Планирование в аудите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция

Описание

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Планирование.docx

— 341.28 Кб (Скачать документ)

Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при  составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

•   учредительные и  другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам  деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);

•   учетная политика предприятия (в целях ведения  бухгалтерского учета; в целях налогообложения);

•   основные средства;

•   нематериальные активы;

•   производственные запасы;

•   расчеты по оплате труда;

•   затраты на производство;

•   готовая продукция, товары и реализация;

•   денежные средства;

•   расчеты;

•   финансовые результаты и использование прибыли;

•   капитал и резервы;

•   кредиты и финансирование;

•   учет по забалансовым счетам;

•   бухгалтерская отчетность и приложения. 


 
 
{SHOW_TEXT}

Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки Предварительный этап планирования аудита Содержание общего плана и программы проведения аудита Подготовка программы аудита Аудиторские доказате

 

 

Нормативное регулирование  этапа планирования аудита установлено  международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные  требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок  планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые  в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и  оптимального решения задач, стоящих  перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный  стандарт «Планирование аудита»  и определить в нем порядок  действий аудитора: от момента получения  заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены  используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность2.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности  всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов  сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным  хозяйствующим субъектам (структурным  подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет  обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и  необходимость их соблюдения при  планировании аудита.

Основными документами, составляемыми  при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор  на проведение аудита, общий план и  общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться  с клиентом и выяснить, с какой  целью он намерен проводить аудиторскую  проверку и какие результаты ожидает  получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор  получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания  его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние  на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора3.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения  специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые  могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная  оценка объема и стоимости аудиторских  услуг, определение существенных условий  договора на проведение аудита. При  оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику  деятельности клиента: его организационную  структуру, уровень средств внутреннего  контроля, эффективность учетной  политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных  операций и т. д.

После принятия решения о  целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес  письмо о проведении проверки4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение  с просьбой оказать аудиторские  услуги или в подтверждение понимания  договоренностей проведения аудиторской  проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор  на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия  ее проведения, а также возможность  изменения этих условий и стоимости  проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень  уверенности в достоверности  финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно  именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана  и программы проверки, увеличивает  предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с  клиентом, аудитор приступает к следующим  этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита6.

Разработка программы  и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей  аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого  объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения7. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности  аудита и координации аудиторских  процедур с работой персонала  аудируемого лица отдельные разделы  общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться  и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита8. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

К значимым для аудита в  первую очередь относятся разделы  и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна  по сравнению с выбранным уровнем  существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие  у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и  оборотов по счетам бухгалтерского учета  наименее значительна по сравнению  с выбранным уровнем существенности.

После составления программы  и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется  и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и  результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность  и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость  по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные  на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью  клиента, общим планом и программой аудита.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий  этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в  виде письменной информации руководству  аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление  внутреннего контроля качества за проведением  аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности  в том, что работа аудиторов выполнена  с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах9.

Общий план и программа  проведения аудита подписываются руководителем  аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской  организации.

Аудитор планирует  свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской  проверки. Общий план аудита и его  программа по мере необходимости  могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными  в ходе аудиторских процедур. Причины  внесения значительных изменений в  общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы  и могут являться основанием для  изменения условий договора на проведение аудиторской проверки10.

 

1) п. 7 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2) Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (25.12.1996, утратил силу)

3) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

4) п. 2 Федерального правила (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) п. 9 Федерального правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

7) п. 8 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

8) п. 10 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

9) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

10) п. 12 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6.2. Планирование аудита

 

 

 

*См. Правило (стандарт) аудиторской  деятельности в Российской Федерации  «Планирование аудита». 

 

Назначение и принципы планирования аудита. Аудиторская организация  должна начинать планировать аудит  до написания письма-обязательства  и до заключения договора с экономическим  субъектом о проведении аудита.

Планирование, являясь начальным  этапом проведения аудита, включает в  себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием  ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления  аудиторских процедур, необходимых  для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

комплексность планирования;

непрерывность планирования;

оптимальность планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности  и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы  аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита предусматривает установление сопряженных заданий группе аудиторов  и увязку этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период (в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года) аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита подразумевает обеспечение  вариантности планирования в процессе планирования аудиторской организации  для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы  аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита аудиторской  организации состоит из следующих  основных этапов:

предварительное планирование аудита;

подготовка и составление  общего плана аудита;

подготовка и составление  программы аудита.

Содержание предварительного планирования аудита. Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства  и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация  должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные  вопросы, связанные с проведением  аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта и иметь  следующую информацию:

о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую  ситуацию в стране (регионе) в целом  и ее отраслевые особенности;

о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными  особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой  продукции;

структурой капитала и  курсом акций (в случае, если акции  экономического субъекта подлежат котировке);

технологическими особенностями  производства продукции;

уровнем рентабельности;

основными покупателями и  поставщиками экономического субъекта;

порядком распределения  прибыли, остающейся в распоряжении организации;

существованием дочерних и зависимых организаций;

организованной экономическим  субъектом системой внутреннего  контроля;

принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации для аудитора могут  быть устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская  отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные  инструкции; материалы налоговых  проверок; материалы судебных и арбитражных  исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру  экономического субъекта, список его  филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация  оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская  организация считает возможным  проведение аудита, она переходит  к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с  экономическим субъектом.

При планировании состава  аудиторской группы аудиторская  организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого  этапа аудита (подготовительного, основного  и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень  членов группы; преемственность персонала  группы; квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента; положение клиента в экономической  среде; отношения с предыдущей аудиторской  фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно  связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных  вопросах по поводу применения принципов  учета, аудиторских процедур или  оплаты. Но предварительно аудитор  должен согласовать возможность  такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные  вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может  быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить  ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего  аудитора или предыдущий аудитор  отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может  воспользоваться информацией, предоставляемой  юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения  сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества.

При оценке причин приглашения  аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей  финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или  предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор  должен собрать больший объем  материала с подтверждением достоверности  отчетности.

Общая информация о предприятии  необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о  достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с  юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Обсуждения с работниками  управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению  учета, способствуют получению информации «из первых рук».

Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов  позволяют воочию убедиться в  наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.

Важно использовать внешние  и внутренние отчеты и публикации. Внешние отчеты - это деловая печать и газеты, аналитические отчеты по отрасли, сравнения с основными  конкурентами и среднеотраслевыми  показателями, государственное и  налоговое законодательство и регулирование, официальные заявления; внутренние отчеты - это финансовые отчеты, ежемесячная  финансовая информация, протоколы заседаний  совета директоров, правления, дирекции, акционеров, отчеты управляющих, в том  числе бюджеты, прогнозы, проекты, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, инструкции по процедурам, политике внутри фирмы.

Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности и учетной политикой, существовавшей в предшествующие годы, изучить специальную  литературу, встретиться с аудиторами клиента.

Очень важно получить информацию о политике предприятия в различных  областях; степени ответственности  и правах руководителей разных уровней; круге лиц, имеющих право менять политику предприятия.

Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить на этом этапе работы, - определение  связанных и ассоциированных  с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия  и любые другие стороны, которые  могут влиять на управление и оперативную  политику друг друга). Информация о  них должна быть раскрыта, если она  является материальной: должны быть описаны  природа и объем операций между  сторонами (операции купли-продажи  между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними  предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.

На основе полученной информации аудитор должен решить, необходимо ли привлечение для консультаций по отдельным вопросам специалистов (юристов, специалистов по налогам, технологии и т.д.).

Обзор деятельности предприятия  должен включать в себя:

1) глубокое понимание  предпринимательской деятельности  клиента, мотивы поведения старшего  управленческого персонала для  оценки риска представления ложной  информации;

2) предварительные аналитические  обзоры для оценки текущего  финансового состояния предприятия,  чтобы выделить необычные и  неожиданные сальдо;

3) понимание особенностей  учетной политики;

4) оценку уровня и существенности.

Аудитор должен выявить внешние  и внутренние факторы, влияющие на предпринимательскую  деятельность клиента.

К внешним факторам относятся  макроэкономические и отраслевые факторы.

Макроэкономические факторы - это основная деятельность (снижение, рост); международная торговля, тарифные барьеры; изменения в налогообложении; зависимость от иностранных рынков; колебания курсов валют; система  внешнего контроля; изменения государственной  политики; влияние процентных ставок на стабильность компании; экономические  факторы, влияющие на ликвидность потребителя; изменения индексов ценных бумаг  или развитие рынка собственности.

Отраслевые факторы - это  среда регулирования (новые или  ожидаемые законодательные акты, например, контроль за ценами и загрязнением окружающей среды); экономические условия (сокращение и расширение отрасли, возникновение  отраслей с высоким риском, серьезная  ценовая конкуренция, насыщенность рынка, цикл деятельности и сезонность); труд (трудовые проблемы, необычная  трудовая практика, отраслевая безработица, уровень отраслевой зарплаты, нехватка работников определенной профессии, квалификации).

Внутренние факторы, влияющие на деятельность клиента, можно классифицировать следующим образом:

общие факторы: история клиента; структура бизнеса; виды производственной деятельности и важнейшие производственные единицы; быстрое расширение бизнеса; существующие и возможные разногласия; мнение руководства по поводу своего предприятия в отрасли; мнение руководства  по поводу результатов и тенденций  развития; главные заботы руководства; ожидания от проведения аудита;

собственность: особенности  собственности клиента; курс акций  клиента; необычные торговые операции с акциями клиента;

основная стратегия деятельности: планируемые или предполагаемые приобретения; ожидаемые изменения  в производстве; капитальные вложения; планируемое расширение рынка; планирование налогов;

совет директоров и старший  управленческий персонал: степень независимости  от исполнительской управленческой службы; частота заседаний совета; принуждение исполнителей совершать  неправомерные действия (ложная информация, действия, противоречащие интересам  акционеров, и т.п.); факторы, влияющие на оплату труда управленцев;

операции: сущность и основные пользователи продукции или услуг  клиента; стадии и методы производства продукции и связанный с ними риск; характер и местоположение производственных мощностей; уровень контроля центрального аппарата децентрализованных операций; факторы себестоимости производства; приемлемость получения кредита  от поставщиков; зависимость от поставщиков  и приемлемость сырья, услуг; производственные мощности; технические проблемы производства; продолжительность и гибкость производственного  цикла и др.;

финансы: характеристика потоков  денежных средств; политика и процедуры  инвестирования; уровень прибыли; основные банковские операции; использование  лизинга; гарантии и другие выплаты; другие обязательства;

маркетинг: основные покупатели и рынки; опора на отдельных покупателей  проектов или операций; финансовое состояние покупателей; важнейшие  конкуренты и положение клиента  на рынке; стабильность рынка и сезонные тенденции; порча продукции; зависимость  от привилегий, лицензий или схем; новые  виды продукции с сомнительными  потенциальными возможностями; предпочтения в отношении покупателей; политика в области финансирования основной продукции, ценообразование и скидки; реклама и ее эффективность; тенденции  ухудшения; уровень результатов  маркетинга; дополнительный риск для  увеличения продаж;

персонал: квалификация, опыт и комплектность основного персонала; политика набора и продвижения служащих; зарплата и премии служащих, распределение  прибыли; управленческие планы в  отношении персонала; текучесть  кадров.

С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами  регистрации, протоколами заседаний  совета директоров и собраний акционеров, - в них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантий, круге  лиц, имеющих право подписи.

Кроме того, для выяснения  обязательств клиента важно просмотреть  контракты, договоры и соглашения.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита. Начиная  разработку общего плана и программы  аудита, аудиторская организация  должна использовать предварительные  знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных  аналитических процедур.

С помощью аналитических  процедур аудиторская организация  должна выявить области, значимые для  аудита. Сложность, объем и сроки  проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская  организация оценивает эффективность  системы внутреннего контроля (СВК), которой располагает экономический  субъект, и оценивает ее риск (контрольный  риск). СВК может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает  о возникновении недостоверной  информации, а также выявляет недостоверную  информацию. Оценивая эффективность  СВК, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская  организация решает положиться на СВК  и систему бухгалтерского учета  для получения достаточной степени  уверенности в достоверности  бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать  объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана  и программы аудита аудиторской  организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие  считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский  риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской  отчетности и риск контроля, которые  присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С  помощью установленных рисков и  уровня существенности аудиторская  организация выявляет значимые для  аудита области и планирует необходимые  аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и  программу аудита, аудиторская организация  должна учитывать степень автоматизации  обработки учетной информации, что  также позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских  процедур.

Аудиторская организация  при необходимости может согласовать  с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При  этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов  аудита, отраженных в общем плане  и программе, но несет полную ответственность  за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской  организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует  детально документировать, так как  они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в  течение всего процесса аудита.

Подготовка и составление  общего плана аудита. Общий план должен служить руководством при  осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской  организации могут возникнуть основания  для пересмотра отдельных положений  общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений  аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская  организация должна предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

реальные трудозатраты;

расчет затрат времени  в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь  с текущим расчетом;

уровень существенности;

проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская  организация определяет способ проведения аудита на основании результатов  предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения  провести выборочный аудит аудитор  формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана  являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется  предусмотреть:

формирование аудиторской  группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

распределение аудиторов  в соответствии с их профессиональными  качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта, а также  с положениями общего плана аудита;

контроль руководителя за выполнением плана и качеством  работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

разъяснение руководителем  аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией  аудиторских процедур;

документальное оформление особого мнения члена аудиторской  группы (исполнителя) при возникновении  разногласий в оценке того или  иного факта между руководителем  аудиторской группы и ее рядовым  членом.

Аудиторская организация  определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость  привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Подготовка и составление  программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана  аудита и представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально  оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь  возможность в процессе работы ссылаться  на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует  составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы  аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств  контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора  информации о функционировании системы  внутреннего контроля и учета. Тесты  средств контроля помогают выявить  существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных  конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить  программу аудита по каждому разделу  бухгалтерского учета.

В зависимости от условий  проведения аудита и результатов  аудиторских процедур программа  может пересматриваться. Причины  и результаты изменений следует  документировать.

Выводы аудитора по каждому  разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих  документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для  формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и  программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

Информация о работе Планирование в аудите