Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа
Целью работы является изучение методики и практики организации бухгалтерского учета незавершенного производства и разработка рекомендаций по повышению эффективности внутрихозяйственного контроля незавершенного производства на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи, а именно:
Введение 3
1 Экономическая сущность и методология учета незавершенного производства 5
1.1 Определение незавершенного производства и его роль в деятельности предприятия 5
1.2 Оценка и признание незавершенного производства в бухгалтерском учете 8
1.3 Особенности определения и учета незавершенного производства при различных методах калькулирования себестоимости продукции 12
2. Учет и внутрихозяйственный контроль незавершенного производства на ООО «Меркурий» 21
2.1 Цель, задачи, принципы бухгалтерского учета незавершенного производства 21
2.2 Документальное оформление операций по учету незавершенного производства 25
2.3 Аналитический и синтетический учет незавершенного производства на ООО «Меркурий» 36
Заключение 45
Список использованных источников 49
Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как разница общей суммы затрат на производство, состоящей из затрат, понесенных в данном отчетном периоде, и затрат в остатках незавершенного производства на начало периода, и стоимости незавершенного производства на конец отчетного периода.
Калькулирование затрат методом усреднения предполагает, что запасы единиц продукции на начало периода были начаты и закончены в пределах текущего отчетного периода. Хотя этот метод менее точный, чем метод ПРО, он гораздо проще для понимания и работы.
Процесс расчета
фактической себестоимости
Этап 1. Составляется производственный отчет.
Этап 2. Определяется количество условно завершенных единиц продукции отчетного периода.
Условный объем продукции при этом рассчитывается по частям следующим образом:
1) Изделия,
изготовление которых
2) Условные
изделия в запасах
- по затратам
материалов — Количество
- по издержкам обработки = Количество единиц х Процент завершенности
Сумма этих двух величин дает количество условно завершенных изделий за отчетный период.
Этап 3. Рассчитывается себестоимость условной единицы продукции.
Сначала суммируют
все затраты, отнесенные в отчетном
периоде на счет 23 «Производство» по
каждому подразделению или
Затем делят общую сумму затрат на количество условных единиц. Общая сумма затрат по материалам делится на число условных единиц продукции по материалам. Общая сумма издержек обработки делится на число условных единиц по издержкам обработки. Поскольку применяется метод усреднения, единицы и затраты на начало периода включаются в расчет затрат на условную единицу за данный отчетный период.
Этап 4. Определяется
фактическая себестоимость
Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как произведение количества такой продукции и себестоимости условной единицы продукции, а стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода — как произведение условных единиц продукции в незавершенном производстве на конец периода и себестоимости условной единицы продукции.
Таким образом,
расчет остатков незавершенного производства
существенным образом зависит от
того, какой на предприятии выбран
метод калькулирования
Одним из несомненных
факторов поддержания
Многие отечественные
предприятие используют общепринятые
методики НЗП, не отражающие их специфики
деятельности; инвентаризация остатков
НЗП проводится 1 раз в год перед
составлением финансовой отчетности и
является скорее формальным средством
контроля, не обеспечивая оперативность
и достоверность его
В условиях рынка бухгалтерский учет приобретает все большее значение, так как создает информационную базу для принятия эффективных управленческих решений. Это связано, прежде всего, с функциями бухгалтерского учета. В теории и практике учета функций бухгалтерского учета выделяют три: информационную (бухгалтерский учет формирует информацию о результатах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе об остатках незавершенного производства как части оборотных активов предприятия), контрольную (бухгалтерский учет предназначен для осуществления контроля за результатами деятельности предприятия, в том числе за правильностью, полнотой и законностью операций по учету незавершенного производства) и аналитическую (на основе данных бухгалтерского учета заинтересованные лица принимают управленческие решения, в том числе в сфере оптимизации расчетов себестоимости продукции и незавершенного производства).
Целью бухгалтерского учета незавершенного производства является своевременное, достоверное и полной отражение в финансовой отчетности и регистрах бухгалтерского учета информации о расходах на производство продукции и затратах, приходящихся на продукцию, не завершенную производством.
Согласно с этой целью можно выделить следующие задачи бухгалтерского учета незавершенного производства:
- обеспечение
соответствия расчета, оценки
и признания незавершенного
- создание
условий для обеспечения
- обеспечения
полного отражения, а также
правильное составление
- отражение
данных о незавершенном
- внутрихозяйственный
контроль остатков
Исследование особенностей бухгалтерского учета незавершенного производства следует осуществлять в следующих направлениях: рассмотрение методологии бухгалтерского учета операций, изучение первичной документации, используемой при организации бухгалтерского учета НЗП, определение особенностей отражения информации о величине незавершенного производства в финансовой отчетности предприятия, изучение системы ВХК за достоверностью и законностью осуществления операций в незавершенным производством.
Чтобы правильно организовать бухгалтерский
учет незавершенного производства предприятии,
необходимо помнить о принципах
отражения информации об объектах учета.
Принципы бухгалтерского учета характеризуют
качество учетной информации и при
учете того или иного объекта
хозяйственной деятельности предприятия
имеют различные особенности. Принципы
учета, имеющие отношение к
- принцип
начисления и соответствия
- исходя
из принципа осмотрительности, сущность
которого состоит в
- последовательность
– постоянное (из года в год)
использование предприятием
- полное
освещение: финансовая
Реализация указанных принципов учета, критериев оценки и признания на предприятии возможна только в случае выполнения определенных требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета. Основным требованием является рациональность и экономичность построения учета на предприятии.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что целью бухгалтерского учета незавершенного производства является обеспечение достоверности и соблюдения требований законодательства по отражению в финансовой отчетности и регистрах финансового учета продукции (работ, услуг), не законченных производством. Для достижения поставленной цели учета требуется решение комплекса взаимосвязанных задач, связанных с обеспечением соответствия методологии учета требованиям законодательства, полное отражение хозяйственных операций с НЗП в финансовой отчетности предприятия, аналитический и синтетический учет «незавершенки», полное отражение учетной информации в финансовой отчетности и контроль за перечисленными процессами. Достижение цели бухгалтерского учета возможно при соблюдении основных принципов учета – принципа начисления доходов и расходов, превалирования сущности над формой, единого денежного измерителя, периодичности и др. Основной задачей предприятия является создание экономичной и рационной системы учета и внутрихозяйственного контроля.
Первичная документация в бухгалтерском учете является письменным свидетельством осуществления хозяйственной операции и придает юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы – письменные свидетельства, фиксирующие и подтвреждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения уполномоченного лица на их проведение. Первичные документы должны содержать:
- название документы (формы);
- дата и место составления;
- наименование предприятия;
- содержание
и объем хозяйственной
- единица
изменения хозяйственной
- подпись лица, ответственного за совершение хозяйственной операции.
Производственный учет на ООО «Меркурий» оформляется большим числом первичных документов, и находит свое отражение в ведомостях и регистрах учета. Исходными первичными документами, регламентирующими учет незавершенного производства является группа нормативных документов. К их числу относятся спецификации норм расхода материалов на единицу выпускаемой продукции, а также спецификации операционно-трудовых нормативов. Данные документы составляются отделом главного технолога ООО «Меркурий» на основании установленных норм и нормативов расхода материалов и использования трудовых ресурсов. На предприятии спецификации составляют на каждое изделие (полуфабрикат) в отдельности. Спецификации норм расхода материалов служат основанием для выписки лимитно-заборных карт в соответствии с утвержденным планом производства и составления отчетов об использовании материалов в производстве структурными подразделениями исследуемого предприятия.
Так как незавершенное производство представляет собой затраты на производство незавершенной технологическим процессом продукции, то для первичного оформления НЗП используется практически весь комплекс документов, применяемые для учета производственных расходов предприятия.
Отпуск материалов в производство оформляется на основании следующих документов:
- лимитно-заборная карта (типовая форма №М-8, №М-9);
- накладная требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма №М-11);
- акт требование на замену (дополнительный отпуск) материалов (типовая форма №М-10).
Отпуск запасов со складов в производство осуществляется на ООО «Меркурий» работниками цехов, хозяйств и отделов, которым доверено получение материальных ценностей. Отпуск материалов со складов предприятия осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделений предприятия. Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения предприятия по согласованию с главным бухгалтером.