Кредитование в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:22, дипломная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать теорию и процесс кредитования, определить методы управления кредитами и оценки кредитных рисков. Выделить наиболее эффективные методы управления кредитами, применение этих методов в банковской системе современной России. Выявить проблемы кредитования малого бизнеса, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить способы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитами для малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации финансов и кредита предприятий 6
1.1. Кредит и кредитные отношения 6
1.1.1. Сущность и функции кредита 6
1.1.2. Основные формы кредита 9
1.1.3. Организация краткосрочного кредитования 16
1.2. Сущность, функции и принципы организации финансов 19
1.3. Формы и методы финансирования и кредитования 26
1.4. Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности 29
1.4.1. Кредитование предприятий 29
1.4.2. Финансово-кредитное регулирование и контроль 37
Глава 2. Кредитование юридических лиц на примере анализа кредитования в России субъектов малого бизнеса (на основе данных ОАО «Московский кредитный банк») 39
2.1. Анализ состояния системы кредитования малого бизнеса России в современных условиях 39
2.2.Краткая характеристика ОАО «Московский кредитный банк» 47
2.3.Виды кредитов в ОАО «МКБ» и основные условия их предоставления 50
2.4.Анализ практики кредитования малого бизнеса 52
Глава 3. Кредитование в мире 65
3.1. Практика кредитования предприятий малого бизнеса в Германии 65
3.2. Опыт кредитования предприятий малого бизнеса в США 73
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложения 86

Работа состоит из  1 файл

анализ кредитования малого бизнеса.doc

— 615.50 Кб (Скачать документ)

     По  итогам 2007 г. основная доля малых предприятий  приходится на предприятия оптовой  и розничной торговли (45,0%), а также на операции с недвижимым имуществом (15,8%) ( Приложение 2.). В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.

     Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2007 года, составила 9,4 млн. человек. Наибольшее число занято на предприятиях оптовой и розничной торговли – 2993,1 тыс.чел., на обрабатывающих производствах – 1866,1 тыс.чел., а также в строительстве -1618,3 ( Приложение 3).  Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2007 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

     Несмотря  на наметившуюся в последние два  года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых  предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 13%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

     По  обороту денежных средств малых  предприятий лидирующее положение  занимают предприятия оптовой и  розничной торговли (72,1 %) (Приложение 4).

     Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

     Как видно из представленного анализа, довольно в плачевном состоянии находятся малые предприятия в сельском хозяйстве. 

     Наиболее  перспективными и активно осваиваемыми как московскими, так и региональными банками представляются Центральный, Приволжский, Южный регионы и Урал, где на сегодняшний день уже работает достаточное число малых предприятий и есть все предпосылки для стабильного увеличения их количества (рис. 2.1).

Рис.2.1. Объем кредитов, выданных малому бизнесу в 2007 году по  
регионам России11

     Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2 направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупные региональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитование непосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, в более перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем в менее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочной перспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональном разрезе будет только усиливаться.

     Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития. По итогам исследования  развития малого бизнеса, которое проводилось совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения – 50% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%). Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рис. 2.2).

     

Рис.2.2. Источники финансирования малого бизнеса в России12

     Кредитование  малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.

     Характерно, что кредитование нефинансовых организаций  осуществляют в основном российские банки, тогда как доля банков с иностранным участием в капитале, кредитующих российские предприятия, весьма незначительна.

     В настоящее время динамичное наращивание кредитного портфеля российскими банками сопровождается как качественными изменениями в структуре предлагаемых кредитных продуктов, так и перестройкой бизнес-процессов в самих кредитных организациях и внедрением новых технологий оценки заемщиков. Рассмотрим более подробно современные тенденции кредитования малого бизнеса.

     Для начала рассмотрим двухуровневую систему  кредитования субъектов малого предпринимательства13. Данная система предполагает выделение ресурсов на реализацию программ поддержки малого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами. Поиск и оценка проектов, а также выдача кредитов осуществляются через систему уполномоченных банков, с которыми заключены агентские соглашения. Основными игроками в этом сегменте остаются банки, использующие ресурсы международных финансовых институтов, а также российские банки с государственным участием: Российский банк развития (РосБР) и Внешторгбанк (ВТБ). Полностью за счет западных денег поддержкой предпринимателей занимается ОАО «Московский кредитный банк» (МКБ). Для этого он     использует средства    ЕБРР и  Международной финансовой корпорации14.

     У Сбербанка существует две программы  кредитования малого бизнеса – за счет собственных средств и из средств ЕБРР. По такой же схеме  предоставляют ресурсы «УралСиб», Росбанк и Нижегородский банкирский дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Дальневосточный банк, Уралтрансбанк и Сибакадембанк.

     ДельтаБанк, Пробизнесбанк, «Первое ОВК» являются банками-агентами инвестиционного  фонда «США-Россия». «Центр-Инвест», Пробизнесбанк, Московский Кредитный Банк – Международной финансовой корпорации. «Русский Банкирский дом» сотрудничает с американским агентством USAID по поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половину рисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить процент кредитования15.

     Все упомянутые иностранные организации  выделяют дешевые по российским меркам долгосрочные ресурсы для финансирования российского малого бизнеса.

     Открывая  доступ малого бизнеса к относительно дешевым финансовым ресурсам, двухуровневая система кредитования позволяет российским банкам-агентам решать две основные проблемы кредитования в этой сфере – снижать ставки по кредиту, делая его более дешевым для конечного заемщика, и увеличивать сроки кредитования, в чем остро нуждаются малые предприятия.

     Остановимся более подробно на особенностях становления  двухуровневой системы кредитования малого бизнеса на примере банков – лидеров данного сегмента рынка.

     Сбербанк16, как уже было сказано выше, кредитует малый бизнес по двум основным программам: у него есть собственные линии кредитования, а также целевые транши ЕБРР.

     В первом случае Сбербанк выступает как  донор финансовых ресурсов, которые доводятся до конечного заемщика региональными банками-партнерами, выступающими в качестве агентов банка. До последнего времени агентами выступали и региональные фонды поддержки малого предпринимательства. На начало 2006 года у Сбербанка действовало 16 соглашений с субъектами РФ по кредитованию малого предпринимательства посредством региональных фондов. В прошлом году через эти фонды Сбербанк распределял микрокредиты (менее 2000 долларов), заниматься полным обслуживанием которых самому банку было нерентабельно. Ужесточение правил деятельности региональных фондов поддержки малого бизнеса, запрещающих им выдавать кредиты и займы без лицензии на ведение банковской деятельности, существенно ухудшит положение субъектов малого предпринимательства.

     В 1995 году Сбербанк начал сотрудничать с ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) в сфере кредитования малого бизнеса. В этом случае донором ресурсов выступал ЕБРР, передавал банку-агенту наряду с финансами технологии организации кредитной работы, процедуры анализа заемщиков и методики оценки рисков. К настоящему времени список российских агентов и партнеров ЕБРР в области кредитования малого предпринимательства расширился. В рамках двухуровневой системы доведения финансовых ресурсов ЕБРР до российских малых предприятий работают банки «УралСиб», Росбанк и Нижегородский банкирский дом.

     В целом на 1 января 2008 года задолженность субъектов малого бизнеса перед Сбербанком составила 436,3 млрд. рублей, увеличившись в 2007 году на 51,5%. В отраслевом разрезе в общей структуре задолженности лидируют торговля и общественное питание (остаток задолженности составляет 70% всей суммы задолженности субъектов малого бизнеса), далее следуют промышленность и строительство, сельское хозяйство.

     Корректно оценить долю Сбербанка на рынке  кредитования малого бизнеса России довольно сложно, так как значительное количество малых предприятий пользуется альтернативными финансовыми источниками (займами у родственников, знакомых, нефинансовых структур). Вместе с тем по отдельным регионам такие оценки существуют. В частности, по данным Ассоциации банков Северо-Запада, доля Сбербанка на рынке кредитования малого бизнеса в Санкт-Петербурге достигает 80%.

     ОАО «Московский кредитный банк» (МКБ)17 со времени своего создания в 1992 году МКБ являлся агентом для распределения целевых средств ЕБРР и Международной финансовой корпорации (IFC), предназначенных для поддержки развития малого предпринимательства. Его преимуществом являются технологии выдачи кредитов субъектам малого бизнеса. Анализ оценки кредитоспособности заемщика строится на европейской технологии оценки бизнеса с учетом российской специфики. Так, например, эксперты банка оценивают реальное состояние заемщика с обязательным выездом на место. Принятые в банке стандартные процедуры оценки позволяют значительно снизить долю невозвращенных кредитов в общем кредитном портфеле.

     Внешторгбанк18 кредитует малый бизнес за счет собственных средств. В 2004 году Внешторгбанк выделил направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк – ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» (ВТБ-24), специализирующийся на обслуживании частных клиентов и предприятий малого бизнеса. Внешторгбанк-24 очень быстро наращивает портфель кредитов, выданных малому бизнесу. Объем портфеля кредитов малому бизнесу ВТБ 24 по итогам 2007 года вырос в 2,4 раза до 1,84 млрд долларов. В течение 2007 года по Программе кредитования малого бизнеса ВТБ 24 выдал более 15 000 кредитов. На 1 января 2008 года общее количество предоставленных предпринимателям кредитов составило около 20 тысяч. Доля кредитов на развитие бизнеса в общем количестве составила 48,4%, микрокредитов — 46%, инвестиционных кредитов — 5,6%. За 2007 год количество точек в сети ВТБ 24, предоставляющих кредиты малому бизнесу, практически удвоилось, на 1 января 2007 года их количество составило 120. Учитывая интерес предпринимателей к кредитам на длительные сроки, в 2007 году ВТБ 24 ввел новый кредитный продукт для малого бизнеса — инвестиционный кредит, который предоставляется на срок до 10 лет под залог коммерческой недвижимости. Также в ушедшем году банк стал соучредителем специализированного агентства "Микрофинанс", призванного удовлетворить спрос предпринимателей на краткосрочные беззалоговые микрозаймы. В конце декабря было завершено формирование трех региональных венчурных фондов в Саратовской и Нижегородской областях и в Санкт-Петербурге. ВТБ 24 вошел в число соучредителей каждого их них. Эти фонды должны стать эффективным инструментом для создания и поддержки развития малых инновационных предприятий. На сегодняшний день ВТБ 24 активно сотрудничает в области кредитования малого бизнеса с 27 региональными администрациями, включая Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. В частности, в рамках сотрудничества используется механизм взаимодействия с уполномоченными организациями, выступающими поручителями по кредитам для малого бизнеса. Помимо кредитования, ВТБ 24 предоставляет субъектам малого предпринимательства пакеты расчетно-кассового обслуживания, которые позволяют клиентам оптимизировать расходы и получить доступ к качественному сервису.

     Так же как и у Сбербанка, у ВТБ  агентами при распределении финансовых ресурсов выступают его филиалы.

     Кроме филиалов банка, в качестве агентов  выступают администрации субъектов  РФ и региональные фонды поддержки  малого предпринимательства, которые  осуществляют работу по отбору заемщиков  и предоставлению кредитов субъектам  малого предпринимательства. Уже заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями 32 субъектов РФ, а еще около 40 проектов подобных соглашений подготовлены и переданы местным властям. В планах – разработка программы сотрудничества между администрациями субъектов Федерации и региональными отделениями банка.

     По  мнению руководства Внешторгбанка, сотрудничество с региональными фондами поддержки малого предпринимательства позволяет банку снижать операционные расходы при кредитовании данной категории заемщиков. Такая схема дает возможность банку доводить кредитные ресурсы до предпринимателей тех регионов, где отсутствуют его филиалы. В частности, положительные результаты дал опыт по финансированию Внешторгбанком Фонда поддержки малого предпринимательства Белгородской области (под гарантии местного бюджета), который, в свою очередь, кредитует предпринимателей.

     Российский  банк развития19, активно кредитует по двухуровневой системе, которая предусматривает следующий порядок предоставления финансовых ресурсов: РосБР привлекает на внутреннем финансовом рынке под государственные гарантии денежные средства под 8-9% годовых и кредитует уполномоченные региональные банки под 12% годовых. При этом уполномоченные банки выбираются Российским банком развития с учетом их финансового состояния и опыта работы с малым бизнесом и согласовываются с Министерством финансов. За счет ресурсов, предоставленных РосБР, эти банки предоставляют целевые займы малому бизнесу с маржой не более 5%.

     Поскольку программа нацелена как на расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, так и на снижение стоимости кредита для конечного заемщика, в рамках данной программы предполагается участие муниципальных и региональных администраций. Именно за счет субсидирования ими части процентной ставки намечалось снизить проценты по кредиту до 12-15% годовых.

     Программа имеет ряд недостатков, на которые  обращают внимание и эксперты, и  чиновники. Они считают, что выбор  уполномоченных региональных банков должен осуществляться на конкурсной основе по параметрам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ. Министерство экономического развития России предлагает изменить и саму схему распределения бюджетных сумм: основную часть средств из 1,5 миллиардов рублей выделить на создание Гарантийного фонда для поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Кредитование в мире