Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятие – это основное и важнейшее звено в рыночной экономики. Изучение, анализ и финансовое регулирование показателей платежеспособности в настоящее время очень необходимо для предприятий, так как предприятие чаще всего экономически не развито не платежеспособно, не эффективно работают, не эффективно используют свою полученную прибыль, не эффективно вкладывают свои денежные средства. Данная проблема для нынешних предприятий в нынешний период очень актуальна, существенна и важна.
Введение
1. Теоретические основы ликвидности и платежеспособности предприятия
1.1 Значение и сущность понятия ликвидности предприятия
1.2 Значение и сущность понятия платежеспособности предприятия
2. Управление ликвидностью и платежеспособностью
2.1 Нормативно-методические аспекты аналитического управления и оценки финансового состояния организаций
2.2 Управление платежеспособностью и ликвидностью
2.3 Пути повышения ликвидности и платежеспособности
3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
3.1 Значение анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Заключение
Список литературы
· В 2005 г. Правительство РФ постановило разработать методику учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий, позволяющую оценить всю финансово-экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Постановление Правительства РФ от 21.12.05 г. № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»).
· В 2006 г. Министерство экономического развития и торговли РФ приказом от 21.04.06 г. № 104 утвердило Методику проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций. Данная Методика устанавливает порядок учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и определяет набор сведений для проведения текущего анализа финансового состояния этих предприятий. В состав таких сведений входят финансовые показатели, способы их расчета и критерии группировки в соответствии со степенью угрозы банкротства предприятий (организаций).
Эффективность управления предприятием, его финансовое состояние в настоящее время определяется не только ликвидностью, прибыльностью, рентабельностью, но и увеличения «цены» бизнеса, которая является объектом преимущественно стратегического финансового управления. Все вышеуказанное актуализирует проблему дальнейшего совершенствования методических подходов к финансовому анализу предприятий.
2.2 Управление
платежеспособностью и
Одним из важных условий
успешного управления финансами
предприятий является анализ и диагностика
его финансового состояния и
финансовой устойчивости. Главная цель
анализа – своевременно выявлять
и устранять недостатки в финансовой
деятельности и находить резервы
укрепления финансового состояния
предприятия и его
Результаты финансового
анализа позволяют выявить
В настоящее время в
России проблема оценки финансового
состояния предприятия является
крайне актуальной, причем как для
различных государственных
Анализ финансового состояния
предприятия - это расчет, интерпретация
и оценка комплекса финансовых показателей,
характеризующих различные
Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.
Объектом финансового анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.
К основным методам анализа относятся:
· Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста.
· Вертикальный (структурный) анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей (выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом).
· Трендовый (динамический) анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации. Трендовый анализ может быть построен с помощью методов статистики (скользящее среднее, полином 1-го или 2-го порядка и т.д.) на основе данных как горизонтального, так и вертикального анализа.
· Расчет финансовых коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. По результатам расчета финансовых коэффициентов производится сравнительный анализ.
Таблица № 1: Методы анализа
финансового состояния
№ |
Методы анализа |
Сущность метода |
1 |
Горизонтальный |
сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом,
что позволяет выявить |
2 |
Вертикальный |
анализ проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей, т.е. выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателей |
3 |
Трендовый |
основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определения тренда, т.е. общей тенденции и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития ситуации |
4 |
Расчет финансовых коэффициентов |
расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности |
Управление
Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.
В этих целях желательно составлять планы поступления и расходования денежных средств, вести платежный календарь.
В свою очередь, платежный
календарь представляет собой инструмент,
который используется в процессе
управления денежными потоками компании.
Его ценность как инструмента
управления денежными потоками компании
заключается в установлении связи
между денежными потоками, конкретными
моментами или периодами
Основная его задача – синхронизация дат поступлений и выплат денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.
Управление денежными
потоками компании создает основу для
количественного анализа
Формами предотвращения неплатежей
покупателей являются авансовые
платежи, предоплата, использование
аккредитивов, различных видов поручительства
со стороны финансово
Чтобы обеспечивать выживаемость
предприятия в современных
Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:
· низкая финансовая устойчивость. Грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия перед кредиторами, что это означает потерю самостоятельности.;
· низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.
· недостаточное удовлетворение интересов собственника. Данная проблема связана с "низкой рентабельностью собственного капитала". Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных средств. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.
Управление ликвидностью - это деятельность предприятия, банка по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов управления ликвидностью:
1) общий метод распределения
средств, заключающийся в
2) метод распределения
активов (конверсии средств), заключающийся
в размещении активов в
3) метод научного управления,
использующий аппарат
2.3 Пути повышения ликвидности и платежеспособности
Вопросы оценки финансовой устойчивости в условиях резко обострившегося кризиса неплатежей выходят на одно из первых мест в области управления финансами российских предприятий. Однако, традиционные методы оценки зачастую не дают точной и адекватной картины состояния финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Одним из направлений решения данной проблемы может стать использование системы показателей денежного потока, к которой все чаще прибегают российские финансовые менеджеры.
В процессе принятия решений
руководству предприятия
• ликвидность и
• любые текущие операции незамедлительно сказываются на уровне платежеспособности и ликвидности;
• решения, принятые в соответствии
с выбранной политикой
Политика управления оборотными активами предприятия должна преследовать основную цель – обеспечение баланса:
• между затратами на поддержание оборотных активов в сумме, составе и структуре, гарантирующей от сбоев в технологическом процессе;
• доходами от бесперебойной работы предприятия;
• потерями, связанными с риском утраты ликвидности;
• доходами от вовлечения в хозяйственный оборот оборотных средств.
При этом платежеспособность предприятия, как говорилось выше, определяется структурой и качественным составом оборотных активов, а также скоростью их оборота и ее соответствием скорости оборота краткосрочных обязательств.
Текущая деятельность может финансироваться за счет:
• увеличения собственного оборотного капитала (т. е. направления части прибыли на пополнение оборотных средств);
• привлечения долгосрочных и краткосрочных источников финансирования.
Если предположить, что
текущая деятельность предприятия
финансируется в основном за счет
источников краткосрочного финансирования,
то источниками поступления
• займы и кредиты;
• кредиторская задолженность поставщикам;
• задолженность перед персоналом.
Таким образом, если у предприятия замедляется скорость оборота оборотных активов, а руководство не принимает мер по привлечению дополнительного финансирования, оно может стать неплатежеспособным, даже если его деятельность является прибыльной.
При принятии решения о
привлечении дополнительного