Методика аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является через проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия – подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ
С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ………..7
Экономическая сущность, цели и задачи аудита расчетов
с бюджетом по НДС.……………………………………...................……....7
Нормативное регулирование, источники информации,
типичные ошибки в бухгалтерском учете аудита расчетов
с бюджетом по НДС………..………………………….……...………..…..14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТА
С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
НА МАТЕРИАЛАХ ООО «АБСОЛЮТ»....……………………………………23
2.1. Краткая экономическая характеристика
хозяйственно-финансовой деятельности организации…………..……...23
2.2. Подготовительные работы и планирование аудита..………………..29
2.3. Аудит расчетов с бюджетом по НДС...………………………….…...38
2.4 Аудиторское заключение………………………..……………….........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ)))))))))).docx

— 112.63 Кб (Скачать документ)

    С 1 января 2011 года Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ внесены изменения, в частности, в главу 21 НК РФ.

    Изменениями, внесенными Законом № 309 «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», конкретизирован перечень работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ). А также для каждого вида услуг предусмотрен отдельный перечень документов, обосновывающих применение нулевой ставки (ст. 165 НК РФ). Ряд изменений также направлен на приведение норм НК РФ в соответствие с Таможенного кодекса.

    Основными источниками  информации являются:

  • учетная  политика;
  • налоговые  декларации;
  • Регистры  синтетического и аналитического  учета;
  • журналы-ордера  № 6,8,11;
  • ведомость  № 16;
  • счета-фактуры  выставленные (предъявленные), поставщиком  за ТМЦ и услуги;
  • первичные документы по движению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств;
  • книга  регистрации предъявленных к  оплате счетов-фактур;
  • книга  регистрации принятых к оплате  счетов-фактур;
  • книга  покупок;
  • книга  продаж;
  • декларации  по НДС (аудитору нужно проверить соответствие данных по строке 010 раздела 3 налоговой декларации по НДС с данными строки «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, а форма № 2 – нарастающим итогом).

    В начале проверки аудитору следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля [29].

    Стоит отметить, что аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие  процедуры:

  • анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;
  • сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
  • сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;

    Проверка  может проводиться выборочным или  сплошным методом по усмотрению аудитора. Также до начала проверки при необходимости  можно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС для того, чтобы оценить надежность системы  бухгалтерского учета и системы  внутреннего контроля. После оценки уровня системы контроля определяется необходимый объем аудиторских процедур.

    Проверяя  объект налогообложения, аудитор должен выявить ошибки, связанные с ошибочным  неначислением НДС либо, наоборот, начислением. Выявленные  в ходе проверки нарушения регистрируются  рабочей документации аудитора. Типичные ошибки:

  • неправильное исчисление налогооблагаемой базы;
  • неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой;
  • ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение  налога, а также штрафов и пеней по нему на счета учета затрат или на убытки и др.);
  • неправильное применение налоговых ставок (в случае обнаружения налоговым органом при проверке счетов-фактур поставщиков с неправильным применением ставок НДС сумма НДС по ним может быть не принята к вычету. Более того, может быть применен штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога);
  • нарушение сроков платежей по налогу [22, с. 137]

    Для того чтобы выявить вышеуказанные  ошибки при проверке объекта налогообложения  аудитору необходимо просмотреть данные аналитического бухгалтерского учета  по движению товарно-материальных ценностей, а также ознакомиться с содержанием отдельных договоров, в том числе учредительных договоров, безвозмездной передачи, договоров дарения, актов выполненных строительно-монтажных работ, и т.п.

    Аудитору  также следует обратить внимание на посреднические операции. Осуществляя посреднические операции на основе договоров комиссии, поручения, или агентских договоров, организации-посредники нередко допускают ошибку, так как включают все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей в налоговую базу по НДС.

    Аудитору  нужно учитывать, что налоговая  база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ) [7, с. 159].

    Аудитору  необходимо проверить цены, на основе которых определяется налоговая  база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для  собственных нужд.

    Особое  внимание аудитор должен уделить  правомерности применения налоговых  вычетов по НДС. Процесс работы по аудиту налоговых вычетов можно  разделить на два этапа. На первом этапе проводится предварительная  оценка системы исчисления НДС, существующей в организации. На втором этапе проводится проверка правильности учета НДС  по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.

    При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.

    При анализе НДС по приобретению оборотных  средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом  и первичных документов.

    Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.

    При анализе уплаченного НДС, который  возмещается из бюджета, аудиторы должны провести:

  • выверку по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»;
  • выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;
  • составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС. Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.

    При проверке правильности учета полученного  НДС, включаемого в стоимость  реализуемых товаров, работ и  услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:

  • выверить остатки по Главной книге;
  • составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;
  • выверить данные по расчетам налога, представленные в налоговую инспекцию;
  • проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции;
  • пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;
  • проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
  • определить периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС;
  • провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов [25, с. 21].

    Важным  моментом является проверка своевременности  сдачи деклараций и уплаты налога. Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежемесячно, должны представлять налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.п.5 и 6 ст.174 НК РФ). Не позднее указанных сроков они должны и перечислить налог в бюджет соответственно за истекший месяц или истекший квартал [7, с. 197].

    При аудите данного налога необходимо собрать  всю информационную базу, планировать  порядок проведения аудита, разбить  на этапы данный план аудита в зависимости  от сложности и объема работы, а  также организационно- правовой формы субъекта. При аудиторской проверке НДС необходимо учесть особенности деятельности экономического субъекта, а также специфику отрасли хозяйствующего субъекта. Например, порядок налогообложения НДС строительных предприятий существенно отличается от торговых организаций и здесь свои подходы к порядку возмещения НДС.

    Аудиторская проверка НДС должна подтвердить  правильность и достоверность исчисления и уплаты, а также возмещения НДС. В случае установления, каких-либо нарушений в порядке исчисления и уплаты налога, аудитор дает соответствующие рекомендации по устранению данных ошибок и формирует выводы, которые должны быть обоснованы в соответствии с требованиями нормативных актов.

    При возможности экономический субъект  может самостоятельно в ходе аудиторской  проверки устранить выявленные нарушения. По итогам проверки аудитор формирует свое независимое мнение о достоверности учета НДС.

    Кроме того, аудитор детально анализирует  декларации по НДС, соблюдение сроков представления деклараций в налоговый орган, соответствие данных учета по НДС с показателями отраженных в декларации по НДС, проверяет тождественность показателей синтетического и аналитического учета НДС, правильность оформления бухгалтерских проводок к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», документальную обоснованность возмещения НДС, оформляемого проводкой:

      Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

      Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

  • восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по предоплате.

    Существенное  нарушение по НДС аудитор должен отразить в письменной информации руководителю экономического субъекта, а также он должен отразить подробные требования нормативных актов, детальные рекомендации по устранению выявленных нарушений. В случае если нарушения превышают уровень существенности, данное нарушение подлежит отражению в аудиторском заключении.

          Таким образом, источниками  информации для проверки являются: налоговая  декларация; регистры  синтетического и аналитического  учета; счета-фактуры  выставленные (предъявленные); первичные документы по движению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств; книга  покупок; книга  продаж. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС: ошибки при исчислении налоговой базы; неправильное применение налоговых льгот; нарушение порядка определения налоговых вычетов; отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТА

    С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА МАТЕРИАЛАХ ООО «АБСОЛЮТ» 
     
     

    2.1. Краткая экономическая  характеристика 

    хозяйственно-финансовой деятельности организации 

    ООО «Абсолют» появилось на рынке  более 11 лет назад, именно тогда и  была открыта первая торговая точка  компании. Компания ООО «Абсолют»  сегодня насчитывает 14 разноформатных магазинов, в том числе ряд  крупнейших в республике дискаунтеров. Общая торговая площадь всей сети составляет свыше 30 000 кв. метров.

    В начале 2000-х годов, компания ООО «Абсолют» занимала весьма небольшой процент розничного рынка в Улан-Удэ. Однако именно тогда руководство компании вовремя заметило переориентацию потребительского спроса. Доходы населения росли, но вместе с тем начала формироваться и новая культура потребления. Люди все чаще стали приобретать сразу много товаров в одном месте, что вынесло на первый план желание получить максимальную экономию при больших покупках. Все это стало еще более очевидным в стремлении людей к рачительному ведению домашнего хозяйства и нарастающей автомобилизации населения. Когда люди стали все чаще приобретать товары в рамках покупок выходного дня – помногу и впрок.

Информация о работе Методика аудита расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость