Лекции по аудиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:53, курс лекций

Описание

8 тем.

Работа состоит из  1 файл

Основы аудита конспект.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

  Для того чтобы у аудитора не было сомнений в том, какой вариант поведения выбрать, величина существенности ошибки может быть оговорена с руководством организации на стадии планирования аудиторской проверки. 

    2.Оценка и уровень существенности ошибок, и значение существенности в аудите

  Аудиторские организации в ходе проверки не должны устанавливать достоверность отчётности с абсолютной точностью, но обязаны устанавливать её достоверность во всех существенных отношениях.

  Под достоверностью отчётности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчётности, при которой квалифицированный пользователь отчётности оказывается в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономический решения.

  Аудитор обязан принимать во внимание две  стороны существенности в аудите: качественную и количественную.

  С качественной точки  зрения аудитор должен использовать своё профессиональное суждение для того, чтобы определить носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершения операций от требований нормативных актов.

  С количественной точки  зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.

  Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчётности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

  При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать  за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчётности субъекта, называемые базовыми показателями бухгалтерской отчётности. Набор базовых показателей зависит от отраслевых особенностей деятельности предприятия (часто измеритель существенности – прибыль предприятия до налогообложения; если проблемы с платежеспособностью – оборотный капитал).

  Далее аудиторская организация устанавливает  допустимую долю (в %) отклонений от базовых показателей (например: для наиболее значимых показателей 2%, для наименее – 5%).

  Система базовых показателей и порядок  нахождения уровня существенности оформляется  документально и применяется  на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утверждён решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

  Изменение порядка нахождения уровня существенности возможно в случаях:

  • при изменении законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающем порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчётности;
  • при изменении законодательства в области аудита, устанавливающем требования к методам определения уровня существенности;
  • при изменении аудиторской специализации аудиторской организации;
  • при работе с субъектами других отраслей производства или другого рода деятельности, с которыми ранее данная аудиторская организация не работала;
  • при смене руководства аудиторской фирмы.

  Можно рассчитать как единый показатель уровня существенности для конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определённой группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчётности.

  Значение  уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершению этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в общем плане аудита. При возникновении обстоятельств во время проверки аудитор имеет право скорректировать значение уровня существенности, указав это в рабочих документах и утвердив у руководителя проверки. 

  При оценке существенности учитываются следующие  факторы:

            1. абсолютная величина ошибки – не может выступать в качестве единственного критерия существенности т.к. размер ошибки может быть важным при одних условиях хозяйствования и не важным при других;
            2. относительная величина ошибки – устанавливается в процентах к базовой величине, при этом опыт аудитора проявляется в выборе той базовой величины, которая становится точкой отсчёта погрешности;
            3. содержание статьи отчётности – это важный качественный фактор. Возможность появления ошибок по счетам более ликвидных активов более вероятна, чем по другим счетам. С ликвидными активами возможны хищения или злоупотребления, тогда ошибки считаются существенными не из-за абсолютной величины, а вследствие своей незаконности;
            4. конкретные условия – при оценке существенности следует учитывать, для кого предназначена отчётность;
            5. неопределённость – например: в сроках деятельности и наличии признаков неплатёжеспособности при оценке существенности следует исходить из строгих критериев существенности;
            6. суммарная ошибка – следует оценивать общий размер известных ошибок, т.к. каждая из них может быть несущественной, а в общей сумме будут существенными.
 

  Выделяют  два подхода при  оценке существенности:

              1. индуктивный подход – сначала определяется существенность каждой статьи отчётности, а затем оценки по отдельным статьям суммируются для определения общей существенности;
              2. дедуктивный подход – сначала определяется общая величина допустимой ошибки, затем она распределяется между статьями отчётности в целях определения объёма работ по каждому счёту.
 

  При проведении аудиторской проверки аудитор  находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому-либо базовому показателю, сравнивая эту суммарную величину с соответствующим показателем уровня существенности, и делает вывод о влиянии найденных нарушений на бухгалтерскую отчётность.  

  В том случае, если одновременно:

  • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;
  • качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учёта и отчётности от требований нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными;

      то  аудитор вправе сделать  вывод о том, что  отчётность субъекта является достоверной  во всех существенных отношениях. 

  В том случае, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

  • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составят величину, которая намного больше уровня существенности;
  • качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учёта и отчётности от требований нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер;

      то  аудитор обязан сделать  вывод о том, что  отчётность субъекта в существенных  отношениях не может  быть признана достоверной.  

  В том случае, если:

  • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составят величину, которая больше, либо меньше, но в целом близка по величине к значению уровня существенности;
  • имеются расхождения порядка ведения учёта и отчётности субъекта с требованиями нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными;

      то  аудитор, используя  своё профессиональное суждение, обязан взять  на себя ответственность  и принять решение  о том, сделать  или нет в данной ситуации вывод о  существенных нарушениях в проверяемой  отчётности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

  Аудитору  следует предложить руководству  субъекта внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению нарушений. В случае, если отмеченные искажения отчётности имеют существенный характер, несогласие руководства клиента с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно-положительного. 

3.Аудиторский риск и его составляющие. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм 

  С аудитом финансовой отчетности связаны  следующие виды риска: предпринимательский;аудиторский.

  Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от факторов: 

    1. конкурентоспособности аудитора;
    2. недружественной рекламной деятельности аудитора;
    3. вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
    4. финансового состояния клиента;
    5. характера операций клиента.

  Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки или искажения после подтверждения её достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

  Приемлемый  аудиторский риск, выражающий меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки, после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение, состоит из трёх компонентов:

    • внутрихозяйственный риск (чистый);
    • риск средств контроля (контрольный);
    • риск необнаружения (процедурный).

  Существует  два метода оценки аудиторских рисков:

    1. оценочный (интуитивный) метод: аудиторы исходя из своего опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный, и используют эту оценку в планировании аудита;
    2. количественный метод: предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска, одна из них: Ар=Вр*Кр*Пр

  Ар  – аудиторский риск; Вр – внутрихозяйственный риск; Кр – контрольный риск ;Пр – процедурный риск. 

  Эта модель является основой планирования аудита, так как позволяет понять взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска.

  Аудитор обязан изучать эти риски, в ходе работы оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех вышеназванных градаций. Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках риска, либо об использовании для оценки рисков количественных показателей (процентов или долей единицы). Т.е. аудиторский риск может быть измерен либо по шкале приоритетов, либо путем исчисления вероятности от 0 до 1. Аудитор при проведении аудита должен предпринимать необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.

  Наличие аудиторского риска ставит вопрос о  страховании профессиональной ответственности  аудиторских фирм. В большинстве  стран страхование ответственности аудиторов является обязательным, у нас такое страхование затруднено, в связи с:

  • отсутствием закона, который установил бы степень обязательности страхования ответственности  и регулировал виды, порядок и условия такого страхования;
  • страховые компании ставят определённые условия: факт наступления страхового случая должен подтверждать арбитражный суд, решение которого должно быть основанием для выплаты возмещения;

  Платежи по добровольному страхованию профессиональной ответственности включаются в себестоимость услуг аудиторских фирм.

      4.Понятие внутрихозяйственного (чистого) риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины внутрихозяйственного риска 

Информация о работе Лекции по аудиту