Организация учета и оценка незавершенного производства. Их роль в управлении себестоимостью продукции (на примере ООО “Меркурий”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение методики и практики организации бухгалтерского учета незавершенного производства и разработка рекомендаций по повышению эффективности внутрихозяйственного контроля незавершенного производства на примере конкретного предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи, а именно:

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и методология учета незавершенного производства 5
1.1 Определение незавершенного производства и его роль в деятельности предприятия 5
1.2 Оценка и признание незавершенного производства в бухгалтерском учете 8
1.3 Особенности определения и учета незавершенного производства при различных методах калькулирования себестоимости продукции 12
2. Учет и внутрихозяйственный контроль незавершенного производства на ООО «Меркурий» 21
2.1 Цель, задачи, принципы бухгалтерского учета незавершенного производства 21
2.2 Документальное оформление операций по учету незавершенного производства 25
2.3 Аналитический и синтетический учет незавершенного производства на ООО «Меркурий» 36
Заключение 45
Список использованных источников 49

Работа состоит из  1 файл

БУУ незаверш пр-во.docx

— 96.52 Кб (Скачать документ)

Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как  разница общей суммы затрат на производство, состоящей из затрат, понесенных в данном отчетном периоде, и затрат в остатках незавершенного производства на начало периода, и стоимости  незавершенного производства на конец  отчетного периода.

Калькулирование затрат методом усреднения предполагает, что запасы единиц продукции на начало периода были начаты и закончены  в пределах текущего отчетного периода. Хотя этот метод менее точный, чем  метод ПРО, он гораздо проще для  понимания и работы.

Процесс расчета  фактической себестоимости методом  усреднения состоит из таких этапов:

Этап 1. Составляется производственный отчет.

Этап 2. Определяется количество условно завершенных  единиц продукции отчетного периода.

Условный  объем продукции при этом рассчитывается по частям следующим образом:

1) Изделия,  изготовление которых завершено  = Количество единиц х 100%

2) Условные  изделия в запасах незавершенного  производства на конец периода:

- по затратам  материалов — Количество единиц  х Процент завершенности 

- по издержкам  обработки = Количество единиц  х Процент завершенности

Сумма этих двух величин дает количество условно  завершенных изделий за отчетный период.

Этап 3. Рассчитывается себестоимость условной единицы  продукции.

Сначала суммируют  все затраты, отнесенные в отчетном периоде на счет 23 «Производство» по каждому подразделению или производственному  процессу. Они состоят из затрат материалов и издержек обработки, понесенных в данном отчетном периоде, а также  затрат, включенных в сальдо на начало периода по счету 23 «Производство».

Затем делят  общую сумму затрат на количество условных единиц. Общая сумма затрат по материалам делится на число условных единиц продукции по материалам. Общая  сумма издержек обработки делится  на число условных единиц по издержкам  обработки. Поскольку применяется  метод усреднения, единицы и затраты на начало периода включаются в расчет затрат на условную единицу за данный отчетный период.

Этап 4. Определяется фактическая себестоимость готовой  продукции и незавершенного производства.

Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как  произведение количества такой продукции и себестоимости условной единицы продукции, а стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода — как произведение условных единиц продукции в незавершенном производстве на конец периода и себестоимости условной единицы продукции.

Таким образом, расчет остатков незавершенного производства существенным образом зависит от того, какой на предприятии выбран метод калькулирования себестоимости  и определения расходов на производство. Под методом учета затрат понимается совокупность приемов организации  документирования и отражения производственных затрат. На практике выделяют простой (однопередельный) метод при котором  отсутствует НЗП, нормативный, попередельный  позаказный и попроцессный. На исследуемом  предприятии используется попроцессный метод учета затрат и калькулирования, который предусматривает определение  условного объема производства. Калькулирование  затрат при данном методе может осуществляться как методом ФИФО, так и методом  усреднения.

2. Учет и внутрихозяйственный  контроль незавершенного производства  на ООО «Меркурий»

2.1 Цель, задачи, принципы бухгалтерского  учета незавершенного производства

Одним из несомненных  факторов поддержания конкурентоспособности  продукции является организация  эффективного процесса управления расходами  предприятия, составной частью которого выступает их планирование и контроль, учет затрат на производство и калькулирование  себестоимости продукции. Вопрос выбора правильной методики оценки незавершенного производства и обеспечения качественного  учета его остатков, а также  функционирование надежной системы  внутрихозяйственного контроля (далее  – ВХК) для многих предприятий  на сегодняшний день стоит очень  остро.

Многие отечественные  предприятие используют общепринятые методики НЗП, не отражающие их специфики  деятельности; инвентаризация остатков НЗП проводится 1 раз в год перед  составлением финансовой отчетности и  является скорее формальным средством  контроля, не обеспечивая оперативность  и достоверность его результатов. Все эти проблемы обуславливают  необходимость повышенного внимания к построению адекватной и отвечающей требованиям законодательства системы  бухгалтерского учета на предприятии.

В условиях рынка бухгалтерский учет приобретает  все большее значение, так как  создает информационную базу для  принятия эффективных управленческих решений. Это связано, прежде всего, с функциями бухгалтерского учета. В теории и практике учета функций  бухгалтерского учета выделяют три: информационную (бухгалтерский учет формирует информацию о результатах  хозяйственной деятельности предприятия, в том числе об остатках незавершенного производства как части оборотных  активов предприятия), контрольную (бухгалтерский учет предназначен для  осуществления контроля за результатами деятельности предприятия, в том числе за правильностью, полнотой и законностью операций по учету незавершенного производства) и аналитическую (на основе данных бухгалтерского учета заинтересованные лица принимают управленческие решения, в том числе в сфере оптимизации расчетов себестоимости продукции и незавершенного производства).

Целью бухгалтерского учета незавершенного производства является своевременное, достоверное  и полной отражение в финансовой отчетности и регистрах бухгалтерского учета информации о расходах на производство продукции и затратах, приходящихся на продукцию, не завершенную производством.

Согласно  с этой целью можно выделить следующие  задачи бухгалтерского учета незавершенного производства:

- обеспечение  соответствия расчета, оценки  и признания незавершенного производства  требованиям законодательства;

- создание  условий для обеспечения достоверного  учета и контроля незавершенного  производства;

- обеспечения  полного отражения, а также  правильное составление первичных  документов по учету незавершенного  производства;

- отражение  данных о незавершенном производстве  в регистрах синтетического и  аналитического учета предприятия;  контроль полноты и правильности  перенесения учетных данных в  финансовую отчетность предприятия;

- внутрихозяйственный  контроль остатков незавершенного  производства, обеспечения правильности  и регулярности проведения инвентаризации  на предприятии и отражения  ее результатов в бухгалтерском  учете.

Исследование особенностей бухгалтерского учета незавершенного производства следует осуществлять в следующих  направлениях: рассмотрение методологии  бухгалтерского учета операций, изучение первичной документации, используемой при организации бухгалтерского учета НЗП, определение особенностей отражения информации о величине незавершенного производства в финансовой отчетности предприятия, изучение системы ВХК за достоверностью и законностью осуществления операций в незавершенным производством.

Чтобы правильно организовать бухгалтерский  учет незавершенного производства предприятии, необходимо помнить о принципах  отражения информации об объектах учета. Принципы бухгалтерского учета характеризуют  качество учетной информации и при  учете того или иного объекта  хозяйственной деятельности предприятия  имеют различные особенности. Принципы учета, имеющие отношение к организации  учета незавершенного производства, следующие:

- принцип  начисления и соответствия доходов  – для определения финансового  результата отчетного периода  необходимо сравнить доходы отчетного  периода с расходами, которые  были осуществлены для получения  этих доходов. Доходы и расходы  отражаются в бухгалтерском учете  в момент их возникновения,  независимо от поступления или  расходования средств. По отношению  к производственной себестоимости  этот принцип проявляется в  том, что в финансовой отчетности  предприятия отражается информация  о себестоимости реализованной  продукции в сопоставлении с  доходом от ее реализации для  определения величины финансового  результата;

- исходя  из принципа осмотрительности, сущность  которого состоит в использовании  в бухгалтерском учете методов  оценки, которые должны предотвращать  занижение оценки обязательств  и расходов, в бухгалтерском учете  отражается только производственная  себестоимость (административные, расходы  на сбыт и прочие расходы  относятся на финансовый результат);

- последовательность  – постоянное (из года в год)  использование предприятием выбранной  учетной политики. Это дает возможность  пользователям бухгалтерского учета сравнивать показатели текущей финансовой отчетности. Этот принцип проявляется в том, что в приказе об учетной политики предприятия находят отражение следующие вопросы, которые касаются формирования информации о себестоимости производства готовой продукции: методы амортизации основных средств и НМА, методы оценки выбытия запасов, методы калькулирования производственной себестоимости продукции, перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости, перечень и состав переменных и постоянных ОПР. Первые два обязательных элемента учетной политики выбираются предприятием из списка предлагаемых методов, остальные вопросы учетной политики регламентируются предприятием самостоятельно;

- полное  освещение: финансовая отчетность  должна содержать всю информацию  о фактических и потенциальных  результатах хозяйственных операций. Применительно к учету незавершенного  производства не допустимо неполное  отражение операций по поступлению  и расходованию. Достаточно часто  при поступлении запасов на  предприятие бухгалтера не осуществляют  своевременное отражение поступления  в виду некомплектности документов, сопровождающих поставку. Данный  подход ошибочен и должен быть  исключен из практики бухгалтерского  учета. 

Реализация  указанных принципов учета, критериев  оценки и признания на предприятии  возможна только в случае выполнения определенных требований, предъявляемых  к организации бухгалтерского учета. Основным требованием является рациональность и экономичность построения учета  на предприятии.

По результатам  исследования можно сделать вывод  о том, что целью бухгалтерского учета незавершенного производства является обеспечение достоверности  и соблюдения требований законодательства по отражению в финансовой отчетности и регистрах финансового учета  продукции (работ, услуг), не законченных  производством. Для достижения поставленной цели учета требуется решение комплекса взаимосвязанных задач, связанных с обеспечением соответствия методологии учета требованиям законодательства, полное отражение хозяйственных операций с НЗП в финансовой отчетности предприятия, аналитический и синтетический учет «незавершенки», полное отражение учетной информации в финансовой отчетности и контроль за перечисленными процессами. Достижение цели бухгалтерского учета возможно при соблюдении основных принципов учета – принципа начисления доходов и расходов, превалирования сущности над формой, единого денежного измерителя, периодичности и др. Основной задачей предприятия является создание экономичной и рационной системы учета и внутрихозяйственного контроля.

2.2 Документальное  оформление операций по учету  незавершенного производства

Первичная документация в бухгалтерском учете является письменным свидетельством осуществления  хозяйственной операции и придает  юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы –  письменные свидетельства, фиксирующие  и подтвреждающие хозяйственные  операции, включая распоряжения и  разрешения уполномоченного лица на их проведение. Первичные документы  должны содержать:

- название  документы (формы);

- дата и  место составления;

- наименование  предприятия;

- содержание  и объем хозяйственной операции;

- единица  изменения хозяйственной операции;

- подпись  лица, ответственного за совершение  хозяйственной операции.

Производственный  учет на ООО «Меркурий» оформляется большим числом первичных документов, и находит свое отражение в ведомостях и регистрах учета. Исходными первичными документами, регламентирующими учет незавершенного производства является группа нормативных документов. К их числу относятся спецификации норм расхода материалов на единицу выпускаемой продукции, а также спецификации операционно-трудовых нормативов. Данные документы составляются отделом главного технолога ООО «Меркурий» на основании установленных норм и нормативов расхода материалов и использования трудовых ресурсов. На предприятии спецификации составляют на каждое изделие (полуфабрикат) в отдельности. Спецификации норм расхода материалов служат основанием для выписки лимитно-заборных карт в соответствии с утвержденным планом производства и составления отчетов об использовании материалов в производстве структурными подразделениями исследуемого предприятия.

Так как незавершенное  производство представляет собой затраты  на производство незавершенной технологическим  процессом продукции, то для первичного оформления НЗП используется практически  весь комплекс документов, применяемые  для учета производственных расходов предприятия.

Отпуск материалов в производство оформляется на основании  следующих документов:

- лимитно-заборная карта (типовая форма №М-8, №М-9);

- накладная  требование на отпуск (внутреннее  перемещение) материалов (типовая  форма №М-11);

- акт требование  на замену (дополнительный отпуск) материалов (типовая форма №М-10).

Отпуск запасов  со складов в производство осуществляется на ООО «Меркурий» работниками цехов, хозяйств и отделов, которым доверено получение материальных ценностей. Отпуск материалов со складов предприятия осуществляется только выделенным для их получения работникам подразделений предприятия. Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения предприятия по согласованию с главным бухгалтером.

Информация о работе Организация учета и оценка незавершенного производства. Их роль в управлении себестоимостью продукции (на примере ООО “Меркурий”)