Основные средства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:11, дипломная работа

Описание

В дипломной работе поставлена цель: изучить организацию учета и аудита основных средств и наметить пути их совершенствования.
В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть экономическую сущность основных средств и проблем совершенствования их учета;
* дать организационно-экономическую характеристику и рассмотреть состояние учетно-финансовой работы на предприятии;
* изучить организацию учета поступления, выбытия, износа и ремонта основных средств;
* рассмотреть методику аудита состояния учета основных средств;
* обобщить результаты исследования и сделать предложения по совершенствованию учета основных средств.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВАготово.doc

— 494.50 Кб (Скачать документ)

     Главному бухгалтеру предоставляется  право подписи документов, служащих  основанием для приема и выдачи  ТМЦ и денежных средств, а  также на расчетных, кредитных  и денежных обязательств. Указанные  документы без подписи главного  бухгалтера считаются не действительными и не принимаются к исполнению.

      С главным бухгалтером целесообразно  согласовывать назначение, увольнение  и перемещение материально-ответственных  лиц. За невыполнение или недобросовестное  выполнение своих обязанностей  главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

       Заместитель главного бухгалтера  обязан:

    1. принимать от ответственных лиц, в соответствии с графиком документооборота, материальные отчеты;
    2. правильно и своевременно обрабатывать первичные документы;
    3. осуществить контроль за соответствующим  должностным лицом по вопросам  правильного заполнения и оформления первичных документов;
    4. составлять главную книгу.

   Он также ведет учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками  и несет ответственность и обязанности  бухгалтера расчетного отдела.

   Бухгалтер материального отдела  и учета основных средств занимается  учетом и контролем товарно-материальных  ценностей  и основных средств.  Он принимает документы по  движению товарно-материальных ценностей и основных средств, проверяет состояние складского учета, исчисляет амортизацию по основным средствам и др.

    Бухгалтер отдела учета готовой  продукции осуществляет учет  реализации продукции и расчетов  с заготовительными организациями.  Этот бухгалтер занимается всем процессом производства и контролирует затраты на производство продукции , следит за качеством продукции и правильностью применения цен, составляет регистры по учету реализации продукции и др.

    Бухгалтер отдела оплаты труда  и заработной платы и кассир по совместительству является материально-ответственным лицом и дает обязательство о материальной ответственности за сохранность принятых материальных ценностей. Он ведет учет оплаты труда и кассовых операций, принимает у должностных лиц документы по учету труда, занимается начислением заработной платы, премий отпускных и т.п. управленческому персоналу, составляет платежные поручения, хранит денежные средства в несгораемом сейфе, выдает и получает наличные деньги из кассы, получает наличность в банке и др.

   Все бухгалтера ответственны  за соблюдение своих обязанностей, за правильное оформление документов, своевременность учета операций  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Организация учета и аудита основных средств в АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов». 

3.1 Организация учета поступления и выбытия основных средств. 

Основные  средства могут поступать на предприятие  в результате: 

     - строительства производственных  и жилых зданий, сооружений, передаточных  устройств;

     - приобретение машин, оборудования, транспортных средств, изготовление своими силами инвентаря, оборудования, прочих объектов;

     -    безвозмездного поступления от  других субъектов и физических  лиц;      

     -    от учредителей в качестве  вкладов в уставный капитал;

     -    в результате товарообменных операций;

     -    перевода молодняка животных  в основное стадо;

     -    зачисление в основные средства  многолетних насаждений.

Учетной политикой определяется порядок  оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей документации. Поступление основных средств оформляется актом   приемки-передачи основных средств (ф.№ОС-1, приложение 1). Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в действие должен быть, в соответствии с действующим законодательством, оформлен в особом порядке; для оформления передачи основных средств при передаче другому субъекту.

      При оформлении приемки основных средств  акт оформляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением  руководителя субъекта. Составление  общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.

Акт, после  его оформления, приложенной технической  документацией, относящиеся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем или его заместителем.

      В акте приемки-передачи основных средств  помимо обязательных реквизитов комиссия отражает срок полезного использования, который определяется исходя из технических условий его эксплуатации.

      При оформлении внутреннего перемещения  основных средств Акт выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр  с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – отделу-сдатчику.

      При реализации основных средств Акт  составляется в трех экземплярах: первые два остаются у сдающего субъекта (где первый экземпляр прилагается  к отчету об остатках и движении основных средств, а второй – расчетно-платежным  документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.

      Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально  ответственным лицом, открывает  инвентарную карточку (приложение 2 ), присваивает инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список и делает запись по оприходовании основных средств.

  Учет  основных средств в Казахстане  организуется в соответствии  с СБУ №6 (этот стандарт определяет  методику учета основных средств)  и ведется на счетах 12 подраздела  « Основные средства»Типового  плана счетов:

121 Земля

  1. Здания и сооружения
  2. Машины и оборудования, передаточные устройства
  3. Транспортные средства
  4. Прочие основные средства
  5. Незавершенное строительство.

  Эти  счета активные, по дебету счета  отражается поступление, а по  кредиту – выбытие основных средств.

  В ОАО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» данные документы ведутся в электронном виде. Все операции по поступлению основных средств выглядят следующим образом (таблица 5):

      Таблица 5

Корреспонденция счетов по поступлению основных средств

      в акционерном обществе «Желаевский комбинат хлебопродуктов» 

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 Основные средства перемещены из одного цеха в другой 121-125 121-125
2 Приобретены  основные средства 

- на  договорную стоимость

- на  сумму НДС (15%)

- в счет  выданных подотчетных сумм

- в счет  ранее выданных авансов

 
121-125

331

121-126

121-126

 
671

671

333

353

3 Оприходованы  основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал  
 
121-125
 
 
511
4 Оприходовать  основные средства, полученные безвозмездно:

-на  балансовую стоимость

-на  сумму износа

 
 
121-125

121-125

 
 
727

131-134

5 При инвентаризации выявлены неучтенные основные средства:

-на  остаточную стоимость

-на  сумму износа

 
 
121-125

121-125

 
 
727

131-134

6 Основныесредства  изготовлены в цехах 121-125 900

    Аналитический учет в бухгалтерии  АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»  ведется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Таким образом, инвентарный объект является единицей учета основных средств. Каждому объекту присваивается инвентарный номер по серийно-порядковой системе кодирования, который сохраняется за ним на весь период нахождения его на предприятии, в объединении, организации. Инвентарные номера приводятся в актах приемки-передачи, актах о ликвидации и в других первичных документах, служащих основанием для учета движения основных средств.

   В АО «Желаевский комбинат  хлебопродуктов» учет построен также в соответствии с СБУ №6, что указано в учетной политике предприятия. Аналитический учет ведется в инвентарных карточках с помощью программы «1С- Бухгалтерия».

      Карточку  заполняют на основе Актов на поступившие  основные средства, технических и  других документов. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов  должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка  ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Основанием для отметок о выбытии основных средств при переходе объекта основных средств другому субъекту, а также при перемещении объектов основных средств внутри  субъекта является Акт приемки-передачи основных средств, при списании объекта основных средств вследствие ветхости или износа – Акт на списание основных средств  (приложение 3).

     Заполненные инвентарные карточки в бухгалтерии регистрируют в Описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведут в одном экземпляре. В картотеке предусмотрены разделы: «Основные средства в эксплуатации», «Поступило в текущем месяце», «Выбыло в текущем месяце», «Внутреннее перемещение», «В ремонте», «В запасе», «Архив». В течение месяца карточку разделов «Поступило», «Выбыло» и «Внутреннее перемещение» после сверки с оборотами, учтенными на счетах подраздела 12 «Основные средства», помещают в соответствующие разделы картотеки. После возврата объекта из ремонта, передачи из запаса в эксплуатацию и т.д. карточки на эти объекты раскладывают в соответствующие разделы картотеки.  По выбывшим основным средствам карточки помещают в раздел «Архив».

      Все основные средства, закрепленные за материально  ответственными лицами в разрезе  цехов, заносят в инвентарные  списки. Списки находятся у материально ответственных лиц и используются  ими для оперативных целей. Данные  о стоимости основных средств в списках и инвентарных карточках должны соответствовать.

ПРИМЕР: В августе 2005 года предприятие приобрело комплект производственного оборудования стоимостью 3 144 000 тенге (в т.ч. НДС). Установлен срок полезной службы – 15 лет; предполагаемые ликвидационная стоимость в конце срока службы – 2 734 тенге. В бухгалтерском учете произведена следующая запись:

Д-т 123 «Машины  и оборудование, передаточные устройства» - 2 733 913 тенге

Д-т  331 «НДС к возмещению» - 410 087 тенге

К-т  671 «Счета к оплате» - 3 144 000 тенге

Объекты основных средств списываются с  бухгалтерского баланса предприятия  в результате:

  •     ликвидации по физическому и моральному износу;
  • в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов;
  • при вкладе в уставный капитал;
  • при сдаче объектов в долгосрочную аренду;
  • в результате стихийных бедствий, аварий, недостаче и т.п.

     Ликвидация может быть полной или частичной. В порядке ликвидации с баланса списывают изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение.

     Для определения непригодности основных средств, а также для оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя, на предприятии создается постоянно действующая  комиссия в составе главного инженера, главного бухгалтера, материально ответственных лиц. Эта комиссия производит непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливает их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания; в необходимых случаях виновных в преждевременном списании; возможность использования отдельных узлов; деталей и материалов, их оценку; составляют акты на списание. Полное или частичное списание основных средств оформляют Актом списания основных средств  .

Первый  экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и  является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов и т.д.

     В Актах дают характеристику у списываемых  объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния  основных частей, узлов, деталей, обосновывается нецелесообразность ремонта. Кроме  того, определяют результат от ликвидации объекта. При списании объектов и Актом прилагаются документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых и виновных.

Информация о работе Основные средства предприятия