Основные виды контрольно-ревизионной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:17, дипломная работа

Описание

Рациональное использование бюджетных средств, природных богатств и государственного имущества является непременным условием осуществления социально-экономических программ, обеспечения экономической безопасности любого государства и поддержки развития приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация контрольно-ревизионной деятельности в РФ 9
1.1. Органы, осуществляющие контрольно-ревизионную деятельность
в РФ, их функции 9
1.2. Виды контрольно­ревизионной деятельности
в Российской Федерации 19
1.3. Государственное регулирование контрольно-ревизионной
деятельности в РФ 24
Глава 2. Порядок осуществления отдельных видов
контрольно-ревизионной деятельности по видам 37
2.1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия 37
2.2. Организация бухгалтерского учета 45
2.3. Контрольно-ревизионная работа на предприятии 50
Глава 3. Основные отличия аудита от контрольно-ревизионной
деятельности 59
3.1. Особенности аудита как вида деятельности 59
3.2. Различия аудита и ревизии как видов деятельности 70
3.3. Отличие методики контрольно­ревизионной деятельности
от методики аудита 77
Заключение 81
Библиография 85

Работа состоит из  1 файл

Основные формы организации КРР-22.doc

— 501.00 Кб (Скачать документ)

Аудит не подменяет  государственного контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого органами налогового контроля, валютного, таможенного и других видов государственного контроля.

Аудиторские проверки проводятся согласно требованиям Федерального закона от 07.08.2001 N 307ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данным Законом определены случаи проведения обязательных аудиторских проверок, права и обязанности сторон в ходе осуществления аудита и иные вопросы аудиторской деятельности (3).

 

1.2. Виды контрольно­ревизионной деятельности в Российской Федерации

 

Контроль - это  неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения (24).

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

  • субъект управления - тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления;
  • объект контроля - тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности;
  • предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления).

Несмотря на установленную обязанность  для всех организаций иметь в  своем составе ревизионную комиссию, аудиторское заключение от специализированной фирмы остаётся по-прежнему востребовано. Возникает вопрос: в чём же качественное отличие аудита от ревизии, если, не взирая на высокую стоимость на аудиторские услуги, фирмы привлекают профессиональных аудиторов.И это несмотря на то, что и в технике аудиторских проверок и в технике ревизий много общего. Однако суть и предназначение этих проверок различна, в чем можно убедиться, проведя сравнение задач ревизии и аудита, по нескольким критериям, что дает возможность выявить следующие отличия:

Задачами ревизии при проверке является прежде всего определение законности и соответствия уставным задачам, всех хозяйственных операций и, по возможности, устранение всех иных операций, не соответствующих установленным требованиям. Задачами же аудита являются определение верности данных бухгалтерской отчетности с точки соответствия их имевшим место быть хозяйственным действиям и событиям, доведении до сведения заказчиков аудита результатов проверки, а также в предложении возможных способов исправления выявленных несоответствий и даче рекомендаций по недопущению несоответствий вновь.

Если при проведении ревизии  существует заранее определенный (подчас и нормативно установленный) порядок  проведения проверки, в аудите такого жесткого порядка нет, а существует лишь рекомендуемая методика. Аудитор  по своему усмотрению определяет последовательность своих шагов, свои действия после обнаружения выявленных несоответствий, классификацию этих самых несоответствий на значимые, за которыми могут крыться как более серьезные нарушения, так и незначительные, носящие лишь формальный характер и по существу ни на что не влияющие.

При проведении ревизии все операции проверяются, что называется, «до  копейки». То, насколько глубока, будет  аудиторская проверка зависит, прежде всего, от задания на аудит, установленной  степени значимости выявленных проблем и степени риска установленных несоответствий.

Определив основные отличия аудиторской  проверки от ревизии попытаемся систематизировать  основные цели аудиторской проверки. Сразу оговоримся, теоретических  изысканий на этот счет существует много. Поэтому остановимся на описании самых популярных из них:

  • теория «сторожевого пса», приверженцы которой считают, что основной задачей аудита является проверка фактического существования и точности отражения событий, бывших в прошлом;
  • цель подтверждения кредитоспособности, сводящая роль аудитора к установлению кредитоспособности организации на основе анализа хозяйственной отчетности (бухгалтерской, налоговой, производственной);
  • «модераторская» теория целей аудита. В соответствии с этой теорией аудитор выступает в качестве своего рода посредника между различными сторонами, предъявляющими определенные требования как к ведению хозяйственных процессов самой организации, так, соответственно, и к непосредственной цели аудиторской проверки;
  • «квазикритическая теория», суть которой состоит в том, что после проведения проверки и составления заключения по ее результатам, аудитор обязан представить свое заключение с учетом всех обнаруженных обстоятельств;
  • имеет место быть также мнение об основной задаче аудита как инструменте социального контроля за состоянием бухгалтерского отчета в организации;
  • и, наконец, «теория агентов», определяющая основную цель аудита в составлении отчетности руководства компании перед ее акционерами (участниками) и инвесторами.

Перечисленные элементы тесно связаны с элементами системы управления (рис. 1) (14, с. 198-199).

Рис. 1. Взаимосвязь элементов управления с элементами системы управления

1 - 2 - взаимоотношения  между субъектом и объектом  управления в процессе управленческой  деятельности;

3 - принятие субъектом  управления решения об осуществлении  контроля над объектом управления (объектом контроля);

4 - получение субъектом  контроля от объекта контроля  информации, необходимой для осуществления  контроля;

5 - осуществление  субъектом контроля контрольных  действий в отношении объекта  контроля;

6 - направление субъекту  управления субъектом контроля  информации о результатах контроля;

7 - принятие субъектом  управления управленческих решений  по результатам контроля.

Контроль осуществляется на всех этапах управленческой деятельности. Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса  РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов проводится в формах предварительного, текущего и последующего контроля. В Бюджетном кодексе РФ рассматривается один из видов финансового контроля – бюджетный (30, с. 299-301).

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между  субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2).

Рис. 2. Общая структура видов финансового контроля

Внешний контроль предусматривает организационную  обособленность между субъектом  и объектом контроля.

Внешний контроль в зависимости от организационной  формы субъектов контроля подразделяется на государственный и негосударственный  финансовый контроль.

Внутренний  контроль выполняется в рамках отдельных  организаций органами управления и  структурными подразделениями.

Внутренний  контроль может осуществляться в  различных видах.

1.  Внутренний аудит - контрольная деятельность, проводимая внутри организации ее специализированным подразделением (службой, департаментом, отделом, управлением внутреннего аудита). Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности деятельности иных служб внутреннего контроля.

Одним из важных условий деятельности службы внутреннего  аудита является обеспечение ее объективности  и самостоятельности. Как правило, это обеспечивается тем, что служба внутреннего аудита находится в подчинении непосредственно высших органов управления организацией: собрания акционеров или учредителей, совета директоров, правления и т.п. Структура организации должна обеспечивать независимость службы внутреннего аудита от органов исполнительного руководства: дирекции, бухгалтерии и т.п.

В качестве одной  из задач службы внутреннего аудита выступает взаимодействие с внешними аудиторами при проведении аудиторской  проверки организации. При этом органы управления организацией обязаны создать условия для беспрепятственного общения внутренних и внешних аудиторов.

Служба внутреннего  аудита может самостоятельно подготавливать предложения и рекомендации по улучшению  работы отдельных подразделений и организации в целом, обращаться с ними к высшим органам управления, информировать о недостатках внешних аудиторов (24).

2.  Управленческий финансовый контроль выполняют органы управления организацией: высшее руководство, дирекция, менеджмент.

В ходе управленческого контроля достигнутые результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования резервов повышения эффективности производства, рационализации, экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта научной организации труда, новых технологий, предупреждению излишних затрат.

Предложенная  автором классификация и система  видов финансового контроля, хотя и не претендуют на всеобъемлющий  характер, но могут оказать содействие в понимании осуществления различных  видов финансового контроля, учитывать изменения, появление и развитие новых видов финансового контроля (27, с. 400-402).

Проект Федерального закона "О  внесении изменений в Бюджетный  кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования  государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ"

Основными направлениями предлагаемых законопроектом изменений в Бюджетный  кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях являются:

  • организация действенного контроля за эффективным использованием бюджетных средств;
  • введение понятий "внешнего" и "внутреннего" государственного (муниципального) финансового контроля;
  • разграничение полномочий между органами государственного (муниципального) финансового контроля;
  • уточнение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
  • исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов;
  • определение на законодательном уровне методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля;
  • приведение системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
  • установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ.

В частности, законопроектом предусматривается  обязанность главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, ответственных за предоставление средств из бюджета, обеспечить соблюдение юридическими лицами, не являющимися участниками бюджетного процесса, условий, на которых средства из бюджета были им предоставлены.

Вместе с тем органы государственного (муниципального) финансового контроля смогут проводить такие проверки указанных юридических лиц только в процессе либо после проверки деятельности главных распорядителей бюджетных средств, которые предоставили средства соответствующим юридическим лицам.

Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности  за соблюдение положений бюджетного законодательства РФ и, соответственно, ответственности за соблюдение условий  предоставления средств из бюджета (субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за их предоставление.

Кроме того, это позволит исключить  возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов и снизить административное давление на бизнес.

 

1.3. Государственное регулирование контрольно-ревизионной деятельности в РФ

 

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дало профессии законодательную основу. За период его действия были сформированы системы аттестации и лицензирования, продолжается работа по подготовке стандартов аудиторской деятельности. Правительством Российской Федерации утверждены первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая очереди федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита. Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности на протяжении всего периода действия Закона осуществлялось с активным участием профессиональных аудиторских объединений и Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

В 2005 г. впервые в России был проведен комплексный анализ отчетности, поступавшей  в соответствии с порядком представления  отчета аудиторскими организациями  и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности, и в целом рынка аудиторских услуг и его сегментов. Анализ показал динамику за 1999 - 2004 гг. по числу клиентов, проверенных аудиторскими организациями Москвы, Санкт-Петербурга и регионов, выделил регионы-лидеры по числу региональных клиентов с отдельным исследованием в нефтегазовой сфере, автомобилестроении, ТЭК и других отраслях. Совокупный доход аудиторских организаций был продемонстрирован показателем в объеме 20,5 млрд руб. Результаты данного анализа в 2006 - 2007 гг. нашли отражение в первом и втором изданиях учебника «Аудит в России», а предложенные новации в последующем были использованы в министерстве при подготовке докладов о состоянии рынка аудиторских услуг. Необходимо также отметить, что данный учебник уже в тот период предлагал в том числе для представителей бизнес-сообщества целые блоки антикризисной направленности для повышения эффективности управления через призму повышения качества аудиторских услуг.

Информация о работе Основные виды контрольно-ревизионной деятельности в РФ