Особенности ведения учета и аудита в компьютерной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:15, лекция

Описание

Управление предприятием в современных условиях определяется как изменение состояния
системы, ведущее к достижению поставленной цели. Система управления предприятием взаимодействует в
постоянной взаимосвязи с внешней средой. Взаимосвязь осуществляется посредством информации,
которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от
системы более высокого уровня к системам низового звена, а по потокам обратной связи – все сведения,
необходимые для регулирования информационного процесса. Управленческая информация обслуживает
процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Важнейшей ее
составляющей является экономическая информация, которая отражает производственно-финансовую
деятельность любых экономических объектов с помощью системы натуральных, стоимостных показателей.
При этом используются количественные величины, цифровые значения. Эта особенность экономической
информации предопределяет возможность широкого применения для ее обработки вычислительной
техники.

Работа состоит из  1 файл

бух.дело.doc

— 441.50 Кб (Скачать документ)

доступна  средствам построения стандартных  отчетов или передана через буфер  обмена в MS Word или

другие  приложения.

Преимущества  автоматизации аудиторской деятельности.

       В ходе проверки аудитор находится  в принципиально иной информационной  среде, чем при

обычных методах проведения аудита. Каждому  аудитору должна быть доступна информация,

содержащаяся  и бухгалтерской отчетности и  Главной книге клиента, а также результаты ее обработки.

       Собранная в ходе проверки  всеми членами аудиторской группы  информация должна записываться  в

единую  базу данных, а результате вся она  доступна всем членам группы, что дает возможность аудитору

(руководителю  проверки) использовать результаты работы своих коллег.

       В международной практике применяются  два подхода к организации  аудита: пообъектный и

циклический. При пообъектном подходе хозяйственные  операции исследуются с точки  зрения

обособленного получения доказательств в отношении отдельных счетов бухгалтерского учета. Здесь одна и

та же хозяйственная операция может исследоваться  несколько раз разными экспертами, что как минимум 

                                                139 
 

нерационально с точки зрения снижения затрат на проведение аудита. При циклическом подходе

объектом  аудиторского исследования являются взаимосвязи  между объектами учета, образующиеся при

проведении  хозяйственных операций.

        Исследуя, как проведены в учете  хозяйственные операции, аудитор  выражает частное мнение о

достоверности отражения каждой проверяемой операции как минимум по двум счетам рабочего плана

счетов. Частные  мнения аудитора фиксируются в базе данных.

        Например, один аудитор отслеживает  расчеты с поставщиками, а второй - учет основных средств.

При проверке расчетов с поставщиками будет неизбежно  рассмотрена правомерность отражения  оборотов

по дебету счета 08 «Капитальные вложения». В то же время аудитором, проверяющим  основные средства,

будут рассмотрены  операции, отражаемые по кредиту счета 08. Их мнения запишутся в базу данных, и

аудитор, проверяющий достоверность отражения  в учете капитальных вложений, при выражении

собственного  мнения использует и результаты проверки смежных разделов, что, несомненно, повысит

качество  проверки. Исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, руководитель

проверки  может принять решение о сплошной проверке операций, отражаемых бухгалтерскими записями:

Дебет - 08 Кредит - 60; Дебет - 01 Кредит - 08, а также  Дебет - 04 Кредит - 08- В этом случае счет 08 также

будет проверен сплошным порядком, усилиями двух (трех) аудиторов.

        В качестве аналогичного примера  следует отметить счета затрат: счета 20, 23, 25, 26, на которых

собирается  очень большой объем информации, полученной при аудите других разделов.

        Принятый способ обработки информации  является и хорошим средством  контроля качества аудита.

В случае если аудитор отмечает факт нарушения  по какой-либо хозяйственной операции, зафиксированное

им нарушение  повлияет, как правило, на оценку достоверности и по другому разделу, который проверяет

другой  специалист. Он в свою очередь может  согласиться или не согласиться  с мнением коллеги. В этом

случае  они самостоятельно разрешают возникшее  противоречие, а при необходимости  обращаются к

руководителю  проверки.

        Аналогично обстоит дело и  с заполнением базы правил (тестовых  таблиц) по выполнению правил

бухгалтерского  учета. Если разные аудиторы выразили противоположное мнение по одному из правил,

программа должна выдать руководителю проверки необходимое сообщение.

        Таким образом, программа может  автоматически поддерживать целостность  и непротиворечивость

собранной в ходе аудита информации, обеспечивая  руководителю проверки вывод обобщенных данных по

экономическому  субъекту в целом с возможностью их детализации до уровня отдельной хозяйственной

операции.

        В программе также целесообразно  предусмотреть:

    1. Автоматическое формирование данных  о затраченном аудиторами рабочем  времени.

    2. Сведение к минимуму процесса документирования.

    3. Абсолютную воспроизводимость  полученных в ходе аудита результатов. 
 

                                             Глоссарий.

       Автоматизированная (таблично-автоматизированная) форма – форма учета, основанная  на

использовании ЭВМ.

       Активы – экономические ресурсы  хозяйствующего субъекта, выраженные  в стоимостной оценке и

способные приносить доход в будущем.

       Акционерное общество – это  общество, уставный капитал которого  разделен на определенное

число акций, участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,

связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

       Аффилированные лица – юридические  и физические лица, способные  оказать влияние на

деятельность АО.

       Автономная некоммерческая организация  – не имеющая членства некоммерческая  организация,

учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов в

целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической

культуры  и спорта.

       Бухгалтерский баланс – это  способ экономической группировки  и обобщения информации об

имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в  денежной оценке на

определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

       Бухгалтерское дело – это профессиональная  деятельность бухгалтера во всех  ее проявлениях:

ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ

отчетных  данных, участие в профессиональных организациях. 

                                                   140 
 

       Благотворительная деятельность  – это добровольная деятельность  граждан и юридических лиц

по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам

имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг,

оказанию  иной поддержки.

       Бухгалтерский учет – это упорядоченная  система сбора, регистрации и  обобщения информации в

денежном  выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного,

непрерывного  и документального учета всех хозяйственных операций.

       Благотворительной организацией  – является неправительственная  (негосударственная и

немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной

деятельности  в интересах общества в целом  или отдельных категорий лиц.

       Бухгалтерская прибыль (убыток) –  представляет собой конечный  финансовый результат,

выявленный  за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций

организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

       Верифицируемость – контроль  информации.

       Временная определенность фактов  хозяйственной деятельности (принцип  начисления) –

факты хозяйственной  деятельности отражаются в учете  в том отчетном периоде, когда  они имели место,

независимо  от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами.

       Готовая продукция – составная  часть материально-производственных запасов организации,

предназначенная для продажи и соответствующая  установленным техническим параметрам и другим

стандартам.

       Государственная корпорация –  не имеющая членства некоммерческая  организация, учрежденная

РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и

других  общественно полезных функций

       Двойная запись – отражение  каждой хозяйственной операции  в одинаковой сумме по дебету  и

кредиту взаимосвязанных счетов.

       Дебиторская задолженность – долги предприятий и лиц данному хозяйству.

       Дебиторы – юридические и физические  лица – должники организации.

       Денежные средства – часть  оборотных активов, используемых  хозяйствующим субъектом для

осуществления расчетов.

       Добавочный капитал – часть собственного капитала, созданного в результате дополнительного

внесения  средств сверх уставного капитала, изменения стоимости активов  или их безвозмездного

получения.

       Документация – это первичная  регистрация хозяйственных операций  с помощью документов в

момент  и в местах их совершения.

       Документооборот – этапы движения  документов от создания до  передачи в архив.

       Документы (первичные, сводные). Первичные  документы предназначены для  оформления

хозяйственных операций. Сводные документы обобщают информацию однородных первичных

документов.

       Долгосрочные активы – часть  экономических ресурсов, используемых  в течение длительного

времени.

       Долгосрочные финансовые вложения  – вложения денежных средств  или иного имущества в

другие  организации на срок более одного года для получения дохода или  контроля за их деятельностью.

       Долгосрочные обязательства –  это задолженность, срок погашения  которой превышает 12

месяцев.

       Допущения – это базовые принципы  бухгалтерского учета.

Информация о работе Особенности ведения учета и аудита в компьютерной среде