. Это вызвано, в том числе и требованиями составления бухгалтерской отчетности. Так, в п. 28 ПБУ 4/99 сказано, что статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие. Именно для этого в настоящую бухгалтерскую отчетность введено такое новшество - колонка, связующая информацию, отраженную в балансе (отчете о прибылях и убытках) с поясняющей информацией. Теперь все пояснения должны будут иметь номер, а напротив каждой статьи самого отчета, которая расшифровывается в пояснениях, необходимо будет указать этот номер.

    Каждый  раздел будущей  пояснительной записки  предполагает  более подробную детализацию.  Например, для отражения расшифровок   по основным средствам (разд. 2 пояснений), предложены такие подразделы:

    - 2.1 "Наличие и движение  основных средств";

    - 2.2 "Незавершенные капитальные  вложения";

    - 2.3 "Изменение стоимости  основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

    - 2.4 "Иное использование  основных средств".

    Не  надо забывать, что  такая детализация  пояснений  условна, фактически расшифровок   может быть и больше и меньше, все зависит от ситуации, и,  конечно, немаловажную роль при  составлении  бухгалтерской отчетности  будет играть принцип существенности  показателей.

    Одним из важных требований  при составлении  бухгалтерской  отчетности является соблюдение  принципа существенности данных, которые организация обязана   отразить в отчетности обособленно.  Показатели об отдельных активах,  обязательствах, доходах, расходах  и хозяйственных операциях должны  приводиться в бухгалтерской  отчетности обособленно, в случае  их существенности, и если без  знания о них заинтересованными  пользователями невозможна оценка  финансового положения организации  или финансовых результатов ее  деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).

    Раньше в порядке составления бухгалтерской отчетности было закреплено правило, что считать существенным: сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (п. 1 Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

    Теперь  таких прямых  указаний нет, но, несмотря на  это, принцип существенности не  отменяется. К примеру, для доходов  (расходов) организации такой показатель  определен п. 21.1 ПБУ 10/99 (утв. Приказом  Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Так,  в случае выделения в отчете  о прибылях и убытках видов  доходов, каждый из которых  в отдельности составляет пять  и более процентов от общей  суммы доходов организации за  отчетный год, в нем показывается  соответствующая каждому виду  часть расходов. А вот уровень  существенности для НМА в ПБУ  14/2007 (утв. Приказом Минфина России  от 27.12.2007 N 153н) не установлен, поэтому  организация определяет его самостоятельно  и обязательно закрепляет в  учетной политике.

    Обратимся к нормам, регулирующим  аудиторскую  деятельность. В  них достаточно точно  выражена  суть принципа существенности. Информация  об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях, а также составляющих  капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение  может повлиять на экономические  решения пользователей, принятые  на основе финансовой (бухгалтерской)  отчетности (п. п. 3, 4 Стандарта N 4, утвержденного Постановлением Правительства  РФ от 23.09.2002 N 696). При этом рекомендовано учитывать как значение (количество), так и характер (качество) оцениваемого объекта.

    Новые формы баланса  и отчета о прибылях и убытках  предусмотрели недостатки предыдущих  версий бухгалтерской отчетности. Например, специалистами высказывались  замечания, что не выполняются  требования о том, что в случае  существенности информация о  расходах по научно-исследовательским,  опытно-конструкторским и технологическим  работам должна отражаться в  бухгалтерском балансе по самостоятельной  группе статей актива (п. 16 ПБУ  17/02, утвержденного Приказом Минфина  России от 19.11.2002 N 115н). Теперь в  разделе баланса "Внеоборотные активы" появилась такая отдельная строка, как "Результаты исследований и разработок".

Информация о работе Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности