Основные средства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:11, дипломная работа

Описание

В дипломной работе поставлена цель: изучить организацию учета и аудита основных средств и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть экономическую сущность основных средств и проблем совершенствования их учета;
* дать организационно-экономическую характеристику и рассмотреть состояние учетно-финансовой работы на предприятии;
* изучить организацию учета поступления, выбытия, износа и ремонта основных средств;
* рассмотреть методику аудита состояния учета основных средств;
* обобщить результаты исследования и сделать предложения по совершенствованию учета основных средств.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВАготово.doc

— 494.50 Кб (Скачать документ)

      Результаты  инвентаризации отражаются в учете  того месяца, в котором была закончена  инвентаризация.

      Важным  документом при инвентаризации является протокол инвентаризационной комиссии, в котором приводят подробные  сведения о причинах и виновниках излишков и недостач, а также о мерах, которые следует принять по отношению к виновным и по предупреждению отрицательных явлений в дальнейшем.

           Балансовая стоимость объектов  основных средств не подлежит  изменению, за исключением случаев,  установленных  Законодательством РК.      В части изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение или уменьшение первоначальной стоимости относится на добавочный капитал предприятия. Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях:

-   осуществление дополнительных капитальных  вложений или частичной ликвидации  и демонтажа объекта, влияющих  на состояние основных средств,  что, в свою очередь, увеличивает или сокращает срок полезной службы;

-   переоценка основных средств.

     В Республике Казахстан в соответствии с СБУ 6  «Учет основных средств» и письмом Департамента методологии  бухгалтерского учета и аудита от 26.03.1998г. № 13-2/723,  в целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату, производится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости, которая является их справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом амортизации, накопленной после переоценки. Справедливой стоимостью основных средств в большинстве случаев является рыночная стоимость при условии продолжительного сохранения способа хозяйственного использования соответствующих объектов.

От изменений  в справедливой стоимости основных средств зависит частота переоценок. Когда справедливая стоимость переоценки активов существенно отличается от их балансовой стоимости, требуется  дополнительная переоценка. Для проведения переоценки основных средств создается комиссия. До начала проведения переоценки объектов основных средств проводится их инвентаризация в установленном порядке. Исходными данными для переоценки основных средств является их первоначальная стоимость.

     В целях приведения первоначальной стоимости  основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату, производится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете по текущей  стоимости.

Переоценку  основных средств предприятие проводит по восстановительной стоимости путем индексации или прямого перерасчета их первоначальной стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам, сложившимся на день переоценки на соответствующие виды объектов основных средств. Сумма дооценки определяется как разница между балансовой стоимостью и стоимостью, исчисленной с применением индекса, увеличения стоимости основных средств. По мере эксплуатации актива сумма переоценки переносится на нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации.

Вся сумма  переоценки переносится на нераспределенный доход только в момент выбытия  актива.

Таблица 16

Корреспонденция счетов хозяйственных операций

по учету  основных средств

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 Переоценка  ОС
  1. увеличение стоимости ОС:

    - на сумму  дооценки

    - на сумму  дооценки износа

    2) уменьшение стоимости в результате переоценки:

    - уценка первоначальной  стоимости

    - корректировка износа

 
 
122-125

541 
 

845

131-134

 
 
541

131-134 
 

122-125

727

2 Списание сумм переоценки по мере эксплуатации актива и при выбытии объекта ОС  
541
 
561
 

 Эти  и приведенные ранее хозяйственные  операции и проводки являются  основными в учете и движении  основных средств, которые используются практически всеми предприятиями Казахстана, в том числе и АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов». 

3.5 Аудиторская  проверка учета основных средств. 

   В связи с развитием рыночных отношений  в учете основных средств произошли кардинальные изменения. Они коснулись оценки и переоценки основных средств; начисления износа; списания затрат на ремонт основных средств; учета капитальных вложений; операций, связанных с арендой имущества.

   В таблице приведена программа  аудиторской проверки основных средств. Эта программа направлена на установление правильности ведения бухгалтерского учета, соответствия его действующим нормативно-правовым актам, а также на подтверждение достоверности данных финансовой отчетности. Для достижения этой цели необходимы тесты по проверке организации внутреннего контроля учета основных средств, которые должны быть составлены грамотно и понятно, чтобы получить от руководителей, финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров четкие и ясные ответы на поставленные вопросы.

                                                                                              Таблица       17                                                                                                                                                                          

. Программа  аудиторской проверки основных  средств

п/п
    Процедура аудита
      Источник  информации
1
      2
        3
1 Проверка  соответствия показателей балансу данным Главной книги Бухгалтерский баланс, Главная книга
2. Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета основных средств Главная книга, журналы-ордера № 12 и № 10, разработочные таблицы по расчету гумм износа и переоценки основных средств, первичные документы
3. Проверка  обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств в местах их хранения и эксплуатации Приказы руководителя хозяйствующего субъекта на назначение постоянно действующей инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, договора с материально ответственными лицами, инвентаризационные описи и сличительные ведомости, акты инвентаризации, акты прием к и-передачи, инвентарные карточки учета основных средств, инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации) и др.
4. Проверка  правильности оформления первичных документов по движению основных средств Акт приемки-передачи (ОС-1), акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ОС-2), акт на списание основных средств (ОС-3), акт на списание автотранспортных средств (ОС-4), инвентарная карточка учета основных средств (ОС-6), опись инвентарных карточек по учету основных средств (ОС-10), карточка учета движения основных средств (ОС-12), карточка учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств (ОС-12а), инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации - ОС-13)
5. Проверка  правильности осуществления классификации  основных средств Техническая документация (паспорта, спецификации, комплектовочная ведомость и  др.), ОС-1, ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-6, ОС-13 и др.
6. Проверка  правильности оценки и переоценки основных средств  
Протоколы договорной цены, договоры купли-продажи, аренды, разработочные таблицы переоценок основных средств, ОС-1, ОС-2, ОС-6 и др
7. Проверка  правильности оприходования основных средств Техническая документация, ОС-1, ОС-2, ОС-6 и др., журналы-ордера № 1, 2,   3, 4, 5, 6, 7, 8, Главная книга.
  8. Проверка  правильности начисления и отражения в учете износа основных средств Приказ  по учетной политике, разработочные таблицы по расчету износа основных средств, нормативные документы, журнал-ордер № 10, Главная книга.
9. Проверка  обоснованности затрат на ремонт основных средств и правильности отражения их на счетах бухгалтерского учета Приказ  по учетной политике, проектно-сметная документация (дефектные ведомости, сметы и др.), приемо-сдаточные акты выполненных работ, договоры с подрядчиками, другие первичные документы, данные аналитического учета счета 686 «Прочие начисленные расходы» и данные затратных счетов 934 и Ц*45 одноименного названия «Ремонт основных средств».
10. Проверка правильности расчета и отражения на счетах арендной платы, операций по аренде основных средств Договоры  аренды, карточка учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств (ОС-12.0.
11.  
Проверка  правильности отражения в учете  выбытия основных средств
ОС-1, ОС 3, (>С-4, ОС-6, договоры, результаты текущей инвентаризации, журнал-ордер № 12, Главная книга
12. Проверка правильности учета и начисления налогов, касающихся основных средств  
Р.1СЧСИНЫ1 ведомости, расчеты по налогам, журналы-ордера № 5 и № 8, Главная книга по счетам 331, 633
13 Анализ технического состояния и эффективности использования основных средств Аналитические расчеты

    Из программы аудиторской проверки основных средств следует, что прежде всего необходимо проверить правильность отражения их в балансе, для чего необходимо сопоставить данные по балансу со счетами учета основных средств и их износа, отраженных в Главной книге, затем с учетными регистрами и данными аналитического учета основных средств. Они должны совпадать по всем позициям: сальдо на начало и конец месяца, обороты за месяц. Если установлены расхождения, нужно выяснить причины и рекомендовать хозяйствующему субъекту провести инвентаризацию основных средств.

   Задачей аудитора является проверка обеспечения  контроля за наличием и сохранностью основных средств, приняты ли меры для этого.

   Приступая к проверке наличия и сохранности основных средств, аудитор должен установить, ведется ли аналитический учет основных средств, т.е. проверить наличие и правильность оформления инвентарных карточек или книг, открываемых на каждый объект основных средств, на которых фиксируются: техническая и экономическая характеристика объекта, его местонахождение, первоначальная оценка и все переоценки. Здесь же отражаются и изменения характеристики объекта, например, достройка, модернизация и т.д. Данные, указанные в инвентарных карточках, должны соответствовать данным первичных документов Поэтому всегда можно проверить соответствие учетных данных фактическому наличию и состоянию основных средств. Аудитору необходимо следить, как ведутся карточки или книги, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие объекты инвентарные карточки.

   Источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.

   Важным  моментом в организации аналитического учета основных средств является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.

   Аудитору  следует обратить внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, неучтенные, а также излишние машины и оборудование, которые должны быть реализованы. На объекты, подлежащие реализации или списанию, составляются отдельные инвентаризационные описи. Полноту инвентаризации устанавливают сопоставлением данных по описям инвентаризации с показателями аналитического учета На основании изучения всех материалов инвентаризации дается заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения по его улучшению.

   Одной из задач аудита основных средств  является проверка правильности начисления и отражения в учете их износа.

   В соответствии с СБУ-6 «Учет основных средств» начисления амортизационных  отчислений предусмотрены путем применения следующих методов: равномерного (прямолинейного) списания стоимости, который в нашем учете использовался постоянно; списания стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный метод); ускоренного списания: уменьшающего остатка; списания стоимости по сумме чисел или кумулятивный метод.

   В настоящее время важное значение имеет проверка правильности переоценки основных средств, поскольку от такой процедуры в конечном итоге зависит реальность издержек производства и финансовых результатов, уровень фондоотдачи, правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество, достоверность данных бухгалтерской отчетности по основным средствам.

   Новым аспектом в области аудита основных средств является проверка правильности учета отнесения затрат на ремонт основных средств. Прежде всего аудитор должен установить, какая учетная политика по данному вопросу принята субъектом. Далее аудитор должен проверить правильность отражения в учете операций по арендованным и сданным в аренду основным средствам, обращая при этом внимание на особенности учета основных средств при текущей и долгосрочной аренде (лизинг), а также на то, что методика отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета по текущей аренде у арендодателя и арендатора различная.

   Пристального  внимания аудитора заслуживает правильность определения арендной платы.

   Особое  внимание аудитор должен уделить  проверке правильности учета затрат на капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, предусмотренные договором аренды. Они могут производиться за счет арендодателя в счет уменьшения арендной платы арендаторов или за счет арендатора. Если договором предусмотрено осуществление капиталовложений в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю.

   Далее аудитор должен тщательно проверить  правильность отражения в учете  операции по списанию (выбытию) основных средств.

   В процессе проверки аудитор должен установить причину списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации пришедших в негодность основных средств, полноту оприходования запасных частей, лома, других материалов, полученных от ликвидации объектов. Законность и целесообразность операций по выбытию основных средств устанавливаются проверкой первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и т.д.), данных аналитического и синтетического учета (карточек учета движения основных средств, журнала-ордера №12, Главной книги).

Информация о работе Основные средства предприятия