Организация бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

елью финансовой отчётности является представление достоверной и полной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта. Применение основополагающих принципов учёта информации существенно влияет на финансовые результаты деятельности и финансовое положение организации. Поэтому практическое применение положений стандартов имеет определяющее значение в процессе формирования показателей отчётности.
Международные стандарты определяют общепризнанные, общеизвестные правила отражения финансовых операций и хозяйственных фактов в бухгалтерском учёте и отчётности. Речь идёт о публичной отчётности, широко используемой различными внешними пользователями, для получения полезной и необходимой информации о компании, составляющей и публикующей данную отчётность.

Работа состоит из  1 файл

МСФО.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

     Выбор формы баланса обусловлен видом  основного балансового уравнения.

     В России (как и во многих странах) используется балансовое уравнение: 

     A = L + C,           (1)

     где A – активы баланса; L – обязательства ( в пассиве); C – капитал (в пассиве)

     Левая часть уравнения показывает активы, правая – источники их формирования (либо только собственные средства, либо и заёмные средства, и собственный капитал).

     Таким образом, это уравнение формирует  горизонтальную, привычную для нас, форму баланса.

     Вертикальная  форма баланса определяется уравнением: 

     A – L = C           (2)

     Обычно  эта форма баланса интересует инвестора (учредителей), так как именно они заинтересованы в приросте капитала ( то есть в дивидендах)

     В адресной части баланса обязательно  должны быть указаны название этой формы финансовой отчётности: баланс, название и юридический статус компании и дата составления баланса. Иногда здесь указываются единицы измерения (тысячи, миллионы и т. п.), и наименование валюты (доллары, евро и т. п.), в которой составлен баланс.

     Кроме статей активов, обязательств и собственного капитала в балансе могут отражаться оценочные статьи или счета. Эти статьи корректируют стоимость (величину) активов и обязательств и сами по себе не являются ни активами, ни обязательствами. Оценочные статьи или счета могут корректировать стоимость активов и обязательств в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Примером оценочного счёта, уменьшающего стоимость активов, является резерв по сомнительным долгам, а примером увеличивающего стоимость обязательств – премия по выпущенным облигациям.

     2.2 Отчёт о прибылях и убытках

     В отчёте о прибылях и убытках представлена информация о результатах деятельности предприятия за отчётный период –  его доходах и расходах.

     Общим результатом деятельности предприятия  является прибыль (income, profit). Прибыль в конце отчётного периода присоединяется к накопленной нераспределённой прибыли прошлых периодов, и таким образом формируется показатель накопленной нераспределённой прибыли, отражаемой в балансе. Существуют и другие причины изменения показателя накопленной нераспределённой прибыли: выплата дивидендов, отчисления в резервы и т. п. Формирование показателя накопленной нераспределённой прибыли расшифровывается либо в отчёте об изменении собственного капитала, либо в отчёте о нераспределённой прибыли.

     По  директиве ЕЭС 4 по международным  стандартам фирме предписывается выбор:

  1. Горизонтальный формат.
  2. Вертикальный формат.

     Однако, МСФО 1 рассматривает ряд вопросов, связанных с представлением отчёта о прибылях и убытках. Международные  стандарты определяют:

  1. Минимальные требования к информации, которая должна быть раскрыта непосредственно в отчёте о прибылях и убытках.
  2. Требования к информации, которая должна быть раскрыта либо в самом отчёте, либо в примечаниях к нему.
  3. Возможные подходы к составлению отчёта о прибылях и убытках:
  • подход, основанный на классификации расходов по сущности;
  • подход, основанный на классификации расходов по функциям.

     В приложении к МСФО 1 приведены примеры  форматов отчёта о прибылях и убытках, составленных с использованием различных  подходов.

     МСФО  требуют отразить в отчёте о прибылях и убытках линейные статьи.

     Ранее это были следующие обязательные статьи:

  1. Выручка от реализации (revenue).
  2. Результаты операционной деятельности (the results of operating activities).
  3. Финансовые расходы (financial costs).
  4. Доля прибылей / убытков в зависимых компаниях или совместных предприятиях, учитываемых по методу участия (share of profits and losses of associates and joint ventures accounted for using equity method).
  5. Расходы на налог (tax expense).
  6. Прибыль / убыток от обычной деятельности (profit or loss from ordinary activities).
  7. Экстраординарные статьи (extraordinary items).
  8. Доля меньшинства (minority interest).
  9. Чистая прибыль / убыток периода (net profit or loss for the period).

     Статья  «Доля меньшинства» представляется только в консолидированном отчёте о прибылях и убытках и означает долю миноритарных акционеров в чистой прибыли группы компаний, объединяемых консолидированной отчётностью.

     Согласно  последним изменениям в МСФО 1 не используется понятие «чистая прибыль» и понятие «чистая прибыль (убыток) от обычной деятельности», отменено понятие «чрезвычайные обстоятельства».

     Теперь  минимальные требования к раскрытию  информации в отчёте о прибылях и  убытках включают необходимость  отражения следующих статей:

  1. Выручка;
  2. Затраты на финансирование;
  3. Доля в прибыли (убытках) по методу долевого участия;
  4. Прибыль (убыток) до налогообложения в связи с прекращением деятельности;
  5. Расходы по налогам;
  6. Прибыль (убыток).

     В отчёте должны представляться дополнительные статьи, если это требуется другими  международными стандартами или необходимо для объективного представления результатов деятельности предприятия.

     Выделение подклассов статей должно производиться  исходя из следующих критериев:

  1. стабильности.
  2. потенциала прибыли или убытка.
  3. предсказуемости.

     Необходимо  обратить внимание на требование отдельного представления финансовых расходов – расходов на проценты по различного вида обязательствам. Информация о расходах и проценты имеет важное значение для пользователей и применяется ими в целях расчёта ряда коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия, в ходе проведения финансового анализа и для принятия некоторых решений в финансовом менеджменте.

     Стандарт  требует представлять либо в самом  отчёте, либо в примечаниях к нему данные анализа расходов, основанного  на классификации по сущности или по функциональной роли (функциям).

     Соответственно  возникает два формата представления  отчётности. Первый формат основан  на раскрытии затрат на производство по элементам затрат (по сущности расходов), второй – на себестоимости продукции (по функциям). Оба формата позволяют получить совершенно одинаковый результат, но по-разному раскрывают данные о формировании финансовых результатов. Различия между этими вариантами можно представить графически (Приложение Г).

     Классификация, основанная на сущности расходов. При составлении отчёта о прибылях и убытках расходы объединяются исходя из сущности (например, расходы на материалы, расходы на заработную плату, амортизационные расходы и т.д.) и не разделяются по функциональному признаку.

     Пример формата отчёта о прибылях и убытках на основе классификации расходов по сущности:

  1. Выручка.
  2. Прочий операционный доход.
  3. Изменения в запасах готовой продукции и незавершённого производства.
  4. Работа, выполненная компанией и капитализированная.
  5. Использованное сырьё и расходные материалы.
  6. Заработная плата.
  7. Расходы на амортизацию.
  8. Прочие операционные расходы.
  9. Суммарные операционные расходы.
  10. Прибыль от операционной деятельности.

     Классификация, основанная на их функциональной роли. Эту классификацию также называют методом себестоимости продаж (cost of sales method). При составлении отчёта о прибылях и убытках расходы объединяются в зависимости от их функциональной роли: как себестоимость реализованной продукции, административные расходы, расходы на продажу и т.д. Такое представление информации в отчёте более информативно для пользователей, однако, требует профессиональной оценки для распределения расходов в зависимости от их функциональной роли. Это увеличивает риск субъективизма.

     Если  предприятие выбирает такой способ для представления отчёта о прибылях и убытках, то в примечаниях дополнительно должна раскрываться информация о сущности расходов, в частности, о величине амортизационных расходов и расходов на заработную плату.

     Пример  формата отчёта о прибылях и убытках на основе классификации расходов по функциям:

  1. Выручка.
  2. Себестоимость продаж.
  3. Валовая прибыль.
  4. Прочий операционный доход.
  5. Затраты на распространение.
  6. Административные расходы.
  7. Прочие операционные расходы
  8. Прибыль от операционной деятельности.

     Во  втором случае предприятиям предлагается раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе расходы на амортизацию и оплату труда. Оба способа позволяют получить совершенно одинаковый результат. Однако, МСФО считают, что первый способ наиболее привлекателен для небольших компаний, в то время как второй - может дать более уместную информацию, однако он несёт в себе спорные моменты (повышается субъективность информационного образа). Для российских предприятий установлен второй способ.

     В любом случае продолжение отчёта о прибылях и убытках может иметь вид:

     Отчёт о прибылях и убытках (продолжение)

     1. Прибыль от операционной деятельности.

     2. Затраты на финансирование.

     3. Доля в прибыли (убытках) по  методу долевого участия.

     4. Прибыль до налогообложения в  связи с прекращением деятельности.

     5. Расходы по налогам.

     6. Прибыль (убыток):

           6.1 Доля меньшинства

           6.2 Доля материнской  компании.

     МСФО  также требуют, чтобы предприятие  раскрывало в отчёте о прибылях и  убытках (или в примечаниях) сумму  дивидендов на акцию, объявленных или  предложенных за период.

     Рассмотренные варианты форм отчётов по прибылям и убыткам нашли своё распространение  как предписываемые формы по следующим  странам:

  1. Формат отчёта по сущности расходов – Германия.
  2. Формат отчёта по функциям расходов – Франция, Россия, Бельгия, Испания.
  3. И тот и другой форматы – Великобритания, Ирландия, Дания.

     При формировании отчёта о прибылях и  убытках необходимо обратить внимание на существенное различие в обозначении  «Выручка от реализации»: в системе  международных стандартов – два  потока денежных средств: один – наличные деньги, другой – за проданные товары в кредит.

     2.3 Другие формы финансовой отчётности

     Отчёт об изменении  собственного капитала.

     В течение отчётного периода в собственном капитале компании происходят изменения, выражающиеся в увеличении или уменьшении чистых активов. Общее изменение в собственных средствах предприятия может происходить в результате

  1. Операций с акционерами (внесение капитала, выплаты дивидендов).
  2. Получение прибылей (убытков).

     Первую  группу можно описать как операции капитального характера с владельцами компании и операции, связанные с распределением части прибыли в пользу владельцев.

Информация о работе Организация бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности