Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:22, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования малого бизнеса, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов и кредита предприятий 6
1.1. Кредит и кредитные отношения 6
1.1.1. Сущность и функции кредита 6
1.1.2. Основные формы кредита 9
1.1.3. Организация краткосрочного кредитования 16
1.2. Сущность, функции и принципы организации финансов 19
1.3. Формы и методы финансирования и кредитования 26
1.4. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности 29
1.4.1. Кредитование предприятий 29
1.4.2. Финансово-кредитное регулирование и контроль 37
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса (на основе данных ОАО «Московский кредитный банк») 39
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях 39
2.2.Краткая характеристика ОАО «Московский кредитный банк» 47
2.3.Виды кредитов в ОАО «МКБ» и основные условия их предоставления 50
2.4.Анализ практики кредитования малого бизнеса 52
Глава 3. Кредитование в мире 65
3.1. Практика кредитования предприятий малого бизнеса в Германии 65
3.2. Опыт кредитования предприятий малого бизнеса в США 73
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложения 86
Большое внимание государство уделяет формированию общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, управления, институтов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, образования и здравоохранения).
Не остаются в стороне вопросы регионального и отраслевого развития, а также охраны окружающей среды и распространения новых технологий.
В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не вправе сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии к ним адаптироваться, должны уйти с рынка. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор делается на использование рыночных механизмов . Принимаемые меры направлены преимущественно на решение проблем, возникающих по поводу не эффективности МСП, а их небольших размеров по сравнению с крупным бизнесом. Облегчается, например, доступ МСП к рынкам капиталов и новым технологиям.
В Германии в отношении деятельности МСП решения принимаются на уровне федерации, земель, городских и земельных округов, общин и во все большей мере в этом участвует Комиссия ЕС в Брюсселе.
С
целью разгрузки органов
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Инвестиции служат важнейшей предпосылкой появления на рынке новых предприятий и адаптации уже существующих к постоянным изменениям в экономике и инновационной сфере. Содействие выражается в предоставлении технологий и соответствующей экономической информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических и технических консультаций и мероприятий по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.
Кроме того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства.
Инвестиционная политика государства преследует также региональные, научно исследовательские, природоохранные и внешнеэкономические цели, которые выходят за рамки малого и среднего бизнеса. Однако внушительная часть оказываемой поддержки приходится как раз на его долю. Следует отметить и содействие развитию инфраструктуры этого бизнеса и не в последнюю очередь экономической, с тем чтобы усилить конкурентоспособность МСП.
Защищают интересы МСП также ряд законов и правовых актов (в частности положения антимонопольного законодательства и нормативные документы по бухгалтерскому учету), касающиеся, в том числе инвестиций в создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса (среди них организации содействия экономическому развитию, экономические союзы, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы).
Важное значение имеет оказываемая МСП косвенная финансовая помощь (вводятся налоговые льготы, освобождающие, например, от уплаты подоходного налога в определенных размерах, и особые нормы амортизации для инвестиций в производство) и прямая, по объему и многообразию вариантов занимающая одно из важнейших мест в арсенале экономических рычагов.
Выделяют следующие разновидности прямой помощи:
• государственные инвестиционные надбавки/субсидии. Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогом и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа.
• льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.
Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от осуществленных вложений.
Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме оно, возможно, прежде всего, через льготные кредиты при условии, что МСП, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными. Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают стабильное, долгосрочное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.
Льготное кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным благодаря относительно низкой дотационной составляющей.
В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляют 3-10% суммы кредита. По программам КфВ, финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КфВ позволяет выровнять возможности МСП и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.
Льготное кредитование МСП осуществляется по единым для всех правилам , т.е. никаким заявителям не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, они же занимаются их выдачей и в дальнейшем работают с клиентами.
Льготные условия кредитования подразумевают:
низкую процентную ставку (как правило, на весь срок кредитования);
длительный период кредитования (часто 10 лет, причем минимум на первые два года предприятие освобождается от всяких выплат);
возможность возврата взятых сумм в любое время (нередко без дополнительных выплат);
долевое финансирование (за счет средств КфВ применяется только к определенной части инвестиционного проекта, например 50%. В остальном проект должен быть профинансирован за счет собственных средств инвестора или других заемных средств).
Заявка на предоставление льготного кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование и конверсия долга не допускаются.
Поддержка начинающих предпринимателей. Открывая бизнес, предприниматели нередко испытывает недостаток собственного капитала, у них не так много возможностей прибегнуть к заимствованиям и мало специальных знаний. Естественно, что они нуждаются в финансовой подпитке.
До 40% инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, особенно беспроцентных на первые два года льготных кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн. евро). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их невозврата. Большая часть недостающего капитала может быть получена за счет специальных льготных так называемых кредитов начинающим предпринимателям. Они выдаются под 5% годовых на срок до 20 лет и покрывают максимум 50% стоимости инвестиционного проекта (предельная сумма 1 млн. евро).
За счет государственных программ и программ КфВ может быть профинансировано долевое участие частных инвестиционных компаний в капиталах новых и действующих МСП. Максимальный размер вносимой доли – 1,5 млн. евро на срок до 10 лет. При этом ответственность за риск в полном объеме несут инвестиционные компании.
В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск невозврата до 80% кредита или долевого участия в капитале (не более 1,5 млн. евро). Это важно для тех МСП, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60% риска гарантийного банка покрывают федерация и земля, на территории которой находится банк.
Как до, так и после создания предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. Эта потребность удовлетворяется в рамках специальных государственных консультационных программ. К их реализации часто привлекаются консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, которые организуют большое количество образовательных мероприятий для руководителей и специалистов МСП.
• Региональная направленность поддержки. Целью региональной структурной политики в Германии является устранение диспропорций между сильными и слабыми в экономическом плане регионами. Инвестиции в предприятия и предпринимательскую инфраструктуру выравнивают уровень жизни во всех регионах.
К инструментам региональной поддержки наряду с надбавками и субсидиями применяется льготный порядок амортизации, в первую очередь для инвестиционных кредитов в рамках государственной программы по восстановлению экономики восточных земель (максимальная сумма кредита составляет 2 млн. евро на срок от 5 до 20 лет с освобождением от погашения на первые 5 лет; твердая процентная ставка на 20 лет – около 5% годовых).
Во всех федеральных землях КфВ выдает кредиты на 10 лет под 5,6% годовых. По данным федерального министерства по экономике и технологиям, в 2007 г. на финансирование инвестиций в уже существующие МСП из государственных кредитных фондов и в рамках программы КфВ выделено около 20 млрд. евро.
• Вложения в охрану окружающей среды. Намного облегчают финансирование обязательных “экологических” инвестиций средства государственного бюджета и КфВ. Льготное кредитование в рамках специальных федеральных программ предоставляется инвестиционным проектам по очистке сточных вод, утилизации отходов, очистке воздуха, экономии электроэнергии (не более 1 млн. евро на 10 лет по годовой ставке, близкой к 5%).
• Научно исследовательские работы, технологии и инновационные проекты. По федеральной программе технологического развития немецкие предприятия получают поддержку из специального фонда долевого участия (в 1999 г. более 1,5 млрд. евро). На финансирование инновационных разработок от начала и до вывода продукта на рынок предприятия могут получить льготные кредиты, предусмотренные государственной программой по поддержке инновационных разработок (максимальная сумма кредита – 10 млн. евро на 10 лет с выплатой примерно 5% годовых).
Успех МСП на рынке зависит от того, как используются самые современные технологии, например в связи и передаче информации. Поэтому в созданных по всей Германии учебных и технологических центрах проводятся консультации, охватывающие эту сферу деятельности (можно упомянуть тему “Инновационный менеджмент и использование Интернета”).
• Экспортная промышленность и немецкие инвестиции за рубежом. Около 1/3 ВНП Германии поступает из-за рубежа. Небогатая сырьевыми ресурсами Германия нуждается в конкурентоспособном экспорте для сохранения рабочих мест и предотвращения снижения уровня жизни. Значение экспортных рынков для немецких МСП постоянно возрастает и именно для них особое значение имеет финансовое обеспечение. Федеральное правительство гарантирует в рамках программы Гермес риск неплатежей по экспортным операциям на зарубежных рынках и немецких экспортных кредитов.
Установлению партнерских связей между немецкими и зарубежными предприятиями способствуют консультации по общим вопросам экспортных операций, проводимые саморегулируемыми экономическими организациями (торгово-промышленная палата и профессиональные союзы) и за рубежом (внешнеторговые палаты, представительства немецкой экономики). Государством субсидируются МСП, участвующие в международных ярмарках. Федеральное правительство гарантирует покрытие политических рисков в развивающихся странах и странах с переходной экономикой посредством прямых инвестиций в немецкие МСП за рубежом. В рамках программы КфВ по поддержке МСП за рубежом могут быть предоставлены кредиты для финансирования немецких инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы, при этом выдающий кредит немецкий коммерческий банк и КфВ берут на себя по 50% кредитных рисков.
США - страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый бизнес.