Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:11, дипломная работа
В дипломной работе поставлена цель: изучить организацию учета и аудита основных средств и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть экономическую сущность основных средств и проблем совершенствования их учета;
* дать организационно-экономическую характеристику и рассмотреть состояние учетно-финансовой работы на предприятии;
* изучить организацию учета поступления, выбытия, износа и ремонта основных средств;
* рассмотреть методику аудита состояния учета основных средств;
* обобщить результаты исследования и сделать предложения по совершенствованию учета основных средств.
Изменение первоначальной стоимости допускается только в случаях осуществления дополнительных капитальных вложений или частичной ликвидации и демонтажа объекта, влияющих на состояние основных средств, что в свою очередь, увеличивает или сокращает срок полезной службы .
Текущая стоимость – стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату (п.6 СБУ6). В целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату производителя переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.
Стоимость реализации – стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами (п.8 СБУ 6).
Балансовая стоимость – первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и финансовой отчетности (п.7 СБУ 6). Величина этой стоимости снижается по мере увеличения времени нахождения основных средств в эксплуатации.
Ликвидационная стоимость – стоимость запасных частей, лома, отходов и других ценных материалов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использования (п.9СБУ 6)
В
соответствии с п. 14 СБУ 6 при признании
объект основных средств должен
быть оценен по фактической (первоначальной)
стоимости, включающей все произведенные
затраты по приобретению.
1.2. Вопросы
совершенствования учета
в трудах ученых и практиков.
Учет основных средств – один из наиболее сложных разделов бухгалтерского учета и ведения его требует от бухгалтера особой внимательности. Основной проблемой совершенствования учета основных средств остается различия в понятии «основные средства» в бухгалтерском и налоговом учете. С января 1997 года в Республике Казахстан произошли огромные изменения, связанные с внедрением стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтера испытывают трудности в учете основных средств из-за различий в бухгалтерском и налоговом учете.
Данной проблемой занимаются
многие ученые и практики
Директор аудиторской компании «Хегай и К» И.Хегай (19): «Если бы у нас не существовали различия в понятии «основные средства» в бухгалтерском и налоговом учете, все было бы просто. Однако в некоторых налоговых периодах применялись разные определения. Сейчас, когда подход к определению основных средств стал единым, на мой взгляд, появляются определенные «перегибы»: в основные средства активы включаются пол принципу «лучше больше, чем правильно» во избежание последующих налоговых споров. Рассмотрим определение: «основные средства- это материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки готовой продукции для сдачи в аренду другим предприятиям или для административных целей и которые предполагается использовать в течении длительного периода времени (более одного года)». Выделим ключевые моменты, поскольку любое определение должно быть лаконичным и при этом легкодоступным для понимания:
Из трех ключевых моментов хочу остановиться на самом важном – сроке службы. Обычно покупка основных средств осуществляется после принятия управленческого решения, где сравниваются ожидаемые потоки денежных средств с затраченными сегодня ресурсами. Поэтому срок службы активов определяется предприятием самостоятельно, исходя из его намерений. Таким образом, если предприятие намеревается купленный калькулятор использовать в течение одного года и далее заменить его на более совершенную модель, купленный актив не будет являться объектом основных средств, а затраты на его приобретение подлежат отнесению на расходы текущего периода. Следовательно, никто не вправе диктовать предприятию, что будет являться для нее основными средствами, и какой срок службы будет определен для каждого актива. Если предприятие предполагает использовать актив в течение одного года, в таком случае он не будет являться объектом основных средств ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (16).
По моему мнению, подобные активы в силу несущественности их стоимости в общих расходах предприятия, а также согласно принципу эффективности было бы целесообразно признать расходами текущего периода в момент приобретения. Признание актива объектом основных средств зависит в первую очередь от намерений предприятия, а именно от предполагаемой схемы получения дохода, связанной с данным активом. Предприятие, на мой взгляд, вправе в отношении определенных активов в учетной политике принять решение в силу несущественности затрат по их приобретению и, следуя принципу преобладания сущности над формой, признавать затраты по их приобретению расходами текущего периода. Последующие капитальные затраты по основным средствам в целях налогообложения целесообразно направлять на увеличение стоимостного баланса в полном объеме. Следует внести ясность в Налоговый кодекс по механизму определения вычетов по расходам на ремонт зданий и сооружений».
С проблемой вычета расходов на ремонт фиксированных активов делится Т.А.Косалева, директор аудиторской компании ТОО «UTA Consultig». Она считает, что «…отнесение расходов по ремонту фиксированных активов, не подлежащих амортизации за счет чистой прибыли противоречит всякой логике». Поэтому их надо относить на вычеты. Так как «…если после завершения инвестиционного контракта, когда оборудование уже не новое и начало регулярно ломаться, а гарантийный срок на него истёк, бухгалтер не может взять на вычеты расходы по ремонту. А если учесть, что за время эксплуатации оборудования суммарный ремонт значительно превысит стоимость самого оборудования, то преференции не льготами, а наказанием»(13).
На практике возникают ситуации, когда бухгалтер ставит на баланс компьютер плюс все его составные части: монитор, процессор, память и т.д.. Получается, что в накладной одно название, а в балансе другое, а ведь учет должен вестись на основе документов. Н.Васильева предлагает составить Акт приема-передачи в целом на компьютер. А в инвентарной карточке в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» перечислить основные конструктивные элементы(10).
Известно, что многие хозяйствующие субъеты снимают в аренду помещение под офис. Чтобы офис соответствовал современным требованиям, чтобы создать в нем нормальные условия труда для работников, проводить деловые встречи и поддерживать таким образом имидж фирмы, возникает необходимость провести ремонт. Зачастую арендаторы самостоятельно улучшают арендованное имущество- делают «косметический» ремонт, производят перепланировку. Часто возникает вопрос отнесения в зачет НДС по расходам на ремонт, произведенный арендатором. Напрямую расходы на ремонт арендованого помещения не связаны с основной деятельностью фирмы и с получением дохода. Но создание нормальных условий труда посредством ремонта, так же как мебель для офиса, косвенно имеют отношение к бизнесу фирмы, они как дополнительный сервис способствуют созданию благоприятных условий, а значит и улучшению работы фирмы и получению большей прибыли от её деятельности. Поэтому К.Базарбекова – директор аудиторской фирмы ТОО «Сапа-Аудит» считает, что НДС по расходам на ремонт необходимо относить в зачет.(8) Известно, что с 2005 года все бухгалтера переходят на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В связи с этим возникают определенные проблемы. Например, возникает ситуации, когда вследствие начисления амортизации балансовая стоимость основных средств становится равной нулю, при этом основные средства по своим техническим и эксплуатационным качествам еще продолжают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Э.Нурсеитов, президент аудиторской компании «ФинАудит» пишет, что «…в такой ситуации приемлемым выходом является, во-первых, пересмотр срока полезной службы основного средства с корректировкой финансовых отчетов; во-вторых, если полученная балансовая стоимость не соответствует действующим ценам на аналогичные объекты, произвести их переоценку с привлечением профессионального оценщика»(12).
Таким
образом нами рассмотрены некоторые проблемы
совершенствования учета основных средств.
Глава 2.
Организационно-экономическая
2.1. Организационно-экономическая
характеристика
АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Желаевский комбинат хлебопродуктов образован 28 декабря 1988 года на базе Желаевского элеватора, а с 31 декабря 1993 года преобразован в акционерное общество открытого типа «Желаевский комбинат хлебопродуктов». Организационную систему управления на комбинате представлена на рисунке 2. Основными видами деятельности предприятия являются: производство сортовой муки, крупы манной, отрубей, зерноотходов; хранение, сушка и очистка зерна. Так же осуществляет отправку зерна и готовой продукции автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основными производственными цехами являются: мельзавод, заготовительный и промышленный элеваторы. Действующий с 1989 года высокопроизводительный мельзавод работает на воспроизведенном оборудовании швейцарской фирмы «Бюллер», являющейся одним из лидеров по хранению и переработке зерна на мировом рынке. В 1995 году провели его модернизацию, что дало немалый экономический эффект. И теперь выпускают муку только высшего и первого сортов. Сохраняя прежний процент выхода, когда с потока шел и второй сорт, повысили тем самым удельный вес качественной продукции.
Производственная
мощность мельзавода по переработке
зерна позволяет перемолоть 500 тонн
в сутки или при годовом
рабочем периоде в 300 суток может
переработать 150 000 тонн зерна в год. Общий
выход продукции составляет 98%, в том числе
муки сортовой – 75%, отрубей – 23%.
Акционерное общество «Желаевский комбинат хлебопродуктов» - это крупное предприятие, занимающееся обработкой, хранением и переработкой зерна. АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» относятся к акционерным обществам, поэтому целью предприятия является извлечение прибыли из производства и реализации продукции и использование ее в интересов акционеров. Основным видом продукции является мука
( высшего, первого и второго сортов).
В таблице 1. приводится объём и структура товарной продукции, производимой в АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Таблица 1.
Объём и структура товарной продукции АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Виды продукции | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |||
Стоимость Тыс. тенге | Струк-тура,
% |
Стоимость Тыс. тенге | Струк-тура,
% |
Стоимость
Тыс. тенге |
Струк-тура,
% | |
Мука в/с | 467 052 | 45,1 | 350 434 | 31 | 208 019 | 20 |
Мука 1/с | 213 157 | 20,6 | 116 312 | 10 | 48 789 | 4,7 |
Мука 2/с | 25 458 | 2,5 | 17 064 | 1,5 | 9 263 | 1 |
Отходы | 5 543 | 0,5 | 13 192 | 1,2 | 13 050 | 1,2 |
Отруби | 11 967 | 1,2 | 9 457 | 0,8 | 2 423 | 0,2 |
Манная крупа | 1 290 | 0,1 | 17 853 | 1,6 | 3 072 | 0,3 |
Реализация услуг | 59 424 | 5,7 | 181 747 | 16 | 256 513 | 24,6 |
Зерно | 185 866 | 17,9 | 367 051 | 33 | 485 000 | 46,7 |
Прочее | 66 174 | 6,4 | 42 729 | 3,8 | 13 076 | 1,3 |
Итого | 1 035 931 | 100 | 1 115 839 | 100 | 1 039 207 | 100 |