Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
Задачами курсовой работы являются:
- отражение практических знаний о понятии, составе, представлении, утверждении бухгалтерской отчетности;
- отражение форм, требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности
1.1 Отчетность, её роль и значение
1.2. Требования к информации, формируемой бухгалтерскую финансовую отчетность
1.3. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской финансовой отчетности
Глава 2. Концептуальные основы финансовой отчетности в Российской Федерации
2.1. Понятие финансовой отчетности и изменения в свете новых требований
2.2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности
2.3. Основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность
2.4. Основные различия нормативной базы России от зарубежной
Глава 3.Состав и порядок формирования бухгалтерской отчётности на примере предприятия ОАО "Тихвинский хлебокомбинат"
3.1. Подготовительные работы, проводимые перед составлением годового отчета
3.2. Порядок составления бухгалтерского баланса (форма №1)
3.3. Порядок составления отчета о прибылях и убытках (форма №2)
3.4. Порядок составления отчета об изменениях капитала (форма №3)
3.5. Порядок составления отчета о движении денежных средств (форма №4)
3.6. Порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по бух. фин. отчётности.docx

— 114.06 Кб (Скачать документ)

      Минфину России, наряду  с Банком России, предоставлено   право принятия нормативных актов.  В Минфине России этими вопросами   занимается Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского  учета и отчетности.

      Министерства  и  ведомства вправе издавать нормативные   акты в тех пределах и конкретных  случаях, которые определены федеральными  законами, указами Президента РФ  и постановлениями Правительства  РФ. В соответствии с принятыми  в тексте нормативных документов  наименованиями актов федеральных органов исполнительной власти они носят названия подзаконных актов.

      Порядок публикации  и вступления в силу подзаконных  актов Минфина России определен  Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти». В соответствии с этим документом обязательной государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

      Положения по бухгалтерскому  учету - подзаконные  акты Минфина  России - приобретают  значение  нормативных актов после  их  регистрации в Минюсте России  и опубликования в «Российской  газете», а также в журнале  «Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной  власти» издательства «Юридическая  литература» Администрации Президента  РФ. Они вступают в силу на  всей территории Российской Федерации  одновременно по истечении десяти  дней после их официального  опубликования, если в них не  установлен другой порядок вступления  в силу.

      Третий  уровень  нормативного регулирования   бухгалтерского учета включает  акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими  указаниями, положениями, инструкциями  разъяснительного, уточняющего, рекомендательного  характера по отдельным вопросам  бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой  государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами.

      Акты  методического  (нормативно-технического) характера  представляют нормативные  документы  министерств и ведомств, которые  по результатам юридической   экспертизы признаются Минюстом  России не нуждающимися в государственной  регистрации (не требующими государственной  регистрации). Эти документы носят  методический характер и являются  обязательными для исполнения. Согласно  п. 1 Приказа Минфина России от 04.03.1999 № 47 «О совершенствовании  работы по подготовке и государственной  регистрации нормативных правовых  актов Министерства финансов  Российской Федерации» акты Минфина  России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат обязательному опубликованию в «Финансовой газете».

      Акты  методического  (нормативно-технического) характера  можно разделить на две группы :

  

                1.  Акты, урегулированные ПБУ             

                2.  Акты, не урегулированные ПБУ            

    

      Акты, урегулированные  ПБУ, приняты по вопросам, разработанным  и утвержденным ранее приказами  Минфина России. К ним относятся  следующие  документы:

      - Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств, утвержденные Приказом  Минфина России от 13.10.2003 № 91н;

      - Методические указания  по бухгалтерскому учету материально-производственных  запасов, утвержденные Приказом  Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

      Акты, не урегулированные  ПБУ, приняты  по вопросам, ранее  не разработанным  Минфином  России в форме ПБУ:

      - Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные  Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

      - Методические рекомендации  по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина  России от 30.12.1996 № 112;

      - Типовые рекомендации  по организации бухгалтерского  учета для субъектов малого  предпринимательства, утвержденные  Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н;

      - Методические указания  по формированию бухгалтерской  отчетности при осуществлении  реорганизации организаций, утвержденные  Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н и др.

      В связи с увеличением  рыночной направленности системы  бухгалтерского учета на базе  развития современной  российской  экономики потребности  в создании  нормативно-технических указаний  и инструкций по применению  норм бухгалтерского учета, разработанных  в национальных стандартах (ПБУ), растут.

      В Концепции развития  бухгалтерского учета и отчетности  в Российской Федерации на  среднесрочную перспективу, одобренной  Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180, отмечено: «Развитие системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности должно быть направлено  на построение такой модели, которая  учитывала бы интересы всех  заинтересованных сторон, обеспечивала  снижение издержек и повышение  эффективности регулирования. В  основе этой модели - разумное  сочетание деятельности органов  государственной власти и профессионального  сообщества (профессиональных общественных  объединений и другой заинтересованной  общественности)».

      Таким образом,  совершенствование третьего уровня  нормативного регулирования   бухгалтерского учета в настоящее   время происходит в направлении   повышения роли профессионального   бухгалтерского сообщества в  форме саморегулируемых организаций  в разработке проектов нормативных  указаний по ведению учета  на отдельных участках, а также  обеспечению контроля за выполнением принятых правил бухгалтерского учета.

      Четвертый уровень  нормативного регулирования бухгалтерского  учета содержит документы, регламентирующие  бухгалтерский учет и бухгалтерскую  отчетность в самой организации.  К ним относится приказ руководителя  организации «Об учетной политике»,  который представляет собой нормативный  акт, способствующий решению ее  основных и оперативных задач.  В составе приказа «Об учетной  политике» разрабатываются и  утверждаются следующие рабочие  документы:

      - формы первичных  учетных документов;

      - графики документооборота;

      - рабочий план  счетов бухгалтерского  учета;

      - формы внутренней  бухгалтерской  отчетности и  др.

1.3. Основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерскую финансовую отчетность

1. Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ 2. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Части 1 и 2. – М.:Проспект, 1998 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. приказа

Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н). 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. №60н. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

ПБУ 499. Утверждено приказом Минфина  РФ от 06.07.99г. №43н. 7. «О формах бухгалтерской  отчетности организации». Приказ Минфина  РФ от 13.01.2000г. №4н. 8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина  РФ от 13.06.95г. №49. 9. Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.

Утвержден приказом Минфина РФ от 28.11.96г. №101 10. Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического  наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №  П-2 «Сведения об инвестициях», №  П-3 «Сведения о финансовом состоянии  организации», № П-4 «Сведения о  численности, заработной плате и  движении работников». Утверждена Госкомстатом России от 17.11.97г. № 76 (в ред. от 25.05.98г от 08.12.98г.) 11. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.96г. № 112 (с измен. и доп внесенными приказом Минфина РФ от 12.05.99г. №36н). 12. Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 15.01.97 г. №3 13. «О внесении изменений и дополнений в методические

рекомендации по составлению и  представлению сводной бухгалтерской  отчетности, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996г. №112». Приказ Минфина РФ от 12.05.99г. №36н. 14. «Об утверждении  порядка отчетности руководителей  федеральных государственных унитарных  предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ».

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.99г. №1116. 15. Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по сегментам». ПБУ 122000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000г. №11н. 16. Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по аффилированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. №5н.

17. Положение по бухгалтерскому  учету «Условные факторы хозяйственной  деятельности». ПБУ 8/01. Утверждено  приказом Минфина РФ от 28.11.01г.  №96н. 18. «Методические рекомендации  о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина России от 28.06.2000г. №60н. Из указанных документов особое место занимают Закон о бухгалтерском учете, Положения о бухгалтерском учете и отчетности 1992,1994 и 1998г. и

План счетов бухгалтерского учета (1991 и 2000г.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учета  и оценки соответствующих объектов (оценки готовой продукции, товаров  и другого имущества, учета затрат на производство продукции, выпуска  продукции, её реализации и др.) в  соответствии с установленной организацией учетной политикой. Существенно  изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, содержание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике. Бухгалтерская финансовая отчетность приобрела характер публичной, доступной для любых сторонних пользователей. Многие организации обязаны представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетных данных. С введением в учетную практику положения «Учетная политика» (с 1 января 1995г.) в отечественной системе бухгалтерского учета начали использоваться международные бухгалтерские принципы.

Все эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение  отечественного учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991-2000гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечающим требованиям рыночной экономики и международным стандартам.

1.4. Основные различия нормативной базы России от зарубежной

 

С определением нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации нет никаких проблем. Основой системы учета являются законодательные акты, такие как  «Положение о бухгалтерском учете  и отчетности» и другие, а также  подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной Налоговой  Службы, а в некоторых случаях письма Центрального Банка РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного. По состоянию на 14.04.05 в систему Консультант Плюс было включено 843 действующих нормативных документа, регулирующих бухгалтерский учет, отчетность и аудиторскую деятельность. Основной характеристикой нормативной базы российского учета и отчетности является то, что она строго обязательна к применению, а санкции за ее неприменение могут быть достаточно жестокими. Обычно подзаконные акты издаются для разъяснения порядка учета отдельных объектов учета. В результате этих актов наблюдается тенденция к сужению выбора из альтернативных способов учета. Также для норм, регулирующих российский бухгалтерский учет примечательно то, что в пределах своей компетенции они носят всеобъемлющий характер. Прецеденты крайне мало распространены, в основном в сфере налогового регулирования. Случаи, когда какой-либо объект учета учитывается по аналогии практически отсутствуют.

Положение о бухгалтерском учете  и отчетности в Российской Федерации  устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации  для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от подчиненности  и форм собственности (кроме банков), включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета (бюджетные организации). Таким образом охват предприятий является существенно более широким. Ситуация в зарубежных странах отличается с одной стороны большей простотой: законодательной базой для общего регулирования финансового учета и отчетности служат буквально несколько законов, прежде всего законы о ценных бумагах и фондовых биржах, а также международные стандарты финансовой отчетности. Однако не только и не столько законы и подзаконные акты регулируют финансовый учет в зарубежных странах.

Информация о работе Экономическая сущность бухгалтерской финансовой отчётности