Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:22, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования малого бизнеса, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов и кредита предприятий 6
1.1. Кредит и кредитные отношения 6
1.1.1. Сущность и функции кредита 6
1.1.2. Основные формы кредита 9
1.1.3. Организация краткосрочного кредитования 16
1.2. Сущность, функции и принципы организации финансов 19
1.3. Формы и методы финансирования и кредитования 26
1.4. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности 29
1.4.1. Кредитование предприятий 29
1.4.2. Финансово-кредитное регулирование и контроль 37
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса (на основе данных ОАО «Московский кредитный банк») 39
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях 39
2.2.Краткая характеристика ОАО «Московский кредитный банк» 47
2.3.Виды кредитов в ОАО «МКБ» и основные условия их предоставления 50
2.4.Анализ практики кредитования малого бизнеса 52
Глава 3. Кредитование в мире 65
3.1. Практика кредитования предприятий малого бизнеса в Германии 65
3.2. Опыт кредитования предприятий малого бизнеса в США 73
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложения 86
Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:
– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.
Финансовое
состояние клиента выражается в
показателях его
Особое
место среди кредитных
Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита.
Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.
Российские
банки уже накопили определенный
опыт составления кредитных
В экономическом плане кредитные договоры отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.
К кредитной документации относятся также договоры о залоге, договор поручительства гарантийные письма, страховые полисы.
Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.7
Гарантийные
письма и страховые полисы также
должны соответствовать определенным
требованиям правового и
В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком8.
Основываясь
на общепринятой документации, предоставляемой
клиентом для получения кредита,
каждый банк сам определяет для заемщика
пакет документов, наиболее отвечающий
требованиям банка.
Основой финансово-кредитного регулирования деятельности предприятий выступает финансовое планирование. Оно призвано обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план: соизмерить намечаемые затраты с реальными возможностями, и в результате корректировки достигнуть материально-финансовой сбалансированности.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.
Основной
характеристикой финансового
В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.
Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться.
Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем: перспективного планирования финансовой деятельности предприятия; текущего планирования финансовой деятельности предприятия; оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.
Каждой из этих систем финансового планирования присущи особые методические подходы к осуществлению, формы реализации результатов и определенный период (плановый горизонт) охвата (табл. 1.2)10.
Таблица 1.2
Характеристика основных форм систем внутрифирменного финансового планирования
Системы финансового планирования | Основной методический подход к осуществлению планирования | Формы реализации
результатов финансового |
Период (горизонт) планирования |
1. Перспективное финансовое планирование | Прогнозирование | Разработка
долгосрочного финансового |
До 3-х лет |
2. Текущее
планирование финансовой |
Технико-экономическое обоснование | Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия | 1 год |
3. Оперативное планирование финансовой деятельности | Бюджетирование | Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности | Месяц, квартал |
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса
(на
основе данных
ОАО «Московский
кредитный банк»)
2.1.
Анализ состояния системы
кредитования малого
бизнеса России в современных
условиях
По данным Госкомстата России, на начало 2008 года в России действовало около 1032,8 тыс. малых предприятий. Структуру малых предприятий по видам экономической деятельности представим в приложении 1.