Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:32, курсовая работа
елью финансовой отчётности является представление достоверной и полной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта. Применение основополагающих принципов учёта информации существенно влияет на финансовые результаты деятельности и финансовое положение организации. Поэтому практическое применение положений стандартов имеет определяющее значение в процессе формирования показателей отчётности.
Международные стандарты определяют общепризнанные, общеизвестные правила отражения финансовых операций и хозяйственных фактов в бухгалтерском учёте и отчётности. Речь идёт о публичной отчётности, широко используемой различными внешними пользователями, для получения полезной и необходимой информации о компании, составляющей и публикующей данную отчётность.
Оглавление
Целью финансовой отчётности является представление достоверной и полной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта. Применение основополагающих принципов учёта информации существенно влияет на финансовые результаты деятельности и финансовое положение организации. Поэтому практическое применение положений стандартов имеет определяющее значение в процессе формирования показателей отчётности.
Международные
стандарты определяют общепризнанные,
общеизвестные правила
Международные
стандарты представляют собой свод
правил бухгалтерского учёта, информация
которого предназначается для
Таким образом, МСФО внесли большой вклад в совершенствование и гармонизацию финансовой отчётности в мировом масштабе. Рекомендательный характер стандартов соответствует рыночной экономике: все предприятия, желающие установить международные экономические контакты, завладеть вниманием пользователей «без границ», прекрасно осознают необходимость составления финансовой отчётности в соответствии с МСФО.
Поскольку МСФО стали международным языком бухгалтеров и экономистов, то их знание становиться условием сначала информационного, а потом и экономического общения (взаимодействия) на мировом уровне. МСФО внесли большой вклад в совершенствование и гармонизацию финансовой отчётности в мировом масштабе.
Целью написания курсовой работы явилось изучение основ организации бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Предметом исследования в курсовой работе послужили Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО).
Написание курсовой работы основано на информации федеральных законов, постановлений, положений и инструкций. Основной нормативной базой послужили Международные стандарты финансовой отчётности, изданные на русском языке. Кроме того, в ходе написания данной работы использовались различные источники и литература, в том числе учебные пособия по МСФО таких авторов, как Агеева О.А., Мощенко Н.П., Палий В.Ф., Соловьёва О. В. и других, а также материалы и статьи периодических изданий.
Основные цели, концепции и принципы международных стандартов финансовой отчётности являются общепринятыми в национальных системах учёта и отчётности большинства развитых стран. Рассмотрим основные цели финансовой отчётности. Согласно Принципам Международных стандартов финансовой отчётности цель финансовой отчётности состоит в представлении информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовое положение компании характеризуется экономическими ресурсами, финансовой структурой, ликвидностью, платежеспособностью и способностью адаптироваться к изменениям окружающей среды, прибыльностью, изменчивостью результатов деятельности, способностью генерировать денежные ресурсы (согласно «Принципам МСФО»).
В основе процесса подготовки финансовой отчётности лежат два базовых предположения:
Принцип начисления (соответствия доходов и расходов отчётному периоду) (matching rule). Этот принцип обеспечивает соответствие расходов доходам, получаемым в результате этих расходов. В счета должны включаться все понесённые расходы, оплаченные или неоплаченные. Для реализации на практике этого правила используется учёт по методу начисления, который заключается в отражении финансовых последствий всех операций и событий в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства. Так как хозяйственная деятельность представляет собой непрерывный процесс, а финансовая отчётность на определённый момент времени, то в момент составления отчётности существуют расходы, уже понесённые, но не оплаченные (представляющие собой обязательства), и доходы, уже заработанные, но не полученные в денежной форме (представляющие активы). Данный принцип требует отражение таких расходов и доходов (соответственно обязательств и активов) в том отчётном периоде, когда они возникли, а не в том периоде, когда оплачиваются или получаются деньги. Именно такая информация необходима пользователям при принятии экономических решений. Например, если по долгосрочному кредиту процент выплачивается в день его закрытия, доходы от процентов должны отражаться на протяжении всех учётных периодов, в течение которых заёмщик пользуется кредитом.
Финансовая отчётность, составленная по методу начисления, даёт информацию не только о прошлых операциях, связанных с движением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущих периодах. Таким образом, обеспечивается сравнимость результатов деятельности за равные периоды и тем самым повышается полезность информации для принятия разного рода экономических решений.
Непосредственно в международных стандартах учёт по методу начисления и непрерывность деятельности рассматриваются как основополагающие допущения при составлении финансовой отчётности.
Принцип продолжающейся деятельности (going concern/continuity assumption). Согласно этому принципу финансовая отчётность составляется на основе предположения о том, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем, то есть у него нет ни намерения, ни необходимости ликвидироваться или существенно сокращать свои операции. В отличие от МСФО в российских нормативных актах в качестве основополагающего определено допущение последовательности применения учётной политики (принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому). Вопросы, связанные с учётной политикой, подробно рассматриваются в МСФО 8 «Учётная политика, изменения в расчётах и ошибки».
Кроме того, в российских нормативных актах одним из основных допущений является допущение имущественной обособленности организации. В МСФО указанное допущение не упомянуто. Это связано, в первую очередь, с тем, что международные стандарты уходят от юридического основания отражения в бухгалтерском учёте активов предприятия. Допущение имущественной обособленности, закреплённое в качестве основного принципа в российском бухгалтерском законодательстве, прямо связано с гражданско-правовым понятием «обособленное имущество».
Кроме базовых предположений МСФО опираются на основополагающие принципы отражения информации в учёте. К ним можно отнести:
Принцип двойной записи. Принцип предполагает использование двойной записи при ведении учёта и составлении отчётности. Проводки в учёте могут быть простые и сложные, однако общая сумма по дебету должна быть равна общей сумме по кредиту.
Принцип целостности (РФ – имущественная обособленность) (separate (Business) entity). Каждое предприятие рассматривается в учёте как самостоятельная единица, отдельная от всех контрагентов, а также от его собственников. Этот принцип особенно актуален для малых предприятий, где в расходы на ведение дела могут попадать расходы, понесенные самим владельцем на личные нужды. Самыми распространёнными формами организации бизнеса является единоличное хозяйство, товарищество и корпорация или акционерное общество. Единоличное хозяйствование и товарищество – при этой форме собственность предприятий юридически не отделена от собственности их владельцев. Несмотря на это бухгалтер при составлении финансовой отчётности рассматривает каждую из 3-х форм организации бизнеса как обособленную хозяйственную единицу. Идентификация экономических субъектов по правовым признакам в западной экономике определяет три основные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности:
В
Российской Федерации деятельность
экономических субъектов
Принцип периодичности.
Хозяйственную деятельность предприятия можно разделить на определённые периоды времени. Отчётными периодами, как правило, являются месяц, квартал или год. Отчётный период продолжительностью в 1 год называется финансовым годом.
Согласно принципу действующего предприятия, допускается, что продолжительность работы фирмы не ограничивается во времени. Однако руководству и другим заинтересованным лицам периодически нужно знать, как идут дела предприятия. Эта необоснованность приводит к принципу учётного периода: бухгалтерский учёт измеряет деятельность за конкретный промежуток времени, называемый учётным периодом. В России учётный и финансовый год соответствует календарному, то есть с 1 января по 31 декабря. На Западе многие фирмы используют естественный (сезонный) хозяйственный год вместо календарного. Российские предприятия для текущего анализа хозяйственной деятельности, а также для обеспечения контроля со стороны налоговых служб составляют ежеквартальные (или ежемесячные) финансовые отчёты.
Принцип денежной оценки(money measurement). Используя эту концепцию, все хозяйственные операции в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности отражаются в денежном выражении. Таким образом, денежная оценка является обобщающим измерителем разнородных видов хозяйственных средств.
Принцип осмотрительности (prudence). Согласно международным стандартам осмотрительность – это введение определённой степени осторожности в процесс формирования суждений о фактах и событиях предприятия в условиях неопределённости так, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы – занижены. В случае, когда трудно определить финансовые показатели, поступают так: по активам и доходам выбирают наименьшую оценку из возможных вариантов, по обязательствам и расходам – выбирают наибольшую оценку. Этот принцип не позволяет создавать скрытые резервы или чрезмерные запасы, сознательно занижать доходы или активы, или преднамеренно завышать обязательства или расходы.