Методика аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является через проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия – подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ
С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ………..7
Экономическая сущность, цели и задачи аудита расчетов
с бюджетом по НДС.……………………………………...................……....7
Нормативное регулирование, источники информации,
типичные ошибки в бухгалтерском учете аудита расчетов
с бюджетом по НДС………..………………………….……...………..…..14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТА
С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
НА МАТЕРИАЛАХ ООО «АБСОЛЮТ»....……………………………………23
2.1. Краткая экономическая характеристика
хозяйственно-финансовой деятельности организации…………..……...23
2.2. Подготовительные работы и планирование аудита..………………..29
2.3. Аудит расчетов с бюджетом по НДС...………………………….…...38
2.4 Аудиторское заключение………………………..……………….........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ)))))))))).docx

— 112.63 Кб (Скачать документ)

    Это обстоятельство вызывает необходимость  рассмотреть и другие признаки разграничения прямых и косвенных налогов. В качестве таковых, как уже отмечалось, использовалось и то, что в отличие от прямых налогов косвенные включаются в цену потребляемого товара (работ, услуг). Исходя из этого, отдельные авторы, такие как Черник Д.Г.,  Кашина В.А., Глухов В.В., Дольдэ И.В. и другие полагают, что прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество, а косвенные – на товар (услуги) и фиксируются в цене товара (услуг).

    Отмечается  также, что различие между прямыми  и косвенными налогами заключается в том, что косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Соответственно в возникающем при этом правоотношении участвуют и юридический налогоплательщик – субъект, реализующий товары, работы, услуги, включающие в свою стоимость косвенный налог, и фактический налогоплательщик – лицо, приобретающее данные товары, работы и услуги (потребитель). Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара.

    Более твердым основанием для подразделения  налогов, по мнению ученого С.И. Иловайского, являются признаки, по которым считают податной способности и о податной обязанности плательщиков. Действительно, для того чтобы признать лицо обязанным платить налоги, необходимо предположить у него существование средств к тому. Считать же о наличности таких средств в каждом отдельном случае весьма трудно, а часто и невозможно.

    В особенности это справедливо  для новейшего времени, когда  занятия и профессии все более  и более дифференцируются, жизнь  принимает все более разнообразные  формы и умножается класс людей, никаких очевидных доходов или источников доходов не имеющих, а между тем удовлетворяющих свои весьма разнообразные, а иногда и утонченные потребности. Приходится отказаться от одной непосредственной оценки податной способности, а судить о таковой на основании разных посредствующих моментов.

    Приходится  рядом с прямым обложением дать место  и косвенному, причем разница между прямыми и косвенными налогами заключается в том, что при назначении и взимании прямых налогов о податной способности плательщиков заключают непосредственно по находящемуся в их обладании имуществу или по получаемым ими доходам; в косвенном же обложении это делается на основании посредствующих моментов, например по производимым плательщиком расходам или по его потреблению.

    Известно, что косвенные налоги связываются  с потреблением, и это является общепризнанным фактом. Налогообложение в данном случае ориентируется на действительную платежеспособность лица, при этом размер налога прямо пропорционален качеству и стоимости потребляемой продукции [23, с. 15].

    В свою очередь, не вызывает сомнений то, что налогообложение не может являться произвольным и должно максимально учитывать налоговую способность того или иного лица. Поэтому, прямое налогообложение основывается на данных о размере доходов и имущества налогоплательщика, которые преимущественно и составляют объект соответствующих налогов. При косвенном же налогообложении эти показатели для целей взимания налога существенного значения не имеют и непосредственно во внимание не принимаются, так как предполагается, что налогоплательщик в конечном счете возместит расходы по уплате налогов посредством реализации обложенных налогом товаров (работ, услуг) потребителям. При этом взимание косвенных налогов должно учитывать имущественную состоятельность последних с тем, чтобы излишне не ограничить их потребление. Представляется, что этот момент также является определяющим в деле разграничения двух основных форм (способов) взимания налогов.

    Все вышеизложенное позволяет сформулировать соответствующее определение. Полагаем, что косвенные налоги можно определить как разновидность отличающихся по форме (способу) взимания налоговых платежей, устанавливаемых исходя из платежеспособности лиц, являющихся потребителями облагаемых ими товаров (работ, услуг), которые включаются в цену последних и непосредственно взимаются с лиц их реализующих. Указанным признакам соответствует  налог на добавленную стоимость [27, с. 6].

    Налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», в ст. 1 которого было определено, что налог представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров (работ и услуг), и вносится в бюджет по мере их реализации [4, с. 2].

    Исходя  из закона «О налоге на добавленную  стоимость» можно определить цель – которая заключается в установлении  соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;
  • проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
  • контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

    Последовательность  работ при проведении аудита НДС  можно разделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

    В процессе аудиторской проверки операций по НДС необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  • главой 21 НК РФ с изменениями и дополнениями;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914 «Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [29].

    Первичные документы организации: бухгалтерская отчетность, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 (субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»), 19 «НДС по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга покупок, книга продаж, счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

    На  ознакомительном этапе выполняются:

  • оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
  • оценка аудиторских рисков;
  • расчет уровня существенности;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

    Выполнение  процедур позволяет рассмотреть  существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

    Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

    На  основном этапе проводится углубленная  проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются:

  • оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;
  • проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;
  • расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

    По  результатам проверки разрабатываются  и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля организаций за правильностью исчисления по НДС.

    На  заключительном этапе оформляются  результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию  выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются  выводы аудитора [15, с. 245].

    Итак, основная цель аудита расчетов с бюджетом по НДС заключается в установлении  соответствия порядка исчисления НДС  требованиям налогового законодательства. Для поставленной цели необходимо решить ряд задач: оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС; проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов. Последовательность работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный 

1.2.Нормативное  регулирование, источники  информации,

       типичные ошибки в бухгалтерском учете аудита расчетов

       с бюджетом по НДС 

    Цель  аудита расчетов предприятия с бюджетом по НДС – подтверждение правильности расчета, полноты и своевременности перечисления налога в бюджет. Приступая к проверке расчетов с бюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.

    Законодательные и нормативные акты:

  • Налоговый кодекс РФ, часть 2 от 05.08.2000 г. с учетом изменений и дополнений. Устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющими в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, в частности глава 21 «Налог на добавленную стоимость» содержит основные положения, регулирующие данный налог;
  • Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения (Приказ Минфина РФ № 136н от 07.11.06 г.);
  • О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизам (письмо Минфина РФ №  96 от 12.11.96 г.);
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями и дополнениями). Регламентирует предназначение счета 19, 68 и указывает корреспонденцию с другими счетами бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.);
  • Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж  при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 914 от 02.12.2000 г.);
  • Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ №  884 от 22.11.2000 г.);
  • О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим и административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей (Постановление Правительства РФ № 1033 от 30.12.2000 г.);
  • Перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев (Постановление Правительства РФ №  468 от 28.07.2006 г.);
  • О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость, числящимся за организациями системы государственного материального резерва (с изменениями и дополнениями). Устанавливает, что признается безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость, при наличии каких документов принимается решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности (Постановление Правительства РФ № 746 от 08.12.2005 г.) [18, с. 325].  

Информация о работе Методика аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость