Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция
Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.
Следует ли документировать результаты предварительного планирования? Федеральные стандарты не содержат указаний на этот счет. Но, учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, можно утверждать, что документирование результатов этого этапа необходимо.
Поскольку в федеральных стандартах, как отмечено выше, отсутствуют сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования, то это — предмет соответствующего внутрифирменного стандарта. Некоторые варианты рабочих документов предварительного планирования, применяемых на практике аудиторскими фирмами, приведены в литературе [6;9], а также представлены в приложении 1.
Результатом предварительного планирования прежде всего является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновременном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д.
Другим не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная оценка согласуется с клиентом в процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.
4.3. Оформление
отношений с экономическим
Отношения с экономическим
субъектом оформляются, как это
предусмотрено Гражданским
Аудиторские услуги — весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие это заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора (см. п. 2.12, 2.13).
Иногда, приглашая аудиторскую организацию для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право требовать от аудитора «приведения в порядок» его бухгалтерской отчетности в случае обнаружения нарушений (т. е., по сути дела, услуг по восстановлению учета).
Нередко руководство проверяемых
субъектов под аудиторской
Некоторые руководители экономических субъектов считают, что если они платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать предоставления им продукции (заключения) определенного качества.
Поэтому еще до заключения
договора (или при его заключении)
для аудитора очень важно дополнительно
разъяснить потенциальному клиенту
специфику аудиторской
В соответствии с общероссийским стандартом письмо-обязательство должно содержать ряд обязательных указаний, важнейшими из которых являются следующие:
По своему усмотрению аудиторская
организация может включить в
текст письма-обязательства и
другие дополнительные указания. Рекомендуемая
форма и текст письма-
Общероссийским стандартом
установлено также, что письмо-обязательство
может служить офертой при
разовых соглашениях между
Письмо-обязательство может служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку. В этом случае его текст может быть таким, как приведено в приложении 2.
После письма-обязательства (или вместе с ним) аудиторская организация отправляет клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки.
Договор на проведение аудиторской
проверки в соответствии с гражданским
законодательством является договором
возмездного оказания услуг (ст. 779–783
Гражданского кодекса РФ). По договору
возмездного оказания услуг исполнитель
по заданию заказчика обязуется
оказать ему аудиторскую
Безусловно, стороны могут включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для себя существенными, например, возможность привлечения сторонних специалистов, или порядок оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д.
Рассмотрим примерное содержание существенных условий договора.
Предметом договора является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за определенный период (отчетный год). При оказании аудитором сопутствующих услуг предметом может быть оказание консультационных услуг, информационных услуг, услуг по восстановлению учета и пр. (см. п. 1.2).
В разделе договора о порядке и сроках оплаты устанавливается порядок определения стоимости аудиторских услуг. Возможны различные варианты, например следующие:
В большинстве случаев заказчиков более устраивает вариант а), не связанный с дополнительными расходами или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может согласиться на вариант а), если он уверен в том, что объем предстоящих работ определен им верно, а возникновение дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более подходят варианты б) и в).
В этом же разделе следует оговорить порядок и сроки оплаты. Возможны следующие варианты:
Естественно, что для аудитора более выгоден вариант а), но заказчик на него соглашается редко (иногда по принципиальным соображениям). На практике при проверках небольших фирм аудиторы часто соглашаются на вариант в), при проверках крупных фирм, связанных со значительными затратами, как правило, в договорах предусматривают вариант б), устраивающий обе стороны.
В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны:
Права и обязанности сторон
перечисляются в соответствии с
требованиями Гражданского кодекса
РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности
в РФ», общероссийского стандарта
«Права и обязанности аудиторских
организаций и проверяемых
Ответственность сторон указывается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности» (см. п. 2.13).
Иногда заказчик настаивает на включении в этот раздел обязанности аудитора по возмещению убытков, связанных с начислением проверяющим государственным органом санкций за отчетный период, проверенный аудитором. Позиция аудитора может быть следующей. Обязанность исполнителя по возмещению убытков заказчику предусмотрена Гражданским кодексом РФ при наличии вины исполнителя (см. п. 2.13) независимо от наличия или отсутствия подобного пункта в договоре. Таким образом, если на этом настаивает заказчик, то в раздел ответственности сторон может быть включен пункт, предусматривающий возмещение исполнителем заказчику понесенных последним убытков (штрафных санкций, обоснованно начисленных проверяющим органом, обнаружившим существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине исполнителя. Из подобной формулировки не возникает дополнительной ответственности аудитора, так как она, по сути, повторяет формулировку Гражданского кодекса.
Договор на аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь долгосрочный характер (например, предусматривающим ежегодную аудиторскую проверку в течение срока действия лицензии аудитора).
Примерная форма и содержание договора на аудиторскую проверку приведена в общероссийском стандарте «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», а также в приложении 3.
Автор: Maxvel 18-11-2012, 21:26
Основные
этапы аудита
1 Основные этапы аудита.
2 Подготовка аудиторской проверки.
3 Планирование аудита.
4 Изучение и оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего
контроля в ходе аудита.
5 Существенность и аудиторский риск.
6 Аудиторская выборка.
4.podgotovka-i-planirovanie-
1. Основные этапы аудита
Коммерческий успех аудиторов, рост их
общественного авторитета и расширение
круга клиентов напрямую зависят от уровня
их профессионализма, правильности применения
методологии и методики контроля, использования
передового опыта. Поскольку каждая аудиторская
проверка ограничена во времени, аудитору
всегда важно четко определить ее цели,
безошибочно выбрать исследуемые объекты
проверки, грамотно спланировать свои
действия, применить эффективные аудиторские
процедуры и собрать необходимые доказательства
для формулирования объективного заключения.
Для успешной реализации целей конкретной
аудиторской проверки необходимо, чтобы
последовательно выполнялись основные
этапы проведения аудита.
Анализ экономической литературы не позволяет
сделать однозначный вывод об основных
этапах технологии аудита. Среди ученых-экономистов
нет единого мнения по вопросу количества
этапов. Зарубежные и российские специалисты
в области теории и практики аудита выделяют
различные этапы аудита.
В национальном правиле «Цели и общие
принципы аудита бухгалтерской (финансовой)
отчетности» выделены следующие этапы
аудита:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- документирование аудита;
- обобщение выводов;
- формирование и выражение мнения о бухгалтерской
(финансовой) отчетности субъекта.
Кроме этого, Правило аудиторской деятельности
«Планирование аудита», утвержденное
постановлением Министерства финансов
от 04.08.2000г. с учетом изменений и дополнений,
определяет также, что планирование является
начальным этапом проведения аудита. Однако
на этапе предварительного планирования
наряду с другими вопросами изучают организацию
и состояние бухгалтерского учета и внутреннего
контроля.
Поэтому, проанализировав данную информацию
Правил, мнения российских и зарубежных
ученых-экономистов, а также с учетом сложившейся
практики осуществления аудиторской деятельности
в Республике Беларусь, по нашему мнению
следует выделить такие основные этапы
аудита:
подготовка аудиторской проверки: определение
объема аудита, составление письма-обязательства
о согласии на проведение аудита, договора
оказания аудиторских услуг.
планирование аудита, оценка организации
и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица. Планирование
аудиторской проверки производится в
соответствии с действующим законодательством,
условиями договора с клиентом. Аудитор
должен получить достаточное представление
о всех сторонах финансово-хозяйственной
деятельности объекта проверки и осуществить
оценку его системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля с целью установления
вероятности возникновения ошибок, влияющих
на достоверность финансовой отчетности
и аудиторский риск. На основе такой оценки
определяется содержание, масштаб и количество
аудиторских процедур. Эта информация
отражается в общем плане и программе
аудита. На данном этапе решается также
вопрос о привлечении экспертов и составе
аудиторской бригады.
— непосредственное проведение аудиторской
проверки на предприятии: получение аудиторских
доказательств с документированием всех
необходимых сведений и фактов;
- составление аудиторского заключения
(отчета): обобщение
выводов, формирование и выражение мнения
аудитора о бухгалтерской (финансовой)
отчетности субъекта хозяйствования.
В процессе составления аудиторского
заключения аудитор обобщает результаты
проверки, формулирует мнение относительно
достоверности отчетности и соответствия
ее действующему законодательству.
Учитывая особую значимость технологических
этапов аудиторской проверки, отдельно
остановимся на их содержании.
2. Подготовка аудиторской проверки
Подготовка к проведению аудита включает
в себя определение объема аудиторской
проверки, стоимости ее проведения, которые
должны найти отражение в заключаемом
между аудиторской организацией, аудитором
— индивидуальным предпринимателем договоре
на оказание аудиторских услуг. Договору
может предшествовать письмо-обязательство
исполнителя о согласии на проведение
аудита.
Организация-клиент, сделав свой выбор,
направляет в аудиторскую организацию
(к аудитору-индивидуальному предпринимателю)
в письменной форме предложение о проведении
аудита (или уведомляет их о готовности
к сотрудничеству иным способом). В обращении
должна быть представлена исчерпывающая
информация о клиенте: полное его наименование,
дата и номер государственной регистрации,
виды деятельности, состав учредителей,
участников и собственников имущества,
юридический адрес и др.
Согласно ст. 405 Гражданского Кодекса Республики
Беларусь такое предложение называется
офертой.
Офертой признается адресованное одному
или нескольким конкретным лицам предложение,
достаточно определенное и выражающее
намерение лица, сделавшего предложение,
считать себя заключившим договор с адресатом,
которым будет принято предложение. Оферта
должна содержать существенные условия
договора.
Получив письменное предложение о проведении
аудита (оферту), аудиторская организация
(аудитор - индивидуальный предприниматель)
должна дать на него ответ. В международной
практике проведения аудита такой ответ
получил наименование «Письмо-обязательство
аудитора перед клиентом». Министерством
финансов Республики Беларусь постановлением
от 31.10.2001 г. № 106 с учетом изменений и дополнений,
вместе с правилом аудиторской деятельности
«Порядок заключения договоров оказания
аудиторских услуг» утверждена примерная
форма письма-обязательства о согласии
на проведение аудита.
Это письмо рассматривается в качестве
официального ответного документа, устанавливающего
взаимоотношения между аудитором и клиентом
до заключения договора. В данном письме
должны быть раскрыты: цель аудита и его
объекты; сроки проведения проверки; ответственность
аудитора перед клиентом и его обязательство
о сохранении коммерческой тайны; обязательства
клиента по предоставлению необходимой
для проверки информации; ответственность
руководства предприятия-клиента за достоверность
финансовой информации и отчетности; нормативные
акты, на основании которых будет проводиться
аудит; возможный риск невыявления неточностей
и ошибок в учете и отчетности клиента;
форма отчетности аудитора по результатам
проверки; условия оплаты выполненной
работы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь
«Об аудиторской деятельности» отношения
между аудиторскими организациями (аудиторами
- индивидуальными предпринимателями)
заказчиками строятся на основе договора.
Договор документально подтверждает,
что стороны пришли к соглашению по всем
моментам, оговоренным в договоре. Для
того чтобы избежать неправильного понимания
сторонами взятых на себя обязательств,
условий их выполнения и принятой степени
ответственности, необходимо максимально
ясно оговорить в договоре все существенные
аспекты взаимоотношений, возникающих
в связи с заключением договора.
После заключения договора следует момент
выдачи заданий конкретному аудитору
на проведение аудита и комплектование
аудиторской группы под руководством
этого аудитора.
Статья 9 вышеуказанного Закона определяет,
что договор оказания аудиторских услуг
заключается в письменной форме и должен
включать следующие существенные условия:
предмет договора; сроки выполнения аудиторских
услуг; стоимость оказываемых услуг; права
и обязанности сторон; ответственность
сторон за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств, предусмотренных
до говором; иные условия, относительно
которых по заявлению одной из сторон
должно быть достигнуто соглашение.
Структура конкретных договоров может
несколько различаться, однако его форма
в целом должна соответствовать общепринятой
в Республике Беларусь форме составления
договоров. В преамбуле договора после
указания наименования и номера договора,
места и даты его подписания, должны быть
приведены наименования сторон, заключивших
договор (заказчик и исполнитель) и фамилии
должностных лиц, подписавших договор
от имени каждой из сторон.
Более полное содержание договора оказания
аудиторских услуг определено правилом
аудиторской деятельности «Порядок заключения
договоров оказания аудиторских услуг»,
утвержденным постановлением Министерства
финансов Республики Беларусь от 31.10.2001
г. №16 с учетом изменений и дополнений.
Подготовка договора начинается после
предварительного ознакомления с деятельностью
заказчика и принятия решения о возможности
оказания аудиторских услуг. В этот период
необходимо определить трудоемкость и
с ее учетом стоимость, а также сроки оказания
аудиторских услуг. Для решения этих задач
аудитором проводится преддоговорное
обследование заказчика. С этой целью
аудитор выезжает к заказчику для беседы
и общего ознакомления с документацией.
Такое обследование ввиду его краткости
иногда оказывается слишком поверхностным
и не всегда достигает цели. Для более
тщательного обследования клиенту может
быть предложено заполнить преддоговорный
тест-запрос, который включает в себя:
краткие сведения о руководстве, организационно-правовой
форме и форме собственности, видах деятельности,
периоде времени, подлежащего проверке,
и другие сведения.
Заполнение такого теста делает бухгалтер
организации, а аудитор сможет получить
необходимую на данном этапе информацию,
что упростит проведение проверки, сократит
ее сроки и поможет избежать необоснованного
определения стоимости услуг. В соответствии
с объемом и сложностью работы устанавливается
стоимость аудита, эта сумма согласовывается
с клиентом и указывается в договоре на
проведение аудиторской проверки.
В связи с тем, что раздел договора о стоимости
оказанных услуг в правиле не детализирован
порядком ее определения, который регулируется
отдельными нормативными правовыми актами
Республики Беларусь; ниже излагается
данная информация.
Стоимость по каждому договору оказания
аудиторских услуг определяется исходя
из тарифа на аудиторские услуги и согласованного
с аудируемым лицом объема работ по договору
(трудоемкость оказания аудиторских услуг).
Тарифы на аудиторские услуги (стоимость
человеко-часа, человеко-дня) определяются
исходя из плановой стоимости услуг на
установленный период (планируемой выручки
с учетом налога на добавочную стоимость)
и планового фонда рабочего времени. Тарифы
на оказание услуг рассчитываются в соответствии
с Инструкцией о порядке формирования
тарифов на аудиторские услуги, утвержденной
постановлением Министерства экономики
Республики Беларусь от 30.04.2002 г. № 94 (в
редакции постановления от 19.06.2003 г. №
131). При формировании тарифов на услуги
при проведении обязательного аудита
размер прибыли на планируемый период
определяется в размере не более 30 % от
фактической себестоимости оказываемых
услуг.
Стоимость оказываемых услуг определяется
с помощью специального расчета, в основу
которого положена калькуляция на оказание
аудиторских услуг, разрабатываемая и
утверждаемая в аудиторской организации
на определенный период времени. Общее
количество человеко-часов, необходимое
для проведения аудита у данного клиента
(определяется исходя из общего плана
аудита), умножается на стоимость одного
человеко-часа (исходя из плановой калькуляции).
Полученная в соответствии с расчетом
сумма услуг должна быть зафиксирована
в протоколе согласования цен, который
является приложением к договору оказания
аудиторских услуг.
Договор подписывается представителями
сторон, и их подписи скрепляются печатями
(при их наличии).
В аудиторской организации должен вестись
учет исполнения договоров оказания аудиторских
услуг. С этой целью ведется Книга регистрации
заключенных договоров оказания аудиторских
услуг и Книга контроля за выполнением
приказов о проведении аудиторских проверок.
3. Планирование аудита
При планировании аудита аудиторской
организации (аудитору) следует выделить
следующие этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана
аудита;
в) подготовка и составление программы
аудита.
На этапе предварительного планирования
аудиторская организация (аудитор) должна
ознакомиться с финансово-хозяйственной
деятельностью клиента и получить информацию
о внешних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность, отражающих экономическую
ситуацию в республике в целом и ее отраслевые
особенности, а также о внутренних факторах,
влияющих на хозяйственную деятельность
заказчика, связанных с его индивидуальными
особенностями.
Далее необходимо разработать и документально
оформить общий план аудита с описанием
предполагаемого объема и характера проведения
аудиторских процедур. Общий план аудита
должен быть достаточно детальным, его
форма и содержание могут меняться в ходе
осуществления аудиторской проверки в
зависимости от объема работ, выполняемых
аудируемым лицом, сложности аудита, специфической
методологии и технических приемов, используемых
аудитором.
Общий план обязательного аудита достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
должен включать перечень вопросов, приведенный
в приложении 3 к правилу аудиторской деятельности
«Планирование аудита».
Необходимым условием успешного выполнения
планируемых аудиторских работ является
наличие программы аудита.
Программа аудита является разбитием
общего плана аудита и представляет собой
детальный перечень содержания аудиторских
процедур, необходимых для практической
реализации плана аудита, и предполагаемый
перечень рабочей документации аудитора.
При подготовке аудиторской программы
следует принимать во внимание результаты
оценки системы внутреннего контроля.
Если окажется, что внутрений аудит был
достаточно эффективным, то в программу
аудита можно включать не все, а только
некоторые аудиторские процедуры, которые
позволят обосновать правильные выводы
о достоверности или недостоверности
показателей финансовых отчетов и баланса.
Аудитор может принять решение о неиспользовании
данных внутреннего контроля, если у него
имеются другие, более эффективные, методы
получения достаточных аудиторских доказательств.
4. Изучение и оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля в ходе аудита
В ходе аудиторской проверки аудитор обязан
разобраться в системе бухгалтерского
учета, которая применяется у аудируемого
им лица, и при этом изучить и оценить те
средства контроля, на основе которых
он должен определить виды, масштаб и затраты
времени предполагаемых аудиторских процедур.
Результаты такой оценки позволяют качественнее
спланировать работу аудитора: чем выше
оценка, тем меньше количество аудиторских
процедур, и наоборот.
Эффективно построенная система бухгалтерского
учета должна обеспечить гарантию того,
что финансовые операции и хозяйственные
процессы правильно отражены по времени
их совершения и зарегистрированы в полном
объеме.
Оценку систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля необходимо проводить
с использованием правила аудиторской
деятельности «Изучение и оценка систем
бухгалтерского учета и Внутреннего контроля
в ходе аудита», утвержденного постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь
от 19.06.2002 г. № 86.
Знакомство с системой бухгалтерского
учета включает в себя изучение, анализ
и оценку сведений о таких сторонах хозяйственной
деятельности проверяемой организации,
как:
- учетная политика и основные принципы
ведения бухгалтерского учета;
- организационная структура подразделения,
ответственного за ведение бухгалтерского
учета и подготовку бухгалтерской
отчетности;
— распределение обязанностей и полномочий
между работниками, принимающими участие
в ведении учета и подготовки отчетности;
- организация подготовки, оборота и хранения
документов, отражающих хозяйственные
и финансовые операции;
- порядок отражения хозяйственных операций
в регистрах бухгалтерского учета, а также
формы и методы обобщения данных таких
регистров;
- порядок подготовки периодической бухгалтерской
отчетности;
- роль и место средств вычислительной
техники в ведении учета и подготовке
отчетности;
- критические области учета, где риск
возникновения ошибок или искажений бухгалтерской
отчетности особенно высок;
- средства контроля, предусмотренные
в отдельных областях системы учета.
Аудиторская организация в ходе аудита
обязана:
— проверить соответствие организации
системы бухгалтерского учета проверяемого
клиента действующим нормативным документам
и отразить в рабочей документации аудитора
случаи отмеченных нарушений;
- ознакомиться с внутренними документами
клиента, касающимися организации, постановки
и ведения бухгалтерского учета, и определить,
в какой мере реальное состояние дел соответствует
положениям перечисленных выше документов.
При проведении предварительной оценки
работы внутреннего аудита следует учитывать
организационный статус, профессиональную
компетентность, профессиональный уровень
и функциональные рамки службы внутреннего
аудита.
Для оценки системы внутреннего контроля
и принятия решения, в какой мере на нее
можно полагаться, аудитор должен использовать
специальные аудиторские процедуры, называемые
тестированием средств контроля, содержание
которых раскрыто в правиле аудиторской
деятельности «Существенность и аудиторский
риск».
Тестирование средств контроля может
включать в себя проверку:
- наличия четкой структуры управления
предприятием и четкого административного
контроля;
- наличия службы внутреннего аудита (обратить
внимание на квалификацию данной службы);
- соблюдения распределения обязанностей
между сотрудниками бухгалтерии и материально
ответственными лицами;
- особенностей работы бухгалтерии субъекта,
отражающих сезонные периоды работы повышенной
интенсивности;
- частоты кратковременных замен учетных
работников в связи с отпуском или болезнью;
- регулярности составления промежуточной
бухгалтерской отчетности;
- возможности появления ошибок, имеющих
единичный и случайный характер;
- обеспечения сохранности активов и документации
субъекта;
- возможности использования результатов
других аудиторских процедур для получения
данных о работоспособности средств контроля.
Общий же анализ результатов работы внутреннего
аудита и их оценка может включать следующие
критерии:
- программа и объем работы внутреннего
аудита соответствуют целям аудиторской
проверки;
- внутренний аудит проводится специалистами,
имеющими соответствующий уровень профессионального
образования, навыков и компетентности,
работа правильно спланирована, квалифицированно
проведена и документально оформлена;
- по результатам работы внутреннего аудита
сделаны соответствующие выявленным обстоятельствам
выводы, отчетность подготовлена на основе
результатов проведенной работы;
- замечания или проблемные вопросы, поднятые
внутренним аудитором, решены.
Оценивая и анализируя организацию и состояние
бухгалтерского учета и внутреннего контроля
у клиента, аудитор может определить области
наименьшего и максимального риска и сконцентрироваться
на последних.
5. Существенность и аудиторский риск
В качестве основы методологии и инструмента
планирования аудита используются понятия
существенности и аудиторского иска.
Существенность (материальность) в аудите
оценивают на стадии планирования, для
того чтобы обеспечить необходимую эффективность
аудиторской проверки.
Существенность — это обстоятельства, значительно влияющие
на достоверность бухгалтерской (финансовой)
отчетности. Это одно из важнейших понятий
в аудите, которое определяет размер допустимой
ошибки и, как следствие, форму составления
аудиторского заключения. Оценка существенности
зависит от опыта и квалификации аудитора
и определяется им самим для каждого субъекта
предпринимательской деятельности с учетом
объема и особенностей его деятельности.
Существенность имеет как качественную,
так и количественную стороны. С качественной
точки зрения аудитор должен использовать
свое профессиональное суждение для того,
чтобы определить, носят или не носят существенный
характер отмеченные в ходе проверки отклонения
порядка совершенных субъектом финансовых
и хозяйственных операций от требований
нормативных правовых актов, действующих
в Республике Беларусь. С количественной
точки зрения аудитор должен оценить,
превосходят ли по отдельности и в сумме
обнаруженные отклонения количественный
критерий — уровень существенности.
Уровень существенности — это предельное значение ошибки бухгалтерской
(финансовой) отчетности, начиная с которой
квалифицированный пользователь этой
отчетности не сможет на ее основе делать
правильные выводы и принимать экономически
обоснованные решения.
Расчет существенности и порядок ее уточнения
в ходе аудиторской проверки оформляются
в виде отдельного документа и являются
частью рабочей документации аудитора.
Действующими правилами аудиторской деятельности
рекомендовано уровень существенности
вычислять как определенную долю от каких-либо
базовых показателей: числовых значений
счетов бухгалтерского учета, статей баланса
или показателей бухгалтерской (финансовой)
отчетности. При этом могут использоваться
как базовые значения текущего года, так
и усредненные показатели текущего периода
и предшествующих лет. Допускается как
единый показатель уровня существенности
для конкретной проверки, так и набор разных
значений уровня существенности, каждый
из которых должен быть предназначен для
оценки определенной группы счетов бухгалтерского
учета, статей баланса, показателей других
форм отчетности.
Уровень существенности необходимо принимать
во внимание на всех этапах аудиторской
проверки. Сопоставляя отмеченные в ходе
аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской
(финансовой) отчетности с установленным
уровнем существенности, аудитор делает
вывод о достоверности или недостоверности
этой отчетности или о необходимости включения
в аудиторское заключение соответствующих
оговорок.
С существенностью в аудите тесно связан
аудиторский риск. Определение аудиторского
риска и его компонентов приведено в правиле
аудиторской деятельности «Существенность
и аудиторский риск», утвержденном постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь
от 06.03.2001 г. № 24 с учетом изменений и дополнений.
Аудиторский риск — это вероятность того, что бухгалтерская
(финансовая) отчетность субъекта может
содержать невыявленные существенные
искажения после подтверждения ее достоверности
или признания того, что она содержит существенные
искажения, когда в действительности таких
искажений в бухгалтерской (финансовой)
отчетности нет.
Различают три компонента аудиторского
риска: внутрихозяйственный риск; риск
средств контроля; риск необнаружения.
Внутрихозяйственный риск —
вероятность того, что данные балансового
счета или отдельные хозяйственные операции
не соответствуют действительности, так
как содержат недостоверную информацию,
которая сама по себе или вместе с другой
недостоверной информацией по данным
других балансовых счетов или хозяйственных
операций искажает бухгалтерскую (финансовую)
отчетность и статьи бухгалтерского баланса.
Оценку внутрихозяйственного риска аудитор
должен дать на этапе предварительного
планирования на основе своего профессионального
суждения, принимая во внимание следующие
факторы:
- опыт и квалификацию работников, ответственных
за ведение бухгалтерского учета и подготовку
отчетности;
- возможность наличия внешнего давления
на руководителей с целью достижения определенных
показателей отчетности;
- специфические особенности деятельности
данного субъекта;
- особенности функционирования и экономического
положения отрасли, в которой действует
субъект.
Риск средств контроля — вероятность
того, что недостоверная информация не
выявлена или своевременно не предупреждена
системой внутреннего контроля.
Аудитору необходимо изучить и оценить
систему внутреннего контроля и эффективность
ее работы. Чем выше уровень надежности
внутреннего контроля, тем ниже риск аудитора.
В то же время аудитор никогда не должен
в полной мере полагаться на систему внутреннего
контроля субъекта.
Риск необнаружения — вероятность того,
что применяемые аудитором в ходе проверки
аудиторские процедуры не позволят обнаружить
реально существующие нарушения, имеющие
существенный характер по отдельности
либо в совокупности.
Риск необнаружения является показателем
качества работы аудитора, который зависит
от квалификации аудитора и особенностей
проведения конкретной аудиторской проверки.
Между указанными видами риска существует
определенная взаимосвязь. Например, при
высоком уровне внутрихозяйственного
риска и риска средств контроля аудитору
необходимо увеличить количество аудиторских
процедур с целью снижения до минимума
величины риска необнаружения и таким
образом получить приемлемый размер общего
аудиторского риска.