Планирование в аудите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция

Описание

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Планирование.docx

— 341.28 Кб (Скачать документ)

Главный недостаток внутриотраслевых сравнений  в аудите - неоднородность финансовой информации по фирмам, на которой базируются общеотраслевые показатели. Поскольку отраслевые данные представляют собой средние значения, то сравнения не могут быть показательными. Сфера деятельности клиента часто не совпадает с отраслевыми стандартами. Кроме того, разные компании пользуются разными методами учета, и это влияет на сопоставимость данных.

Чтобы сравнения принесли пользу при решении  задач, стоящих перед аудитором, необходимо использовать актуальные данные. Предположим, что аудитор занимается вопросом о неоплаченных счетах дебиторов и поэтому планирует оценить тенденцию оборачиваемости этих счетов (такая аналитическая процедура предназначается для установления адекватности скидки по сомнительным счетам). Если объем реализации товаров за наличный расчет занимает большее место в общем объеме реализации, то суммы за реализацию товаров в кредит должны быть определены аудитором как таковые, а не иначе.

Определяя, велики ли различия, обнаруженные в результате сравнения в ходе аналитических процедур (т. е. имеются ли необычные колебания), необходимо использовать некоторые критерии или правила принятия решения.

Достоверность данных. Если сравниваются данные, не подвергавшиеся аудиту, с данными за текущий год, то не заслуживают доверия ни эти  данные, ни результаты их сравнений. Следовательно, аудитор должен принимать во внимание достоверность этих данных. Обычно если данные прошли аудиторскую проверку, то их можно считать достоверными. Если это данные текущего периода, их можно считать достаточно достоверными в том случае, когда они были получены при наличии надежной системы внутрихозяйственного контроля или поступили из постороннего для данной системы бухгалтерского учета источника, который признан надежным. Когда надежность данных ставится под вопрос (например, достоверность информации, полученной при слабой системе внутрихозяйственного контроля), аудитору надлежит включить в состав аудиторских тестов проверку этих данных.

Данные  за несколько лет. Чтобы определить тенденции, позволяющие получить при  анализе показательные результаты, желательно сопоставить коэффициенты, процентные значения и абсолютные величины с этими же показателями не только за непосредственно предшествующий период, но за большее число периодов.

К аналитическим процедурам можно  применить статистические методы, которые  помогают интерпретировать результаты. К преимуществам статистических методов относятся возможность  производить усложненные расчеты, а также их объективность. Наиболее распространенный статистический метод аналитических процедур - это регрессионный анализ. Он применяется для оценки обоснованности баланса путем установления зависимости (регрессии между общей суммой и другой связанной с записью информацией). Например, аудитор может сделать вывод, что общую сумму расходов по реализации следует увязать с общей суммой реализации и с расходами по реализации в предыдущем году, а также с числом продавцов. В этом случае аудитор применяет метод регрессионного анализа, чтобы определить стоимость затрат на реализацию, а затем сравнить эту величину с учетными данными по стоимости. Описания регрессионного и других статистических методов, широко применяемых в аналитических процедурах, можно найти в раде современных публикаций, посвященных методам статистических выборок в аудите.

1.4 Составление и представление  письма-обязательства и договора.

На практике письму-обязательству  должно предшествовать официальное  предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих услуг, такие отношения  принято называть преддоговорной перепиской. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта  руководителю до заключения договора на проведение аудита во избежании неправильного понимания или условий предстоящего договора.

В интересах и клиента и аудитора, существует необходимость в том, чтобы письмо-обязательство было послано клиенту перед началом  аудита – это поможет избежать многих недоразумений по окончании  аудиторской проверки в отношении  обязательств обеих сторон.

На практике в нем содержаться  указания на очевидность аудита –  на необходимость проведения контрольных  тестов  для выявления достоверности бухгалтерского учета и в частности расчетов по оплате труда в ООО «Лотос-М», и эффективности контроля на предприятии, а также выполнения процедур для установления обоснованности , точности и достоверности данных учета и соответствия принятого порядка учета законодательным актам.

Основное содержание письма-обязательства  на примере ниже представленного  составляют следующие аспекты:

-   описание объектов аудита бухгалтерского учета  и финансовой отчетности, определение его масштабов(сроков проверки и содержание)

-   ответственность клиента за достоверность представляемых данных

-   определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство или рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правил которых придерживается аудитор

-   вид заключения , отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности

-   определение риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента

-   обеспечение сводного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой другой информации, изучаемой при аудите

-   обязательство аудитора по соблюдению коммерческой тайны

Аудитор по своему усмотрению может  включить:

-   просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации

-   вопросы о предоставлении клиентом в предоставленный срок  получения письма-обязательства ,а также условия оплаты аудита

Целесообразно в письме- обязательстве  о согласии на проведение аудита разделяется  ответственность аудитора и ответственность  клиента. Под ответственностью аудитора  понимаются моральные и материальные обязательства аудитора перед клиентом в соответствии с действующим законодательством  и соглашением сторон. Аудитор  несет  ответственность за свое заключение, а под ответственностью клиента понимается его обязательство  предоставлять полную информацию  для аудиторской проверки , вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность , соответствующую действующему законодательству и нормативным документам ,и использовать аудиторское заключение по назначению.

На практике в соответствии с  правилом (стандартом),аудитор может  не направлять письмо-обязательство  повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего  письма-обязательства. Тем не менее  существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз.

Письмо-обязательство о  согласии на   проведение аудита в ООО «Лотос-М».

Исходящий № 351        

Дата 05.01.2001г.   Ген. Директору  Вовку Михаилу Михайловичу.

Глубокоуважаемый Михаил Михайлович!

Ваше предложение о  проведении аудиторской проверки  в ООО «Лотос-М» нами принимается согласно действующим положениям и нормам аудита, проверке будут подвергнуты штатное расписание ,положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера(подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), договоры личного страхования, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы(ф№ Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, платежные и расчетные ведомости(фф№ Т-49, Т-51, Т-53), лицевые счета(ф№ Т-54), и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры(журналы-ордера, ведомости), главная книга, бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами.

 

 

Целью аудита будет являться выражение мнения нашей аудиторской  фирмой о достоверности бухгалтерской  отчетности  ООО «Лотос-М» за 1, 2,3 и 4 квартал 2001года во всех аспектах. Для обоснования своих выводов мы применим ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников вашей организации.

Ввиду большого объема  подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудитору ограничений имеется определенный риск не обнаружения ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести  данный риск к разумному минимуму, но гарантировать абсолютную точность выводов не можем.

О выявленных отклонениях  в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, вы будете проинформированы нашим письменным отчетом .

Напоминаем вам об  ответственности руководства за составление финансовой отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватных бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетных решений . Мы просим от руководства  ООО «Лотос-М» письменного подтверждения достоверности и полноты предоставленной для аудита информации. Надеемся на всестороннее сотрудничество с вашим персоналом и то, что в наше распоряжение предоставят любые записи, документацию и другую информацию, необходимую для проведения аудиторской проверки. Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения мнения о достоверности вашей бухгалтерской отчетности. Нарушения данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита. Наш гонорар, будет определен по мере выполнения работы, в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, от прямых текущих расходов. Оплата отдельных видов работ может изменится в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов и ассистентов.

Просим Вас, подписать  и вернуть приложенную копию  письма с указанием ее соответствия вашему пониманию соглашений по аудиту, достоверности бухгалтерской отчетности  или направить нам замечания по его содержанию.

Ген. Директор аудиторской  фирмы «Радуга»

Краснов Сергей Владимирович         дата 05.01.2001г.

С условиями проведения аудиторской  проверки  в ООО «Лотос-М» согласен.

Ген. Директор ООО «Лотос-М»

Вовк Михаил Михайлович           дата 06.01.2001г

После того, как экономический  субъект получил письмо-обязательство  и с условиями его ознакомился  и согласен на проведение аудиторской  проверки, клиент и аудиторская фирма  заключают договор на оказание аудиторских  услуг.

А для того, чтобы снизить  аудиторский предпринимательский  риск, т.е. риск неудачи аудиторской  проверки на практике аудиторская организация  должна иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов, в том  числе для включения в текст  договора определенных дополнительных условий. Неудачный, непродуманный, опрометчивый выбор клиента, может привести к  значительным финансовым и моральным  издержкам, нанести ущерб репутации  аудиторской организации.

На практике аудиторская  организация должна собрать объективную  информацию о потенциальном клиенте. Клиентов аудиторских фирм можно  разделить на несколько типов, например, в зависимости от взаимоотношений  «клиент-аудитор», в ходе аудиторской  проверки:

-  формально-официальный :    клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки. От аудитора в этом случае требуется только подготовка и выдача аудиторского заключения с минимальными для клиента затратами времени и издержками;

-  неформальный :  к этому типу относятся клиенты, которые устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор наряду с основной работой выполняет и некоторые функции внутреннего аудита, сохраняя при этом свою независимость , а также, как правило, оказывает ряд побочных услуг(консультирование, анализ, оказание практической помощи).

Аудитор должен определить тип клиента собрав о нем всю  объективную информацию до заключения с ним договора на проведение аудита.

Источниками такой информации могут быть:

-   средства массовой информации (газеты, журналы, радио и телевидение и др.)

-   банки

-   страховые организации

-   деловые партнеры потенциального клиента

-   другие источники информации

В процессе принятия решения  о начале работы с новым экономическим  субъектом на практике необходимо выяснить следующее:

-   Характер взаимоотношений с налоговыми органами, банками, страховыми организациями, акционерами и другими пользователями отчетности потенциального клиента;

-   Причины побудившие экономический субъект обратится к услугам аудиторской организации;

-   Причины сменить аудиторскую организацию, если этот факт имеет место;

-   Объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйственного законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, недостатков организации системы внутреннего контроля, выявлены предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых органов;

-   Виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензии на них, если какие-либо из них подлежат обязательному лицензирования. При этом следует руководствоваться перечнем лицензируемых видов деятельности, установленным  Федеральным законом РФ №158-ФЗ от 29.09.98г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-   Наличие всей документации, необходимой для проведения  проверки: первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, по всем видам деятельности и в частности расчетов по оплате труда;

-   Происходила ли в течении отчетного периода, за который планируется проведение аудиторской проверки, смена руководства предприятия, главного бухгалтера, иного персонала;

-   Не планирует ли организация в ближайшее время существенно сократить объемы производства продукции(работ, услуг), объявить о банкротстве, ликвидироваться;

 

Если  результаты проведенной работы указывают  на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет  слишком высоким при работе с  данным клиентом, а проверка слишком  трудоемкой, то договор на проведение аудиторской проверки может быть и не заключен. Также аудитору следует  помнить, что финансовые затраты  по расторжению ранее заключенного договора в одностороннем порядке  по инициативе аудитора могут превысить  сумму, за услуги аудитору по ниже прилагающемуся договору на оказание аудиторских услуг

Договор на оказание аудиторских услуг.

Договор №200

Москва

03.01.2005

Аудиторская фирма «радуга» именуемая в дальнейшем Исполнитель, в лице Генерального директора  Краснова Сергея Владимировича , действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Лотос-М», именуемый в дальнейшем Заказчик, в лице Генерального директора Вовка М.М., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Информация о работе Планирование в аудите